Употребление частицы не с глаголами. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Грунтова Наталья Владимировна

Урок русского языка тема "Употребление частицы не с глаголами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс.

Тема урока. Употребление частицы не с глаголами.

Цель урока: формирование умения правильно писать частицу «не» с глаголами.  

Задачи урока.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь обучающихся.

Ценностно-ориентированная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в   группах.

Универсальные учебные действия:

 Личностные:  развиваем умения выказывать своё отношение, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,  формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему;

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других,  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме,  умение работать в группе. 

Познавательные:   развиваем умение высказывать своё предположение,   оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: закрепление материала.

Методическое обеспечение: тетрадь, карточки для работы в группе, оценочный лист, компьютер, презентация.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка.

Ход урока.

I Организационный момент.  (1слайд)

-Доброе утро! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня к нам пришли гости. Давайте улыбнемся им и друг другу. Садитесь. Начинаем наш урок!  

II  Актуализация знаний. (2 слайд)

-Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Для этого вам надо вспомнить правила работы в группе. Распределите роли в группе.

-А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

 -Прочитайте высказывание. (3 слайд)

Ошибается тот, кто ничего делает.

-Понятен ли смысл?

-Почему данное высказывание звучит бессмысленно? Что нужно добавить? (частицу «не»)

-Прочитаем, что у вас получилось.

  Не ошибается тот, кто ничего не делает. (4 слайд)

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

 -Давайте это высказывание будет девизом урока.

- Перед вами лежат стихи Григрия Остера «Вредные советы». Прочитайте и подумайте, чем интересны эти стихи и чем особенны?

 1группа.

 Кто не прыгал из окошка
Вместе с маминым зонтом,
Тот лихим парашютистом
Не считается пока.
Не лететь ему, как птице,
Над взволнованной толпой,
Не лежать ему в больнице
С забинтованной ногой.

2 группа.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

3группа.

Никогда не разрешайте
Ставить градусник себе,
И таблеток не глотайте,
И не ешьте порошков.
Пусть болят живот и зубы,
Горло, уши, голова,
Все равно лекарств не пейте,
И не слушайте врача.
Перестанет биться сердце,
Но зато наверняка
Не прилепят вам горчичник
И не сделают укол.

- Проверим выполнение задания. Прочитайте стихотворение. (каждая группа читает стихотворение)  

-Что предлагает автор этого стихотворения?  

-Это правильно? Кто из вас хочет выполнить этот совет?

-Чем интересны стихотворения? (в стихотворении употребляется частица «не»)

-Что мы знаем про частицу «не»?

-Сформулируйте тему урока.

 -Тема урока новая?

-Какую цель перед собой поставите по этой теме? (5 слайд)

 (Мне нужно…., я хочу…, я буду…)

III  Минутка чистописания. (6 слайд)

-А теперь выполним минутку чистописания.

-Посмотрите на ленту букв. Послушайте меня и узнаете, какие буквы будите писать. Эта  буква находится в верхнем ряду, первая после   Догадались? Вторую букву ищите среди гласных. Обозначает два звука. Если ее подставить, то получится слог,  который звучит в теме урока.

-Объясните закономерность. Пропишем в воздухе. Выполните минутку чистописания до конца строчки.

   нее енн   

IV  Развитие умений. Работа в группе. (7 слайд)

1.Работа с пословицами.  

 -У вас на столах лежат рассыпанные пословицы. Соберите их и запишите в тетрадь.

1 группа.

 Пар костей не ломит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Не смажешь колеса- быстро не поедешь.

2 группа.

Кашу маслом не испортишь.

Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.

Семеро одного не ждут.

3 группа.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не спеши языком торопись делом.

Написано пером, не вырубишь топором.

-Прочитайте пословицы. (читает каждая группа)

-Выберите одну пословицу, которая подходит к теме школа, занятие, уроки и объясните ее смысл.

  Физминутка. (8 слайд)

-Давайте, отдохнём. Встаньте.

-Сейчас я вам буду называть глаголы, а вы выполните действие на оборот.

 (  не улыбаться,   не танцевать, не прыгать, не дразнится, не приседать, не кружиться, не топать, не садиться)  

2.Творческое задание.  

  -Скажите, ребята, как вы понимаете слово правило? А зачем нам нужны правила? Их надо выполнять? Я вам сейчас предлагаю, составить правила с использованием частицы «не» с глаголом. (9 слайд)

1 группа. Представьте, что вы дежурные на перемене. Составьте правила поведения на перемене, используя глаголы с частицей «не».

(не бегайте, не шумите, не деритесь, не толкайтесь, не кричите)

2 группа. Правила поведения на уроке.

(не отвлекайтесь, не опаздывайте, не смейтесь, не разговаривайте, не списывайте)

3 группа. Правила поведения в лесу.

(не кричите, не разоряйте, не рвите, не жгите, не ломайте)

-Правила запишите в тетрадь, а секретарь каждой группы записывает на листе бумаги.  

-Какие правила вы написали? (записанные правила представляет каждая группа у доски)  Молодцы и с этим заданием вы справились. Запомните правила и выполняйте их.  

3. Выборочный диктант. (10 слайд)

 Будьте внимательны, вам надо прослушать песню « Не дразните собак», запомнить и записать в тетрадь глаголы с частицей «не».  

Не дразните собак, (11 слайд)

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет!

 -Какие глаголы вы записали, проверим?  (на слайде выделенные глаголы)

 -А как написали частицу «не»?  

 V Подведение итогов.  

-Прочитайте правило. (12 слайд)

Сердись, скучай,

Дерись, спеши!

Не с глаголом_______пиши!

-Вы согласны применить это правило?

-Чего не хватает? (частицы «не»)

-Давайте прочитаем правило правильно. (13 слайд)

-Запомните это правило.

 -Много работы мы сделали на уроке, сейчас я вам предлагаю оценить себя. У вас на столе лежит оценочный лист. Поставьте каждый себе отметку и вложите оценочный лист  в тетрадь, я проверю и поставлю отметку за выполненную работу.

VI Рефлексия учебной деятельности. (14 слайд)

-Вспомните, какую цель каждый ставил в начале урока. Достигли вы ее. Продолжите фразы.

«Мне было сегодня интересно…»

«Я хотел бы еще…»

«Мне было трудно…»  

VI  Домашнее задание. (15 слайд)

-Домашнее задание будет для каждой группы.

1группа. Записать народные приметы о весне, в которых употребляются глаголы с частицей «не».

2 группа. Придумать вредные советы, в которых употребляются глаголы с частицей «не».

3 группа. Записать пословицы и поговорки,   в которых употребляются глаголы с частицей «не».

-А теперь вложите оценочный лист в тетрадь, я проверю и поставлю отметку за выполненную работу.

Спасибо за урок! (16 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаголы в предложении. Частица не с глаголами.

Дать познакомить с глаголом как частью речи, выяснить исторический смысл названия части речи, вспомнить неопределенную форму, изменение глаголов, роль в предложении, познакомить с написани...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Употребление частицы НЕ с глаголами

Конспект урока, 3 класс "Школа  2100"...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....

Презентация по русскому языку "Употребление и правописание частицы не с глаголами"

Презентация для 3 класса, знакомящая обучающихся с частицей не, употреблением её и написанием с глаголами....

Употребление частицы не с глаголами. 3 класс

Презентация к уроку русского языка "Употребление частицы не с глаголами"...