Орфографическое чтение по методике Тоцкого П.С.
материал по русскому языку на тему

Свиридова Таисия Михайловна

Развитие грамотности у ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskoe_chtenie.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДИКЕ П.С. ТОЦКОГО.

Грамотность ребёнка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать. Для этого можно использовать такой приём как орфографическое чтение. Начальная школа ставит перед собой задачу формирования речевых навыков учащихся, развитие их мышления, познавательных способностей. Развитие же мыслительных способностей тесно  связано с развитием речи.

Основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Однако, чтобы сохранить уровень речевой культуры, а тем более поднять этот уровень, нужны общие усилия в борьбе за грамотность и культуру речи. И каждый учитель начальной школы ищет пути достижения главной цели – научить детей грамоте.

В своей практике  работы я использую всё, что видела у коллег, что нахожу в методической литературе. Но есть ещё проблема такого характера. Не у всех ребят сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, присутствует должная помощь и контроль со стороны семьи, хорошее здоровье. Следовательно, необходимо было найти оптимальные способы обучения, которые были бы одинаково успешны для всех учеников. И такой способ есть в методике Петра Семёновича Тоцкого.

Основная идея системы П.С. Тоцкого – орфографическое и орфоэпическое чтение. Система так и называется «Орфография без правил». Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от  орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки значений каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционную память последовательно подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его на бумаге орфографически правильно.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не остаётся в памяти движений речевого аппарата.

Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

Обучая двум видам чтения, мы преследуем следующие цели:

- передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением;

- отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

Разумеется, орфографическое чтение не панацея, но, активно используя эту методику на протяжении многих лет, я добиваюсь хороших результатов, подтверждённых срезовыми контрольными работами.

Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, что облегчает его восприятие и повторение.

Чтение для ребёнка может быть двойным: на слух без книги чтение со слежением по книге. Всё это на первом этапе. Когда идётчтение вслух за учителем, рёбёнок слышит образец чтения и копирует его с такой же скоростью за учителем. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения, такое чтение ведёт к общему развитию речевого аппарата.

Подготовка и проведение зрительного диктанта.

В этом виде работы я стараюсь идти в направлении максимальной эффективности :

- совершенствование  навыков быстрого, орфографически  правильного письма;

- развитие речи учащихся;

- обогащение словарного запаса;

- уточнение лексического значения слов;

- умение определять текст перед нами или набор предложений;

-определение вида текста;

- совершенствование умения правильного построения предложений;

- совершенствование речевого аппарата;

-  развитие артикуляционной памяти;

- совершенствование навыков орфографического чтения;

- совершенствование техники чтения (темп чтения, осмысленность, выразительность);

- закрепление знаний орфограмм изученных видов.

Текст готовится заранее на двух сторонах классной доски (или файлах презентации), на одной из которых предложения закрыты.

Примерный текст.

 По ясному небу едва неслись редкие облака. Они были похожи на весенний запоздалый снег. Облачка быстро таяли на синем небе. Наступила тяжёлая, утомляющая жара. Мы с товарищами долго бродили по лесу. Ноги путались и цеплялись в длинной траве. Она обильно поливалась горячим солнцем.

Работа над текстом.

1. Самостоятельное чтение про себя.

2.Орфографическое чтение, пауза после каждого слова.

3. Орфографическое чтение, пауза на знаках препинания.

4. Вопросы по содержанию текста.

- Текст ли это? Докажите.

-  Как можно озаглавить текст? Почему?

- Как вы понимаете выражение «едва неслись»?

- Какого цвета были облака? Как вы это определили?

- Почему автор употребил выражение «длинная трава», а не «высокая трава»?

- Что значит «обильно»? Подберите синонимы к этому слову.

Целесообразно один и тот же текст использовать два – три раза. Если текст взят впервые, то закончить устную работу можно орфографическим чтением с паузами на знаках препинания. Можно так же использовать словесное рисование к тексту.

Работу над орфограммами можно варьировать исходя из подготовленности класса:

- учитель заранее сам подчёркивает все орфограммы, ученики объясняют хором или «цепочкой»;

- ученики сами выделяют орфограммы с полным объяснением 4

- выделить в предложениях на доске только те орфограммы, которые не подчиняются орфографическому чтению.

Конечный этап работы над текстом – зрительный диктант. Открывается та часть доски, где предложения закрыты. Каждое предложение демонстрируется 3-5 секунд. Дети читают про себя. Предложение стирается учителем. Ученики записывают по памяти.

Можно выполнить самопроверку или взаимопроверку, сравнивая запись в тетради с текстом, записанным на доске.

Работа над текстом проводится по – разному, но главной, неотъемлемой  частью является орфографическое чтение.

Мы привыкли к тому, что, объяснив правило, тут же применяем его на практике и получаем результат. При орфографическом чтении картина меняется. Результат не приходит сразу. Речевой аппарат не сразу приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Зато потом образуется прочный фундамент для правописания.

Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Так на уроках чтения можно минутку отвести на орфографическое чтение или прочитать орфографически: один абзац в тексте, над которым осуществляется работа на уроке чтения или окружающего мира; задачу или задание по учебнику математики. Такая работа способствует и более полному восприятию текста. Если встретилось новое слово, то следует выяснить его лексическое значение; прочитать три раза орфографически; подобрать синонимы; произнести   их орфоэпически; разобрать орфограммы. За короткое время дети не приобретут навыки правильного орфографического произношения всех слов в диктанте.  Но ежедневное применение орфографического чтения на каждом уроке, несомненно, принесёт хороший результат. И вы убедитесь в этом через 3-4 месяца работы по методике Петра Семёновича Тоцкого.

Использование орфографического чтения в процессе обучения младших школьников – эффективнейшая методика. Разумеется, если осуществляется систематически на всех уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Обучение детей беглому и правильному чтению по методике А.Н.Корнева".

Советы родителям будущих первоклассников: нужно ли уметь читать ребенку, идущему в 1 класс и   что  делать, если ребёнок знает буквы, но не умеет читать слог, сливая его....

Обучение чтению по методике Д.Б.Эльконина

Описание методики обучения чтению по Д.Б.Эльконину. Представляю вниманию презентацию и текст к ней....

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Обучение чтению по методике Н. С. Жуковой

Презентация. Обучение чтению по методике Н. С. Жуковой, слияние слога ГС...

Орфографическое чтение

Дорога к правильному письму лежит через орфографическое чтение. Все грамматические законы можно усвоить через произношение....

Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.

Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнават...

Советы учителя-логопеда родителям о пользе чтения вслух. Орфографическое чтение.

Как научиться грамотно писать без ошибок? Это вопрос, который актуален для тысяч учеников не только начальных классов, но и старшеклассников и даже студентов. И один из самых эффективных и доказанных ...