"Склонение имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лысенкова Наталья Ивановна

             Урок русского языка в 4 классе

Тема «Склонение имён прилагательных».

Цель: формирование умения правильного написания падежных окончаний  имён прилагательных.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Методическая цель: создание условий для познавательной активности учащихся.

УУД

Познавательные:

осознание целей, умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализ, синтез, сравнение, классификация, извлечение необходимой информации, использование знаково-символических средств, создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму, осознанное построение речевого высказывания, умение слушать и слышать.

Регулятивные:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по алгоритму, умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, самооценка.

Коммуникативные:

Умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, умение точно выражать свои мысли, умение дать ответ на поставленный вопрос, планирование учебного сотрудничества, умение объективно оценивать себя и других, проявлять толерантность, достижение договорённостей и согласование общего решения, учёт разных мнений.

Личностные:

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, учебная мотивация, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, нравствеенно-этическое оценивание усваиваемого содержания, самооценка на основе критерия успешности, понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_imyon_prilagatelnyh.doc39.5 КБ
Файл imya_prilagatelnoe.rar809.44 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Склонение имён прилагательных (4 класс)

1)Мотивация к деятельности.

Блиц-опрос.

-На какие вопросы отвечают глаголы?

-В каких склонениях живут существительные мужского рода?

-Как пишутся имена собственные?

-Глаголы-исключения, относящиеся к первому спряжению?

-Какие слова называют трёхсложными?

-С какой частью речи дружит имя прилагательное?

-Чему равна сумма тех склонений, в которых живут существительные женского рода?

-Что должны помнить о написании личных окончаний глаголов единственного числа второго лица?

-Правда ли, что существительные третьего склонения в трёх падежах имеют окончания –И?

-Какая пара слов в предложении не составляет словосочетания?

2)Актуализация знаний.

  а)Слайд №2.

Посмотрите на слайд.

-Что изображено?

-Что можно определить по этим схемам?

-Какая схема лишняя и почему?  Щелчок.

-На какие группы можем распределить оставшиеся схемы?

-Выпишите схемы в тетрадь (1ряд-мужской род, 2 ряд-средний род, 3 ряд-женский род)

-Какими схемами можете дополнить свою группу? Щелчки

-Что объединяет эти схемы?

б)Слайд №3

-Опираясь на схему, расскажите всё, что мы знаем об имени прилагательном.

-Иностранные студенты, изучающие русский язык, выполняя задание, получили следующие записи. Щелчок

(К еловый лесу, с тёплое молоком, перед большой домом, по родной краю, из глубокий оврага, в ночной городе).

-Что ещё не знали студенты об именах прилагательных русского языка? Щелчок.

-Как называется изменение имён прилагательных по падежам.

-Какую тему мы начали изучать на уроках русского языка? Щелчок.

-А отчего зависит падеж имени прилагательного?

3)Создание проблемной ситуации и постановка учебной цели.

-Давайте поможем студентам и запишем словосочетания, употребив прилагательные в нужном падеже. Но прежде давайте подумаем, на какие две группы их можно распределить? (ударные окончания и безударные окончания)

Работа в парах. Распределение словосочетаний по группам.

Проверка. Какая задача стояла перед вами? Как справились?

-В какой группе возникает затруднение в написании окончаний имён прилагательных?

-Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

4) Построение проекта выхода из затруднения.

-Что нам надо знать для правильного написания окончания имени прилагательного? (Последовательность действий)

-Наша задача будет состоять в том, чтобы эту последовательность определить?

-Подберите синоним к словосочетанию «последовательность действий» (Составить алгоритм для выбора правильного написания окончаний)

Работа в парах.

-У вас у каждого есть листочек для составления алгоритма действий. Вам необходимо дописать в каждый пункт недостающие сведения.   (Приложение1) Слайд

1)Найти имя……, к которому относится имя…...

2)Определить  ….. и …..  имени   ……...

3)По ….. и ……имени ……. определить …… и …… имени ……..

          4)Выбрать ……имени прилагательного, соответствующее данному….. и …..

Проверка. Щелчки.

Проверьте правильность написания окончаний в столбике с безударными окончаниями, пользуясь таблицей окончаний имён прилагательных.

5)Первичное закрепление.

а)Работа с комментированием. Справочное пособие стр.128 упр.246 (определение окончаний имён прилагательных)

б)Работа в группах

Работа с пословицами. Найти к началу пословицы её конец. Определить, какое окончание необходимо написать у имени прилагательного. (Приложение2) Слайд.

Верн….. другу                              лучше больш….. безделья.

Не жалей сил                                молчание в тягость.

Маленьк….. дело                          и прожиток не в убыток.

С мил….. другом                          цены нет.

Болтлив…… человеку                 для полезн….. дела.

Проверка. Какая пословица лишняя? Почему? Объясните её смысл.

6)Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Словарно-орфографическая работа.

-Ребята, как вы понимаете смысл следующей пословицы. Слайд.

Сказанное слово с…ребряное, а несказанное з…л…тое.

-Написание какого прилагательного можно проверить правилом проверки безударных гласных в корне слова? Как?

