УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Все падежи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Деменьшина Валентина Сергеевна

Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные падежи»; познакомить с порядком разбора имени существительного.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: правило определения падежа имени существительного;

уметь: определять падеж имен существительных   по вопросам и предлогам существительных.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  20.02.18                                                                                                                               ФИО учителя: Кузнецова Вероника Викторовна

Школа: 152                                                                                                                                   ФИ студента: Деменьшина Валентина

Класс: 3-б                                                                                                                                      ФИО методиста: Зубарева Нина Сергеевна. 

Кабинет: 213

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Все падежи»

Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные падежи»; познакомить с порядком разбора имени существительного.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: правило определения падежа имени существительного;

уметь: определять падеж имен существительных   по вопросам и предлогам существительных.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013., презентация, карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые
УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя.

14:30-14:31

Фронтальная работа

-Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день,  ребята!  Меня зовут Валентина Сергеевна, и  сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация.

Словес.: эвристическая беседа..

Практический: письменное  орфографическое упражнение,проговаривание правила.

14:31-14:35

Словарная работа

-Откроем тетради, запишем число, классная работа.
-Не забываем про посадку.
-Итак, ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами слова:т..варищ, т..варищу, т..варищеский, т..варища. Какую букву поставим на месте пропусков?Почему?


- Посмотрите внимательно, какое слово здесь лишнее? Почему?

-Записываем остальные слова в тетрадь, первое слово с большой буквы, остальные через запятую с маленькой.
-Молодцы,ребята. Назовите лишнее слово среди  оставшихся.

-К какому правилу относится это слово?
-Хорошо, молодцы.

-Что общего у всех слов?

-Чем они отличаются?
Что  мы можем определить у существительных? Какие морфологические признаки?

Открывать тетради. Записывать число.

Отвечать на вопросы:
Ответ:Безударная гласная в корне слова,не проверяемая ударением. Вставляем букву о.

Ответ:товарищеский, потому что это прилагательное.

-Записывать слова в тетрадь.

Отвечать на вопрос:

Ответ: товарищ, потому что оканчивается на согласный,шипящий.

Ответ: правописание существительных с шипящими на конце слова.

Ответ:это формы слова.

Ответ: окончаниями.

Ответ:Нач. форма, собств. или нариц., одуш. или неодуш. , род, форму числа и падежа.

Л.:самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: выполнение действий по алгоритму.

III. Постановка учебной задачи

Практический: диктант с грамматическим анализом .

Словес.: эвристическая

беседа.

Наглядный: презентация.

14:35-14:41

Индивидуальная работа

- А сейчас  предлагаю поработать со словосочетаниями.

-Кто хочет поработать у доски?

-Итак, записываем словосочетания через запятую, первое слово с большой буквы. Нужно определить падеж существительных.

-Хорошо, молодцы, отлично справились.
-..., слушаем тебя, записываешь и комментируешь.

- Ребята, чем мы сейчас занимались?

-Верно.

-Сколько падежей знаете?

-Хорошо, можете ли вы мне назвать тему сегодняшнего урока.

-Молодцы, какие цели мы перед собой сегодня поставим?

-Работать у доски.

-Записывать словосочетания.

Ответ:Плыть (по чему?) по реке (Д.п.);
говорить (о ком?) о гостях (П.п.);сварить(кого?что?)компот (В.п);играть(с кем?) с другом (Т.п) ,спрятаться( от чего?) от мороза (Р.п.).

Отвечать на вопросы:

Ответ: определяли падеж имен существительных.
Отвечать на вопрос.
Ответ:закрепить умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.:самостоятельное формулирование темы и цели урока.

IV.«Открытие» нового знания

Практич.:

устное задание с объяснением, составление словосочетаний.

14:41-14:46

Фронтальная  работа

-Итак, ребята, откройте свои учебники на странице 57, найдите упражнение 102.

-Скажите, что нам нужно сделать в этом упражнении?

-Хорошо, рассмотрите таблицу.

-Скажите, какой падеж с предлогами никогда не употребляется?  

-Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в родительном(дательном,винительном, творительном,предложном) падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Как же  определить падеж существительного? Расскажите по плану .

-Открывать учебник на нужной странице.

Отвечать на вопросы:

Ответ: рассказать по таблице признаки падежей.

Ответ: именительный падеж.

-Приводить примеры.

-Работать по таблице, называть примеры

Ответ:чтобы определить падеж  имён существительных надо: -найти слова с которым это имя существительное связано по смыслу и поставить от него падежный вопрос по подвижному вопросу.

-определить падеж имени существительного.

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Словес.: рассказ правила. 

Словес.:эвристическая беседа.

14:46-14:50

Фронтальная работа

-Прочитайте сведения о языке на странице 58.

-О какой форме имени существительного вы узнали? (карточка на доске) Падежи, число?(карточка карточка на доске).

-Какие падежи называются косвенными?(на доске карточка ).

-Ознакомиться с правилом.
Отвечать на вопросы:
Ответ:о начальной.

Ответ:именительный падеж единственного числа.

Ответ:все падежи, кроме именительного.

П.:чтение правила.

К.: построение речевого высказывания. 

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: объяснительный диктант.

Практич.: самопроверка.

14:50-14:57

Диктант

-Я буду вам диктовать  словосочетания, ваша задача их записать,  и указать падеж имен существительных.

-Кто желает поработать у доски?

-Итак, давайте проверим что у нас получилось.

-Посмотрите все ли верно у вас ?

-Если все верно нарисуйте зеленый кружочек на полях тетради. Если есть хоть одна ошибка-красный.

- Поднимите руки те, у кого все правильно?У кого есть ошибки поднимите руки?

-Молодцы, ребята, хорошо поработали.

-Записывать словосочетания, указывать падеж имен существительных.

