Употребление частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Смирнова Оксана Олеговна

Конспект урока, 3 класс "Школа  2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Русский язык

Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.

3 класс.

Учитель: Смирнова О.О.

Цели:

  1. Развитие читательских умений с применением технологии продуктивного чтения, совершенствование умений переработки и преобразования информации.
  2. Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
  3. Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

Методическое обеспечение:

Учебник «Русский язык , 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), тетрадь, папка со словарными словами, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающая деятельность

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Давайте выполним дыхательное упражнение.

Дети выполняют упражнение для дыхания, настраиваются на урок.

2. Словарная работа.

1) - Прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

- Какими словами играет поэт?

- Что эти слова означают в тексте?

- А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста?

- В таких сочетаниях «сидит на мне»,  «мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.

- Выпишите словарные слова по теме «Гардероб».

- Что общего между словами платье и платок?

(Часть «плат». Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово «плат»  используется в художественно-поэтической речи. Например: «Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя». (А.Н.Толстой))

- Как легче запомнить правописание слов платок, платье?

2) – Составьте и запишите со словом «платок» словосочетания к схемам:

прил. + платок, платок + сущ., глагол + платок.

Дети читают стихотворение (на слайде)

Платье новое –

Вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт.

А костюм наоборот,

Потому что плохо сшит,

Он нам вешалке висит.

Дети отвечают на вопросы:

Подходит к фигуре по цвету, фасону.

Нет.

Дети выписывают слова платье, костюм и ещё 2 слова добавляют из папки со словарём.

Учащиеся предлагают иллюстрации для запоминания слов.

Дети составляют и записывают словосочетания:

красный платок, платок с каймой, закутанная в платок.

ИКТ повышает мотивацию к обучению.

3. Введение в тему урока.

- Прочитайте текст и найдите в нём несоответствие.

- Как передать отрицание?

- А с какими словами употребляется слово НЕ?

- Предположите, какая будет тема урока.

Учащиеся читают текст со слайда:

                     Заблудился

        Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он мог найти дорогу, знал, в какую сторону идти. Мальчик хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и стал медлить.

Вывод: текст нуждается в редактировании.

Дети отвечают на вопрос:

необходимо воспользоваться словом НЕ.

Учащиеся формулируют тему урока:

НЕ с глаголами.

4. Постановка проблемного вопроса.

- Какую цель перед собой поставим?

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

- Какие вопросы у вас возникают?

- Всё ли здесь понятно?

- Сегодня мы будем исследователями. Дату и место проведения записали. Тему исседования записали.

Дети отвечают:

Научиться правильно писать НЕ с глаголами.

Игровой фон урока способствует  развитию положительных эмоций.

5.  Открытие новых знаний.

1) – Какой 1-ый вывод можно сделать?

- Это закон. Напишите эти слова в тетрадях.

2) Учебник стр.112

- Какая это часть речи?

3) упр. 360 

- Прочитайте предложения. В чём разница между ними?

- Почему изменился смысл предложения?

- Посмотрите как записаны глаголы с НЕ. Какое значение в записанных парах слов?

- Что придаёт отрицательный смысл?

- За такой смысл это слово (частица) получило название «отрицательная частица».

  1. Чтение правила в учебнике на стр.112

- Как называется слово НЕ?

- Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?

- К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему?

- Какую роль она выполняет в речи?

- Как пишется частица НЕ с глаголами?

- Как обозначается орфограмма?

Дети делают выводы:

- НЕ с глаголами пишется раздельно.

- НЕ – это частица.

Дети записывают в тетрадях:

читал – не читал

любит – не любит

Дети отвечают на вопросы:

- Противоположное.

- Слово НЕ.

Дети читают правило и отвечают на вопросы:

- Частица, отрицательная частица.

- Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – НЕ)

Вывод: Частица НЕ – служебная часть речи.

- Придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

Физ. минутка

Мальчики встают, когда слышать слово с НЕ, девочки – без НЕ.

(Не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не морозит).

6. Домашнее задание

1) - Выучите правило на стр. 112

2) Творческое задание

- Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а перечёркивает то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

- Попробуйте дома проиллюстрировать их отношения: придумать сказку, инсценировку, нарисовать рисунки.

Творческое задание способствует развитию положительных эмоций – крайне необходимое условие здоровьесбережения.

7. Развитие учебно-языковых, речевых и орфографических умений.

1) упр. 361 с.113

- Объясните смысл пословиц.

- Найдите и выпишите пословицу со словарным словом, которое мы сегодня записывали.

- Обозначьте известные орфограммы.

- Выпишите самостоятельно ещё 1 пословицу (на выбор) и обозначьте орфограммы.

2) упр.362 с.113

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Выпишите 2 любые пословицы.

3) Задание в парах (на карточках)

Глаголы – исключения.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и (не)годуют, когда им (не)здоровится.

- Какое задание нужно выполнить?

- Попробуйте прочитать эти предложения без НЕ. Какие получили слова?

- Есть ли в русском языке такие слова?

- Сделайте вывод.

  1. Единые цифровые образовательные ресурсы

(распределить глаголы в 2 столбика: слитное и раздельное написание).

Дети выписывают пословицу:

На каждый роток не накинешь платок.

Дети объясняют смысл пословиц.

Дети отвечают:

- Раскрыть скобки.

- Любят, навидят, годуют, здоровится.

Вывод: Если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно.

НЕ в таких словах – приставка.

Ребёнок выбирает самостоятельно задание, которое будет выполнять.

8. Итог урока.

- А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

Дети выполняют тест на интерактивнойдоске.

Создание ситуации успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаголы в предложении. Частица не с глаголами.

Дать познакомить с глаголом как частью речи, выяснить исторический смысл названия части речи, вспомнить неопределенную форму, изменение глаголов, роль в предложении, познакомить с написани...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....

Презентация по русскому языку "Употребление и правописание частицы не с глаголами"

Презентация для 3 класса, знакомящая обучающихся с частицей не, употреблением её и написанием с глаголами....

Употребление частицы не с глаголами. 3 класс

Урок русского языка тема "Употребление частицы не с глаголами"...

Употребление частицы не с глаголами. 3 класс

Презентация к уроку русского языка "Употребление частицы не с глаголами"...