-Как должны действовать, чтобы не ошибиться в написании второго прилагательного? (словарь)

-Это наше новое словарное слово. Посмотрите правильность его написания в словаре. Щелчок.

Работа со словарным словом: деление на слоги, ударение, выделение орфограмм.

Слово «серебряный» может иметь несколько значений. Посмотрите на картинки и словосочетания и определите эти значения. Щелчок

Без серебрян… крестика

На серебрян…  инее

К серебрян…  призёру

С серебрян… голоском

Запишите данные словосочетания, самостоятельно вставив попущенные окончания. Проверьте правильность выполнения по образцу. Щелчок

Работа с предложениями.

-Посмотрите на записи. Какое задание вы могли бы предложить?

Леса, выплыл, из-за, месяц, серебряный.

Нарисовала, звёздном, серебряный, небе, месяц, на, Оля.

-Составьте предложения. Пронумеруйте слова на доске.

-При определении падежа прилагательного «серебряный» между ребятами возник спор. Как вы думаете, в чём он заключался? (И.п или В.п.)

1 вар. – Выпишите предложение, где прилагательное употреблено в винительном падеже.

2 вар. - Выпишите предложение, где прилагательное употреблено в именительном падеже.

Как разобрались, где какой падеж?

-Докажите правильность написания окончания у прилагательного «звёздном»

7)Рефлексия.

-По какой теме работали на сегодняшнем уроке?

-Какова была наша цель?

-Используя слова-помощники, оцените свою работу на уроке.

 



Подписи к слайдам:

Восьмое февраля.Классная работа.
К еловый лесу, с тёплое молоком, перед большой домом, по родной краю, из глубокий оврага, в ночной городе.
Склонение имён прилагательных
Алгоритм написания окончаний имён прилагательных
1)Найти имя , к которому относится имя .2)Определить и имени .3)По и имени определить и имени .4)Выбрать имени прилагательного, соответствующее данному и .
существительное
прилагательное
падеж
существительного
падежу
существительного
падеж
прилагательного
окончание
падежу
род
роду
род
роду
Верн….. другу лучше больш….. безделья.Не жалей сил молчание в тягость.Маленьк….. дело и прожиток не в убыток.С мил….. другом цены нет.Болтлив…… человеку для полезн….. дела.
Сказанное слово с…ребряное, а несказанное – з…л…тое.Словарь: серебряный.
С СЕРЕБРЯН…ГОЛОСКОМ
К СЕРЕБРЯН…ПРИЗЁРУ
В СЕРЕБРЯН…ИНЕЕ
БЕЗ СЕРЕБРЯН…КРЕСТИКА
ОМ
ОМУ
ОГО
ЫМ
понял
узнал
вспомнил
научился
вызвало затруднение
понравилось


Предварительный просмотр:

Алгоритм написания падежных окончаний имён прилагательных

1)Найти имя________________, к которому относится имя _________________.

2)Определить __________ и _________  имени ____________________.

3)По __________ и __________ имени __________________определить  _________ и _________ имени _______________.

4)Выбрать ___________ имени прилагательного, соответствующее данному ________

и __________.

 Алгоритм написания падежных окончаний имён прилагательны

1)Найти имя________________, к которому относится имя _________________.

2)Определить __________ и _________  имени ____________________.

3)По __________ и __________ имени __________________определить  _________ и _________ имени _______________.

4)Выбрать ___________ имени прилагательного, соответствующее данному ________

и __________.

Алгоритм написания падежных окончаний имён прилагательны

1)Найти имя________________, к которому относится имя _________________.

2)Определить __________ и _________  имени ____________________.

3)По __________ и __________ имени __________________определить  _________ и _________ имени _______________.

4)Выбрать ___________ имени прилагательного, соответствующее данному ________

и __________.

Алгоритм написания падежных окончаний имён прилагательных

1)Найти имя________________, к которому относится имя _________________.

2)Определить __________ и _________  имени ____________________.

3)По __________ и __________ имени __________________определить  _________ и _________ имени _______________.

4)Выбрать ___________ имени прилагательного, соответствующее данному ________

и __________.

Алгоритм написания падежных окончаний имён прилагательных

1)Найти имя________________, к которому относится имя _________________.

2)Определить __________ и _________  имени ____________________.

3)По __________ и __________ имени __________________определить  _________ и _________ имени _______________.

4)Выбрать ___________ имени прилагательного, соответствующее данному ________

и __________.

 



Предварительный просмотр:

Верн….. другу                       лучше больш….. безделья.

Не жалей сил                        молчание в тягость.

Маленьк….. дело                 и прожиток не в убыток.

С мил….. другом                  цены нет.

Болтлив…… человеку        для полезн….. дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

русский язык 4 класс Урок по теме: СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ТВЁРДЫМ СОГЛАСНЫМ НА КОНЦЕ ОСНОВЫ.

русский язык  4 класс Урок по теме  СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ  С ТВЁРДЫМ СОГЛАСНЫМ НА КОНЦЕ ОСНОВЫ....

Склонение имён прилагательных женского рода.

Рабочий урок в 3 классе по теме " Склонение имён прилагательных женского рода" по программе "Школа России". Разноуровневые задания....

Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных"

Урок по программе "Начальная школа XXI века", проведённый в 3 классе....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....