"Правописание гласных на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цапова Валентина Александровна

Тема урока: "Правописание гласных на конце наречий". Урок изучения нового материала. Форма проведения: индивидуально-групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 4

Учитель: Цапова В.А.

Тема урока: Правописание гласных на конце наречий  (слайд№1)

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока

Задачи урока: 

Образовательная: Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия

Воспитательная: Создать условия для воспитания интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников

Развивающая: Создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая

Методы обучения: проблемно - поисковый

Оборудование: ноутбук, проектор, вебкамера, карточки для групповой работы

Сценарий урока.

I.Орг. момент.

II. Целеполагание и мотивация.

 Формулирование учащимися темы, цели урока.

У.: - Используя ключ к коду, расшифруйте слово (слайд №2)

- определите, какой частью речи является это слово

- выделите орфограмму в нём

- сформулируйте тему урока

untitled

 - Это слово «прямо»

Далее дети делают вывод о теме урока и ставят цели.

Цели:

1) Повторить изученное по теме «Наречие»

2) Учиться правильно писать наречия

III. Минутка чистописания (слайд №3)

  • А сейчас у нас минутка чистописания. На доске даны слова, давайте прочитаем их.

        -Что это за слова?  (словарные слова, часть речи - наречие)

            -Какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

IV. Актуализация знаний

1. Обобщение теоретических знаний:

У.: - Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие - обозначает признак действия, признак признака, время и место действия.

- А теперь сформулируйте правило полностью

 Слайд №4.

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Обозначает признак действия, признак признака, время и место действия.

5. Словообразование наречий.

- Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:

Быстрый – быстро (безударная гласная -О в суффиксе)

Тихий – тихо

Близкий – близко (безударная гласная О в суффиксе, парная согласная З в корне, проверочное слово «близок»)

Правый – (здесь мнения детей разделились)  -  справа, направо, вправо

- Как образовались  наречия от слова «правый»?

Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

- А какие суффиксы вы написали в этих словах?

Дети дают разные ответы: кто-то написал - О, кто-то - А

V. Изучение нового материала.

1. Групповая работа по уровням (карточка №2)

 - Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.

1 группа  (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила,  выделите орфограмму.

2 группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново

Запишите слова,  выделите орфограмму (слайд №5)

2. Творческое задание.

- Придумайте способы запоминания нового правила.

На карточках текст (карточка №3)

Прочитайте текст.

- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.

-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.

- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-

пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…

Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.

Дети делают выводы (слайд №6)

VI. Физминутка

Встали прямо.

Повернулись направо.

А теперь налево.

Наклонитесь вправо.

Теперь влево.

- Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки? Что у них общего?

VII. Закрепление

Самостоятельная работа (карточка №4)

- Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст: (слайд №7)

Повернуть вправ…, показаться справ…, посмотреть направ…, вытереть досух…,  накормить досыт…, встречать изредк…, смотреть искос…, переписать набел… Проверка работы с помощью вебкамеры

Разбор по составу 3-х наречий с приставками.

- Проверьте выполнение  работы у соседа по парте.

VIII. Рефлексия (слайд №8).

- Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового?

- Какие трудности были сегодня на уроке?

- Что понравилось?

IX. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе. «Правописание гласных на конце наречий»

Тема: . «Правописание гласных на конце наречий» Цель: познакомить с правописанием гласных на конце наречий            Совершенствовать каллиграфичес...

Правописание гласных на конце наречий

Урок русского языка был дан для молодых учителей. Получил высокую оценку ШМО....

Правописание гласных на конце наречий

Методическая разработка урока поможет провести хороший урок по русскому языку в 4 классе....

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий". Данный урок является 6 уроком по теме "Наречие" и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа на...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

В течение всего урока шла работа над правописанием суффиксов -а, -о в наречиях. На уроке дети учились анализировать, делать выводы. К этому уроку была составлена презентация, которая была хорошим помо...

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Данный урок поможет:уточнить представления детей о наречии;познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;продолжить работу по формированию орфографической зоркости;продолжить работу над кал...