Ответ:подъехал(к  чему?) к городу(Д.п, косвенный);сделано (из чего?) из дерева(Р.п,косвенный);красивое (кто? Что?)дерево(И.п.;н.ф); стоит(перед чем?) перед домом(Т.п.; косвенный);переплыл (через кого? Что?) через реку(В.п, косвенный),говорить (о чем?) о степи(П.п,косвенный).

-Оценивать свою работу.

П.: выполнение действий по алгоритму.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

14:57-14:58

Физминутка

Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели. 

-Выполнение действий.

-Встать.

-Развести руки в стороны, вперед.
-Прогнуться вперед, назад .

-Встать на носочки, руки вверх.

-Присесть.

-Сесть на свои места.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.:

списывание с грам.заданием , самопроверка.

Словес.: рассказ  правила.

14:58-15:03

Фронтальная и  индивидуальная работа

-Молодцы,следующее упражнение №103. Прочитайте задание  к упражнению.
-Хорошо,...прочитай пожалуйста словосочетания.

-Как определить падеж имени существительного?

-Прочитайте задание под первой красной точкой.

-Что нам нужно сделать?

-Запишите в тетрадях упражнение 103.

-...начинай, пожалуйста выполнять. Выполняешь с места, записываешь в тетради и объясняешь.

-Теперь попробуйте сделать сами. Первый вариант делает вторую строчку., второй вариант делает третью строчку.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Прочитайте задание под второй красной точкой.

-Хорошо, начинаем выполнять.

-..., прочитай, пожалуйста, свое предложение.

-Ребята, что вы заметили в этом упражнении?

-Давайте прочитаем памятку под упражнением.

-Умница, какой мы вывод можем сделать из этого упражнения?

-Хорошо.

-Читать задание.

Отвечать на вопрос.

Ответ:объяснить как определить падеж

Ответ:Жил( в чем?) в деревне П.п.-приехал(во  кого? Что?) в деревню В.п.;вышел (на что?)на берег В.п.-отдыхал (на чем?) на берегу П.п.;ударился (обо что?) о камень В.п-рассказал (о чем?) о камне П.п..
-Отвечать на вопрос.

-Читать памятку.

Ответ: что при определении нужно смотреть не только на предлог, но и на вопрос .

П.: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. 

П.: выполнение действий по алгоритму .

К.: полно и точно выражают свои мысли.

VII. Включение в систему знаний

Практ.: анализ  памятки .

15:03-15:08

Фронтальная и индивидуальная работа

-Работаем  с упражнением 105.
-Что нам нужно сделать?

-Какой цифрой справа от слова обозначается этот вид разбора?

-Хорошо,  открываем страницу 144.

-Давайте узнаем, как же выполняется разбор имени существительного на примерах, которые представлены у вас в учебнике.

-Давайте рассмотрим устный разбор(письменный).

Домашнее задание

-Ребята, именно этим вы и будете заниматься дома. Откройте дневники, запишите домашнее задание:

-Упражнение под №106.

Отвечать на вопрос:

Ответ: цифра 3.

-Разобрать письменный и устный разбор имени существительного.

Записывать домашнее задание.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

 

15:08-15:10

Фронтальная работа

-Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

-Напомните как определить падеж имени существительного?

-Какой падеж с предлогом никогда не употребляется?

-Назовите косвенные падежи.

-Какая тема нашего занятия была сегодня?

-Какие цели мы поставили?

-Достигли ли мы их?

-Что вам понравилось в своей работе на уроке?

-Что запомнилось?

-Вы огромные молодцы! Урок окончен!

-Выберите одну фразу  и оцените себя:

  • Я хорошо работал, все выполнил;
  • Я хорошо работал, но остались вопросы;
  • Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

Ответ:Именительный падеж.

-Падежи имени существительного.

Отвечать на вопросы.

Выбирать  фразу, оценивать свою работу на уроке.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

Дополнительные задания по теме урока:

Определите падеж существительных, скажите, что обозначает данное выражение:

  • Жить за каменной стеной (Т.п.)
  • Как в воду кануть (В.п.)
  • Заварить кашу (В.п.)
  • Встать с левой ноги (Р.п.)
  • Ищи ветра (Р.п.) в поле (П.п.)
  • Делать из мухи (Р.п.) слона (Р.п.)

 Определить падеж у выделенных существительных:

Под скалой сидело сорок с лишним волков. Волк-одиночка уже около года был их вожаком. В юности он два раза попадал в волчий капкан. Волчата кувыркались на середине площадки, кругом сидели их отцы и матери.

№104

-Ребята, с упражнением № 104 вы будете работать самостоятельно.

-Давайте посмотрим, что нам нужно сделать.

-Хорошо, приступаем к выполнению работы.

-Если вы затрудняетесь, можете работать в парах. жужжали (над чем?) над столом Т.п.,спасали (из чего?) из миска Р.п.;спасали (чем?) ложкой Т.п;села (на что?) на мед В.п;прилипла (чем?) лапками Т.п; прилетела (кто?) оса И.п.;вечером(на чем?)на террасе П.п; пили (кого? Что?) чай В.п;пили (с чем?) с медом Т.п

-Итак, как же вы озаглавили текст?

-Очень хорошо, назовите мне падежи выделенных существительных. Третий ряд начинает работать по цепочке.

-Обратите внимание на слово пчелы. Что означает цифра 1? звуко-буквенный разбор слова

-Может кто-то хочет поработать у доски?:пчелы;пче-лы;,ударение на первый слог;букв 5, звуков 5

И.п. Единственное число

Начальная форма имени существительного

В.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п.

Косвенные падежи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать;  закреплять умения находить в предложении второстепенные члены предложения; совершенствование ...

Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"

Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3  класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи ...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Все падежи"

Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные...