Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс на 2015-2016 учебный год
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс  на 2015-2016 учебный год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku.docx98.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы ОО, Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

    Цели и задачи курса

    Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

    •  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

    •  формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека1.

    Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    •  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;

    •  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    •  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Место курса «Русский язык» в учебном плане

    На изучение русского языка отводится в 1 классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) – уроки обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – уроки русского языка.

    Описание ценностных ориентиров
    в содержании учебного предмета

    Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

    Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

    Результаты изучения курса

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.

    2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

    7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    3. Использование знаково-символических средств представления информации.

    4. Использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

    6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.  

    7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    10. Готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    Предметные результаты:

    1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

    5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

    6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

    7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

    9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

    Содержание курса

    Виды речевой деятельности.

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

    Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

    Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

    Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный–согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий, парный–непарный; согласный звонкий–глухой, парный–непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

    Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.

    Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

    Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

    Синтаксис. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные (без ввода терминов).

    Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания и пунктуации:

    •  сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;

    •  сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

    •  перенос слов;

    •  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    •  проверяемые безударные гласные в корне слова;

    •  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    •  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

          •  раздельное написание предлогов с именами существительными;

    •  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

    Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

    Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

    Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему.

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

    Последовательность предложений в тексте.

    Последовательность частей текста (абзацев).

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

    Знакомство с жанрами письма и поздравления.

    Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
    в практике конкретного образовательного учреждения
    7

    Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в __1___ классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

    Учебно-методическое обеспечение

    1. Печатные пособия.

    1.  Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015.

    2. Жиренко, О. Е.  Поурочные  разработки  по  обучению   грамоте : чтение и письмо.   1 класс  / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2011.

    3. Канакина, В. П. Русский язык / В. П. Канакина [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

    4. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. Предметная линия учебников «Школа России» : пособие для учителей общеобразоват. организаций (Федеральный государственный образовательный стандарт) / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2014.

    5. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват.  организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.

    6. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2015.

    7. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : метод. пособие с поурочными разработками : пособие  для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2015.

    8.  Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М. : Просвещение, 2014.

    2. Информационно-коммуникативные средства.

    Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 1 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М.: Образование-Медиа, 2011). (CD)

    3. Наглядные пособия.

    1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

    2. Наборы предметных (сюжетных) картинок.

    3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.

    4. Технические средства обучения.

    1. Магнитная доска.

    2. Персональный компьютер.

    3. Мультимедийный проектор.

    4. Экспозиционный экран.

    5. Оборудование класса.

    1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

    2. Стол учительский с тумбой.

    3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (50 ЧАСОВ)


    п/п

    Дата

    Тема урока

    Решаемые проблемы

    (цели)

    Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

    понятие

    предметные

    результаты

    УУД

    личностные результаты
    (не оцениваются)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    3 четверть (15 часов)

    НАША РЕЧЬ (2 ч)

    1

    09.03

    Знакомство
    с учебником «Русский язык». Наша речь. Русский язык – род-ной язык русского народа

    Проблема. О ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным? Почему?

    Цели: познакомить с учебником, его структурой; дать первоначальное представление о речи, её значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека; совершенствовать умение списывать предложения

    Язык, речь, русский язык

    Познакомятся с элементами учебной книги, условными знаками и их ролью при работе с учебником.

    Научатся высказываться

    о значении языка и речи

    в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, списывать предложение, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета

    Регулятивные: формулировать и удер-живать учебную задачу; предвосхищать результат.

    Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, использовать в общении правила вежливости

    Высказыва-ются о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявляют уважение к языкам других народов

    2

    10.03

    Язык и речь, их значение в жизни людей

    Проблема. Что легче и проще – слушать? Говорить? Читать? Писать?

    Цели: дать первоначальное понятие об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения

    Родной язык, язык русского

    народа, устная и письменная речь

    Научатся: различать устную и письменную речь; анализировать в процессе совместного обсуждения сферы употребления в России русского языка и национальных языков; читать, писать, понимать прочитанное на государствен-

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; подвести под понятие на основе распознава-

    Уважают
    и ценят мо-гущество устной и письменной речи, её воздействие на окружающих

    ном языке РФ; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»

    ния объектов, выделения существенных признаков.

    Коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание

    ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 ч)

    3

    11.03

    Общее представление о тексте и предложении

    Проблема. Любую ли речь, любое ли речевое высказывание мы будем называть текстом? Почему? Что мы назовём текстом?

    Цели: дать общее представление о тексте и предложении как единицах речи; проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме

    Текст, предложение, словарные слова

    Познакомятся с единицами речи: предложением

    и текстом.

    Научатся: выделять предложения из речи; правильно оформлять их на письме; без ошибок писать словарные слова «воробей», «ворона»

    Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат.

    Познавательные: характеризовать

    (на основе коллективного анализа) основные признаки текста.

    Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

    Мотивация учебной деятельности

    4

    14.03

    Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Оформление предложений

    Проблема. Как  в устной речи выделяются предложения и как они оформляются в письменной речи?

    Цели: организовать наблюдения над тем, как меняется значение предложений в зависимости от цели высказывания, логического словесного ударения, интонации; дать первое представление о диалогической речи и правилах её оформления на письме

    Точка,
    вопроси-тельный, восклицательный знаки, диа-лог, схема предложения

    Познакомятся с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений, диалога.

    Научатся: наблюдать за особенностями собственной речи, над постановкой тире в диалогической речи; выразительно читать текст по ролям; соблюдать в устной речи интона-

    Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

    Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

    Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения

    Проявляют уважительное отношение к иному мнению, демонстрируют навыки сотрудничества в разных ситуациях

    в устной и письменной речи. Диалог

    цию конца предложения; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; писать слова в предложении раздельно

    коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога, выразительно читать текст по ролям

    5

    15.03

    Упражнение в составлении предложений и текста

    Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно составить предложение? Текст?

    Цели: дать первоначальное представление о том, как составляется из слов предложение, а из предложений текст; развивать умение составлять предложение и текст

    Границы предложения, смысловая связь пред-ложений

    в тексте

    Познакомятся с деформированными предложениями и текстами.

    Научатся анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения, составлять из слов

    и сочетаний слов предложения, сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: различать на слух набор предложений и текст; экспериментировать с частями текста (перестановка).

    Коммуникативные: приобретать коллективный опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме

    Осознают ответственность человека за общее благополучие; проявляют доброжелательность

    СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (4 ч)

    6

    16.03

    Слово. Роль слов

    в речи

    Проблема. Для чего нужны слова?

    Цели: дать представление о сло-ве как единице речи; познакомить с некоторыми тематическими группами слов

    Слово, обобща-

    ющее

    слово

    Познакомятся с понятием «слово» как единицей речи.

    Научатся: различать слово и обозначаемый им предмет; классифицировать и объединять слова

    по значению (люди, животные, мебель, растение и т. п.) в тематические группы

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; предвосхищать результат.

    Познавательные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, осуществлять сериацию.

    Коммуникативные: работать в группе – составлять загадки, кроссворды, ребусы; оценивать результаты работы участников группы

    Осущест-вляют са-мооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

    7

    17.03

    Слова – названия предметов

    Проблема. Что могут называть слова?

    Слова – названия предметов

    Узнают, что слова могут обозначать предмет, признак, действие предмета.

    Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхожде-

    Демонстри-руют навыки сотруд-

    явлений, признаков и действий предметов

    Цели: учить различать предме-ты, признаки и действия предметов и слова, обозначающие предметы, признаки и действия; учить правильно ставить к словам вопросы; различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия, по вопросам

    и явлений, признаков и действий предметов

    Научатся: различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета), ставить к словам вопросы; моделировать предложения

    (распространять и сокращать)

    ния эталона, реального действия и его результата; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Познавательные: приобретать опыт

    в различении слов – названий предметов и явлений, признаков и действий предметов по лексическому значению и вопросу. 

    Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

    ниества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и найти выход из спор-ных ситуаций

    8

    18.03

    Слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов

    Проблема. Всегда ли слово называет каждый отдельный предмет?

    Цели: учить различать слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов по значению и вопросу, ставить к словам вопросы, работать
    с толковым словарём русского языка

    Слова – названия предметов и явлений, признаков
    и действий предметов, толковый словарь

    Познакомятся с толковым словарём.

    Научатся находить значения слова в словаре, приобретут опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов, составлять предложения с любым словом и его записывать

    Регулятивные: действовать по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

    Познавательные: моделировать пред-ложение (распространять и сокращать), оценивать достоверность информации.

    Коммуникативные: слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль

    Осущест-
    вляют само-воспитание чувства лич-ной ответственности за своё поведение на основе содержания текста учебника

    9

    21.03

    Вежливые
    и ласковые слова. Однозначные и многозначные слова. За-

    Проблема. Какие слова мы называем «вежливыми»? Сколько значений может быть у слова?

    Цели: учить употреблять вежливые и ласковые слова в речи; формировать представление
    о многозначных и однозначных

    Вежливые слова, однозначные, многознач-ные слова, близкие

    Научатся: употреблять однозначные и многозначные слова, а также слова, близкие и противоположные по значению в речи; использовать прочитанные слова для построения связ-

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: наблюдать в речи

    и самостоятельно употреблять вежливые, однозначные, многозначные, близ-

    Придерживаются

    в поведении социальных норм

    гадки русс-ких слов

    словах; познакомить со слова-рём близких и противоположных по значению слов; составлять текст по рисунку и опорным словам

    и противо-положные по значению слова

    ного рассказа; оценивать  результаты теста.

    Овладеют речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения

    кие и противоположные по значению  слова.

    Коммуникативные: адекватно выбирать слова в соответствии с целью

    и адресатом высказывания

    СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6 ч)

    СЛОВО И СЛОГ (2 ч)

    10

    22.03

    Слог как часть слова. Слогообразу-
    ющая роль гласных

    Проблема. Как определить, сколько в слове слогов?

    Цели: уточнять представления о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; учить определять количество слогов в слове; обогащать лексику; развивать умение составлять предложения из данных слов по рисунку

    Слог, слогообразующая роль  гласных, деление слов

    на слоги

    Научатся: наблюдать над слоговой структурой различных слов, слогообразующей ролью гласных звуков; классифицировать слова по количеству в них слогов; определять количество в слове слогов; составлять из предложенных слогов слова

    Регулятивные: выбирать действия

    в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Познавательные: находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

    Коммуникативные: участвовать

    в совместной работе по слоговому анализу слов

    Проявляют уважительное отношение к иному мнению

    11

    23.03

    Выделение слогов

    в слове

    Проблема. Любой ли звук может образовать слог? Какие слова не делятся на слоги?

    Цели: совершенствовать умения выделять слоги в слове разными способами, соотносить

    с его слоговой схемой; учить правильно писать словарные слова, составлять предложения и текст по рисунку

    Слог, сло-гообразу-ющая роль гласных, деление слов на слоги, словарные слова

    Познакомятся с разными способами определения слогов в слове.

    Научатся: находить слово по данным моделям, выбирая его из ряда предложенных; самостоятельно подби-рать примеры слов с за-данным количеством слогов; правильно писать сло-

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа ре-шения, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к нему.

    Познавательные: анализировать модели слов, сопоставлять их по коли-честву слогов; сравнивать модели звукового состава: находить сходство и

    Проявляют доброжелательность
    и эмоционально-нравственную отзывчивость

    варные слова; составлять предложения и текст по рисунку

    различия.

    Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

    ПЕРЕНОС СЛОВ (2 ч)

    12

    24.03

    Правила переноса слов (первое представление): паро-ход, зво-нок

    Проблема. Как перенести слово с одной строки на другую?

    Цели: познакомить с правилом

    переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с одной строки на другую; повторить написание словарных слов

    Правила переноса слов, словарные слова

    Узнают способы перено-са слов с одной строки
    на другую.

    Научатся: определять

    способы переноса слов

    (ро-машка; ромаш-ка); использовать правила переноса в простых случаях; правильно писать словарные слова; списывать в соответствии с изученными правилами

    Регулятивные: оценивать правильность переноса слов; контролировать процесс выполнения письменных заданий.

    Познавательные: определять путём наблюдения способы переноса слов

    с одной строки на другую, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

    Коммуникативные: в ходе обсуждения в группах осознавать необходимость переноса

    Демонстрируют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

    13

    25.03

    Перенос слов (ос-

    новные правила). Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа

    Проблема. Чем различается деление слов на слоги и для переноса?

    Цели: познакомить со словами, которые нельзя переносить
    с одной строки на другую; формировать умение правильного переноса слов; развивать творческое воображение через создание сравнительных образов

    Правила переноса слов, непереносимые слова, сравнение

    Познакомятся с понятием «сравнение».

    Научатся: определять способы переноса слов (ро-машка; ромаш-ка); делить слова для переноса

    с одной строки на другую; находить в тексте слова, которые нельзя разделить для переноса; подбирать примеры сравнений

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: анализировать способы переноса слов в тексте, сравнивать слова по способам переноса.

    Коммуникативные: в ходе обсуждения в парах осознавать, с какой целью авторами художественных произведений используются сравнения

    Принимают образ «хорошего» ученика

    УДАРЕНИЕ (2 ч)

    14

    04.04

    Ударение. Ударные

    и безударные слоги

    Проблема. Как определить ударение в слове?

    Цели: уточнить представления об ударении, ударном и безудар-ном слогах; познакомить с орфографическим словарём, учить правильному произношению слов, развивать умение определять в слове ударный слог; находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове

    Ударение, ударные
    и безудар-ные звуки, слоги, орфоэпический словарь

    Уточнят: представление об ударении.

    Познакомятся с поняти-
    ями
    ударный и безударный слоги.

    Научатся: находить в сло-ве ударный и безударный слоги; работать с орфоэпическим словарём; произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения

    Регулятивные:  находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

    Познавательные: сравнивать модели слогоударной структуры слова, подбирать к ним слова.

    Коммуникативные: обращаться

    за помощью; формулировать свои затруднения; использовать в общении правило вежливости

    Проявляют сотрудничество

    в разных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и найти

    выход

    из трудной ситуации

    15

    05.04

    Ударение. Словообразующая роль ударения

    Проблема. Может ли влиять ударение на смысл слова?

    Цели: дать представление
    о словообразующей роли ударения; развивать умения правильно произносить слова, определять ударение в слове; учить различать части текста; познакомить с орфоэпическим словарём

    Скороговорка, орфоэпический словарь, словообразующая роль ударения, омографы

    Познакомятся со словообразующей ролью ударения и понятием «омографы».

    Научатся: составлять простейшие слогоударные модели слов; работать

    с орфоэпическим словарём; находить в нём нужную информацию, составлять сказку по её началу,

    заключительной части

    и рисункам к сказке; работать со словарными словами

    Регулятивные: контролировать этапы своей работы; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; находить и выделять необходимую информацию из различных источников.

    Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятные для партнера высказывания

    Осуществляют самооценку
    на основе критериев успешности учебной деятельности

    4 четверть (35 часов)

    ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч)

    ЗВУКИ И БУКВЫ (2 ч)

    16

    06.04

    Звуки

    и буквы

    Проблема. Как обозначаются звуки речи на письме? Чем отличаются звуки от букв?

    Цели: дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различении звуков
    и букв; развивать умения правильно произносить звуки
    и называть буквы

    Звук, бук-ва, устная, письменная речь

    Узнают отличительные признаки звуков и букв.

    Научатся: находить заданный звук в начале, середине и в конце слова; приводить примеры слов

    с этим звуком; различать звуки и буквы; определять звук по его характеристике; группировать звуки

    по заданному основанию

    Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

    Познавательные: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв.

    Коммуникативные: проявлять актив-ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

    Проявляют самостоятельность, осознают личную

    ответственность

    за свои

    поступки

    17

    07.04

    Звуки

    и буквы. Звуковая запись слов

    Проблема. В какой речи мы используем звуки, а в какой – буквы?

    Цели: дать первоначальное представление об условном обозначении звуков речи в звуковой записи слов; учить сопоставлять звуковые и буквенные записи слов, различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами

    Словарные слова, условные звуковые обозначения слов

    Познакомятся с принятыми в русском языке обозначениями звуков, с правилами звукобуквенного анализа слов.

    Научатся: работать со «Страничкой для любознательных»; распознавать условные обозначения звуков речи; приводить примеры гласных звуков, твёрдых–мягких, звонких–глухих согласных

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

    (звуковая запись слова); оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

    и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков; наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

    Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

    Проявляют уважительное отношение к иному мнению

    РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА (2 ч)

    18

    08.04

    Русский алфавит,
    или азбука

    Проблема.  Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

    Цели: познакомить с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом

    Алфавит, азбука, правильное название букв

    Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

    Научатся называть буквы в алфавитном порядке; работать с памяткой «Алфавит» в учебнике; осуществлять самостоятельную проверку выполненного задания по учебнику

    Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

    Познавательные: сравнивать начертания букв русского и английского языка на клавиатуре компьютера, устанавливать сходства и различия.

    Коммуникативные: высказываться 

    о значимости изучения алфавита, соблюдать правила вежливости

    Имеют представление о своей этнической принадлежности

    19

    11.04

    Алфавит,
    или азбука

    Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно, в алфавитном порядке, записывать буквы, слова?

    Цели: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова

    в алфавитном порядке, находить слова в словарике учебника

    Словарь, алфавитный порядок, орфографический словарь

    Познакомятся с орфографическим словарём.

    Научатся располагать заданные слова в алфавитном порядке, правильно называть буквы алфавита, работать со словарными словами, правильно писать буквы, сравнивать с предложенным образцом, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют; применять знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями.

    Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач (работа со «Страничкой для любознательных», знакомство с этимологией слов)

    Проявляют уважение

    к родному языку и языкам других

    народов

    ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

    20

    12.04

    Буквы, обозначающие гласные звуки

    Проблема. Как различать гласный звук среди других звуков

    в слове?

    Цели: показать слогообразу-

    ющую и смыслоразличительную роль гласных звуков, закрепить знания о гласных звуках и буквах, развивать умение различать гласные по их характерным особенностям, правильно произносить гласные звуки

    Гласный звук, буква, слогообразующая

    и смыслоразличи-тельная роль гласных звуков

    Познакомятся со слогообразующей и смысло-различительной ролью гласных звуков.

    Научатся: различать гласные по их характерным особенностям; правильно произносить гласные звуки; распознавать гласные звуки среди других звуков в слове; применять знание алфавита при пользовании словарями

    Регулятивные: выбирать действия

    в соответствии с поставленной задачей (определение количества гласных звуков в слове) и условиями её реализации.

    Познавательные: анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.; наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

    Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

    Демонстрируют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и найти выход из спорных ситуаций

    21

    13.04

    Буквы е, ё, ю, я и их функции

    в слове

    Проблема. Какую «работу» выполняет в слове буква, обозначающая гласный звук?

    Цели: совершенствовать знания о гласных звуках, роли букв для гласных в слове; учить проводить наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове, распознавать гласные среди других звуков в слове, рассуждать по предложенной теме

    Функции букв е, ё, ю, я, сло-варные слова

    Узнают функции букв е, ё, ю, я в слове.

    Научатся соотносить количество звуков и букв
    в таких словах, как
    клён, ёлка, мяч, маяк, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове, находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю, писать под диктовку слова и предложения

    Регулятивные: предвосхищать результат; различать способ и результат действия.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи,  аналогии; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

    Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

    Проявляют положительное отношение к школе

    22

    14.04

    Слова

    с буквой э. Составление развернутого ответа на вопрос

    Проблема. Что мы знаем о словах с буквой э?

    Цели: познакомить со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; состав-лять развернутый ответ на вопрос по содержанию сказки

    Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

    Заимствованные слова, толковый словарь

    Познакомятся с понятием «заимствованные слова», с толковым словарём русского языка.

    Научатся: различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; записывать слова с буквой э 

    и делить их на слоги; находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные находить незнакомые слова и определять их значение

    по толковому словарю.

    Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника

    Проявляют уважительное отношение к иному мнению, истории

    и культуре других народов

    УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5 ч)

    23

    15.04

    Ударные
    и безударные гласные звуки

    Проблема. Когда надо проверять написание гласной буквы

    в слове? Как это сделать?

    Цели: уточнять представления об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные

    в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных

    в слове

    Ударные

    и безудар-ные гласные, памятка

    Познакомятся с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

    Научатся: различать гласные в ударных и без-ударных слогах; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой нужно проверить; писать зрительно-слуховой диктант

    Регулятивные: использовать прием планирования учебных действий; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

    Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения орфографических задач.

    Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

    Осущест-
    вляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

    24

    18.04

    Наблюдение над обозначением гласных звуков

    Проблема. Каким способом можно подобрать проверочное слово для проверки безударной гласной?

    Цели: провести наблюдения

    Проверочное слово, проверя-
    емое слово, двус-

    Познакомятся с одним из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге.

    Научатся подбирать прове

    Регулятивные: формулировать и удер-живать учебную задачу, использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный

    Проявляют уважительное отноше-ние к иному мнению,

    буквами в ударных и безударных слогах (общее представление)

    над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; учить одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге

    ложные и односложные слова, безударный слог

    рочное слово для обосно-вания написания гласной в безударном слоге, изменять форму слова, различать проверочное и проверяемое слова, запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах

    гласные звуки в слове.

    Познавательные: решать орфографические задачи в соответствии с темой урока.

    Коммуникативные: совместно обсуждать план и способ действия при выполнении заданий и работы над ошибками

    доброжелачивостьтельность
    и эмоционально-нравственную отзыв

    25

    19.04

    Обозначение гласных звуков буквами
    в ударных
    и безударных слогах

    Проблема. В каких случаях написание гласной надо проверять? Почему?

    Цели: учить правильному обозначению гласных звуков в ударных и безударных слогах; развивать умение подбирать провероч-ное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; соотносить заголовок с рисунком; составлять по рисунку предложения; познакомить с орфографическим словарём

    Ударный

    и безударный слоги, форма слова, проверочное

    и проверяемое слова, орфографический словарь

    Познакомятся с правилом проверки слов с безударной гласной.

    Научатся: подбирать проверочное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; контролировать произношение и написание слов, работать с орфографическим словарем учебника, находить в нем информацию о правописании слов

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

    Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

    Коммуникативные: выполнять задания в группах – расстановку гласных

    в словах

    Демонстрируют самостоятельность, осознают личную ответ-ственность за свои поступки

    26

    20.04

    Обозначение гласных звуков буквами
    в ударных
    и безударных слогах двуслож-

    Проблема. Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?

    Цели: учить писать двусложные слова с безударной гласной, проводить наблюдения над написанием гласной в одинаковой

    Словарные слова, фор-ма слова, проверочное и проверяемое слова

    Познакомятся с приёмом планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

    Научатся: подбирать проверочное слово разными способами и обосновы

    Регулятивные: использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова омá дóм, травá трáвы).

    Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при подборе проверочных слов.

    Проявляют навыки со-трудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов

    ных слов

    части однокоренных слов, обосновывать правильность написания безударной гласной

    вать правильность написанного; работать с орфографическим словарём; находить информацию о правописании слов

    Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

    в совместной деятельности

    и найти выход из спор-ных ситуаций

    27

    21.04

    Правило обозначения буквой ударного гласного звука в дву-сложных словах. Проверочный диктант

    Проблема. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном слоге?

    Цели: учить подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной

    в безударном слоге двусложных слов, работать с орфографическим словарём

    Способы проверки безударных гласных, общая часть слов

    Научатся: подбирать проверочное слово; обосновы-вать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной в безударном слоге двусложных слов; писать под диктовку текст; составлять устный рассказ по рисунку и опор-ным словам

    Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: ориентироваться

    в разнообразии способов решения

    задач.

    Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения во время работы над ошибками; использовать

    в общении правила вежливости

    Принимают образ «хорошего ученика»

    СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

    28

    22.04

    Буквы, обозначающие согласные звуки

    Проблема. Как различить согласные звуки в слове?

    Цели: проверить знания об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове

    Согласный звук, буква, признаки согласного звука, рифма

    Познакомятся со смыслоразличительной ролью согласных в слове.

    Научатся: различать

    в слове согласные звуки

    по их признакам; наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить; различать согласные звуки

    Регулятивные: выбирать действия

    в соответствии с поставленной задачей (особенности согласных звуков) и условиями её реализации.

    Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении характеристики звука.Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие

    Проявляют интерес

    к учебной деятельности

    и буквы, обозначающие согласные звуки; дифференцировать гласные

    и согласные звуки

    в работе парами

    29

    25.04

    Согласные звуки

    и буквы. Слова

    с удвоенными согласными

    Проблема. Чем интересны слова с двойными согласными? Как можно переносить эти слова?

    Цели: развивать умения различать согласные звуки в слове, обозначать их буквами; познакомить со словами с удвоенными согласными, способом переноса слов (ван-на, кас-са)

    Слова
    с удвоенными согласными, перенос слов, словарные слова

    Познакомятся с написа-нием и произношением слов с удвоенными согласными.

    Научатся: применять способ переноса слов с удвоенными согласными; определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове

    Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей

    и соответствующих им действий с учетом конечного результата (деление слов для переноса).

    Познавательные: контролировать

    и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

    в совместной деятельности

    Осущест-вляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

    30

    26.04

    Буквы

    й и и. 

    Звуки [й’]
    и [и]

    Проблема. Чем различаются звуки [и] и [й’]? Почему звук

    [й’] не образует слог?

    Цели: воспроизвести знания
    о звуках [й’] и [и]; учить различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, составлять слова

    из слогов, в одном из которых есть звук [й’], определять способы переноса слов с буквой

    «и краткое»

    Словарные слова, толковый словарь, перенос слов, форма слова

    Познакомятся со способом переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

    Научатся различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]; составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]; делить слово для переноса с буквой «и краткое»

    и удвоенными согласными; анализировать звучащую речь; работать с толковым словарём

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: определять путём наблюдения способы переноса слов

    с буквой «и краткое» (май-ка); контролировать и оценивать процесс

    и результат деятельности. 

    Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции

    во взаимодействии

    Проявляют эстетические потребности, ценности
    и чувства

    ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

    31

    27.04

    Твёрдые
    и мягкие согласные звуки

    Проблема. Как обозначается

    на письме твердый и мягкий согласный звук?

    Цели: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных

    Твёрдые

    и мягкие согласные звуки, буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков

    Познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных.

    Научатся: различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]

    Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

    Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (условное обозначение твёрдости–мягкости).

    Коммуникативные: формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию; задавать вопросы

    Демонстрируют положительное отношение к школе

    32

    28.04

    Парные твёрдые

    и мягкие согласные звуки

    Проблема. От чего зависят твердость и мягкость согласных звуков в слове?

    Цели: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, воспроизводить знания о парных и непарных по твёрдости–мягкос-ти согласных звуках, а также о ро-ли букв е, ё, ю, я в слове, правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки

    Парные твёрдые
    и мягкие согласные звуки, словарные слова

    Научатся: различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки; определять

    и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки; правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки

    Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при определении твёрдости–мягкости согласных.

    Познавательные: осуществлять классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии.

    Коммуникативные: проявлять актив-ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

    Осущест-вляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

    33

    28.04

    Твёрдые
    и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме

    Проблема. Чего больше – твердых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки?

    Цели: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать

    Звуковая запись слова, интонация

    Научатся обозначать
    на письме твёрдость–мягкость согласного звука; обосновывать написание слов на изученные правила; различать роль букв
    е, ё, ю, я в слове; читать слова

    Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: использовать приёмы осмысленного чтения при работе

    Понимают чувства других людей и сопереживают им

    написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове

     орфографически и орфоэпически; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений

    с текстами.

    Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль при работе в паре

    МЯГКИЙ ЗНАК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА (3 ч)

    34

    29.04

    Мягкий знак.

    Роль мягкого знака в слове

    Проблема. Как на письме обозначается мягкость (твердость) согласных звуков?

    Цели: показать роль мягкого знака в слове; развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным в конце и середине слова перед другим согласным, обозначать мягкость согласного в конце слова мягким знаком

    Мягкий знак – по-казатель мягкости, кроссворд

    Узнают о роли мягкого знака в слове.

    Научатся различать
    на слух и зрительно слова с мягким согласным в кон-це и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного в конце слова мягким знаком; разгадывать кроссворд

    Регулятивные: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения.

    Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

    Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью; строить понятные для партнёра высказывания

    Осознают экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру

    35

    29.04

    Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и середине слова

    Проблема.  Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме?

    Цели: развивать умение обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком, объяснять правила переноса слов с мягким знаком

    Обозначение мяг-кости согласного на письме, перенос слов

    Познакомятся с основными правилами переноса слов с мягким знаком.

    Научатся: обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; объяснить правила переноса слов с мягким знаком; приводить примеры слов с мягким знаком

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа переноса слов с мягким знаком

    в середине слова.

    Познавательные: накапливать опыт

    в переносе слов с мягким знаком

    (паль-цы, паль-то).

    Коммуникативные: договариваться

    о распределении функций и ролей

    в совместной деятельности

    Осознают эстетические потребности, ценности
    и чувства

    36

    04.05

    Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Восстановление текста

    с нарушенным порядком предложений

    Проблема. Как подобрать заголовок к тексту?

    Цели: учить обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; развивать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику словами-названиями качеств

    и свойств человека

    Деформи-рованный текст, порядок предложений в тексте, заголовок, качества человека

    Познакомятся с понятием «деформированный текст».

    Научатся устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок, употреблять названия качеств и свойств человека

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

    Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать в общении правила вежливости

    Осознают 

    (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.)

    СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ (5 ч)

    37

    05.05

    Звонкие

    и глухие согласные звуки в конце слова

    Проблема. Как различить глухие и звонкие согласные звуки

    в слове?

    Цели: знать способы различения согласных звуков; учить наблюдать над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки

    Глухие
    и звонкие согласные звуки

    Познакомятся с особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.

    Научатся: различать в слове и вне слова звонкие

    и глухие согласные звуки; дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    Познавательные: извлекать (по зада-нию учителя) необходимую информацию из учебника.

    Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами

    Осущест-вляют самооценку

    на основе критериев успешности учебной деятельности

    38

    06.05

    Парные звонкие

    и глухие согласные

    Проблема. Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?

    Цели: познакомить со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить различать парные звонкие

    Парные
    и непарные глухие

    и звонкие согласные звуки

    Познакомятся с понятием «парные звонкие и глухие согласные», со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова.

    Научатся: сравнивать про-

    Регулятивные: составлять план и последовательность действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи (при обозначении на письме парного согласного).

    Осущест-вляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир

    и глухие согласные, наблюдать за произнесением парных звонких согласных в конце слова

    изношение и обозначения на письме звонких и глухих согласных в конце слов; работать со «Страничкой для любознательных»

    Коммуникативные: сотрудничать

    в парах при работе со знаковой инфор-мацией форзаца учебника

    в единстве и разнообразии природы, народов, культур

    39

    10.05

    Особенности проверочных

    и проверяемых слов для согласных (об-щее представление)

    Проблема. Каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова?

    Цели: познакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова, с этимологическим словарем русского языка; учить различать проверочное и проверяемое слова

    Этимологический словарь, провероч-ные и про-веряемые слова для согласных

    Познакомятся с правилом обозначения на письме парного по глухости–звон-кости согласного звука в конце слова.

    Научатся различать проверочное и проверяемое слова; подбирать проверочное слово путём изменения формы слова

    Регулятивные: планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

    Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов.

    Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

    Осуществляют сотрудничество в разных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и найти

    выход

    из спорных ситуаций

    40

    11.05

    Упражнения в написании слов с парным согласным звуком

    в конце слов

    Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой парный согласный

    в конце слов?

    Цели: развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки; учить обозначать парный согласный буквой

    Словарные слова, проверочные
    и проверяемые слова для согласных

    Научатся соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука в конце слова; находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; различать проверочное и проверяемое слова

    Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

    Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

    Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

    Проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки

    41

    12.05

    Упражнения в написании слов с парным согласным звуком

    в конце слов

    Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме?

    Цели: развивать умение правильно обозначать буквой согласный звук в конце слов; провести наблюдение над правописанием гласных и согласных в одинаковой части однокоренных слов

    (без введения термина); проверить умение пользоваться приобретёнными знаниями при письме; учить рассматривать рисунок и составлять по нему текст

    Омофоны, «тире», ди-алог, слова, противоположные по значению, текст

    Познакомятся с термином «омофоны».

    Научатся: пользоваться приобретёнными знаниями при письме; определять тему и главную мысль; подбирать заголовок; выбирать предложения, которыми можно подписать рисунки

    Регулятивные: составлять план

    и последовательность действий; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

    и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

    Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать

    её с позициями партнёров в сотрудни-честве при выработке общего решения в совместной деятельности

    Проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки. Высказываются

    о бережном отношении к природе и всему

    живому

    на Земле

    ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч)

    42

    13.05

    Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки»

    Проблема. Что такое шипящие согласные звуки?

    Цели: учить наблюдать особенности произношения шипящих звуков, различать шипящие звуки среди других звуков; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами, умение составлять текст по рисунку и отвечать на вопросы по содержанию рисунка

    Шипящие согласные звуки, сло-варные слова, скороговорка

    Познакомятся с особен-ностями произношения шипящих звуков.

    Научатся различать шипящие согласные звуки
    в слове и вне слова; правильно писать слова с изученными орфограммами; составлять текст по рисунку и составлять ответы

    на вопросы по содержанию рисунка

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию.

    Коммуникативные: создавать совместно со сверстниками и взрослыми

    (родными и др.) информационный объект (по аналогии с данным), осуществлять презентацию проекта

    Проявляют этические чувства

    (доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость)

    БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧН, ЧК, ЧТ (1 ч)

    43

    16.05

    Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, чт

    Проблема. Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, чт?

    Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт; учить правильно обозначать буквами слова с буквосочетаниями чн, чк, чт и с мягким согласным звуком в конце и середине слова перед согласным

    Буквосочетания, рифма, словарные слова

    Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт.

    Научатся: находить в сло-вах сочетания чн, чк, чт; подбирать примеры слов

    с такими сочетаниями; писать слова с данным сочетанием букв

    Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 

    Познавательные: наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого; ставить и формулировать проблемы.

    Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

    Осознают граждан-
    скую иден-тичность, проявляют, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

    БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ (3 ч)

    44

    17.05

    Правописание слов с сочетаниями жи–ши

    Проблема. Почему написание гласных букв после шипящих надо запомнить?

    Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями жи– ши, ча–ща, чу–щу и других изученных правилах письма; объяснять, почему в сочетаниях

    жи–ши написание гласной

    и надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями жи–ши

    Буквосочетания, словарные слова, один предмет, много предметов

    Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями жи–ши.

    Научатся: объяснять, почему в сочетаниях жи–ши написание гласной и надо запомнить; писать слова

    с данным сочетанием букв

    Регулятивные: преобразовывать прак-тическую задачу в познавательную.

    Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию.

    Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

    Понимают чувства других людей, сопереживают им

    45

    18.05

    Правописание слов с сочетаниями 

    ча–ща,

    чу–щу

    Проблема. Почему в сочетаниях ча–ща, чу–щу пишутся гласные а, у?

    Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу, объяснять, почему

    в этих сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу

    Скороговорка, буквосочетание, предложение

    Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями ча–ща, чу–щу.

    Научатся: объяснять, почему в сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; писать слова

    с данным сочетанием букв

    Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

    Познавательные: контролировать

    и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме.

    Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

    Осознают эстетические потребности, ценности и чувства

    46

    19.05

    Правописание слов

    с сочетаниями 

    жи–ши,

    ча–ща,

    чу–щу.

    Проверочный диктант

    Проблема. Какие секреты письма вы для себя открыли?

    Цели: проверить знания о написании слов с изученными орфограммами; учить составлять текст на определённую лингвистическую тему

    Буквосочетание, звуковой разбор слова, диалог, вежливые слова

    Научатся: группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных и согласных звуков с возможностью и невозможностью их проверки; писать слова с изученными орфограммами

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: моделировать (выделять и обобщённо фиксировать) группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

     (правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу).

    Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

    Принимают и демонстрируют образ «хорошего ученика»

    ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3 ч)

    47

    20.05

    Заглавная буква

    в именах,

    Проблема. Какие слова надо писать с заглавной буквы?

    Цели: уточнить и обобщить

    Заглавная буква, фа-милия,

    Систематизируют знания о правилах написания имён собственных.

    Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей

    и соответствующих им действий с уче-

    Осознают гуманистические

    фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок

    знания о написании слов с боль-шой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки; учить применять эти знания на практике

    имя, отчество, название города, топонимы, словарные слова

    Научатся: писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание; работать со словарными словами; обсуждать и выделять ошибкоопасные места в предложении

    том конечного результата.

    Познавательные: анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

    Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

    и демократические ценности многонационального российского общества

    48

    23.05

    Заглавная буква

    в именах собственных

    Проблема. Что надо знать

    о написании имён собственных? Как подбирают кличку животному?

    Цели: развивать умение правильно писать имена собственные, познакомить с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику; учить различать слова-названия животных и слова-клички животных, составлять из предложений текст

    Полное, краткое имя, кличка, геогра-фические названия, омофоны

    Познакомятся с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику, с понятием «омофоны». 

    Научатся: писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание; составлять из предложений текст; записывать под диктовку и с комментированием слова и предложения

    Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, предвосхищать результат.

    Познавательные: находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).

    Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

    Используют в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, имени

    и отчеству

    49

    24.05

    Заглавная буква

    в именах собственных.

    Проект «Сказоч-

    Проблема. Какие секреты вы открыли, изучая тему «Заглавная буква в словах»?

    Цели: совершенствовать умение писать слова с заглавной буквы, составлять текст по рисунку

    Заглавная буква, русская народная сказка

    Научатся: составлять устные и письменные ответы на вопросы, рассказ по рисунку; использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по име-

    Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информа-

    Осущест-

    вляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир

    ная страничка»

     

    ни, имени и отчеству; писать имена собственные

    с заглавной буквы; объяснять их написание

    цию из различных источников и интерпретировать её, давать ей оценку.

    Коммуникативные: составлять в группе задания на отработку изученной орфограммы

    в единстве и разнообразии природы, народов, культур

    ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (1 ч)

    50

    25.05

    Повторение изученного материала. Проверочный диктант

    Проблема. Как вам помогут знания, полученные на уроках русского языка, в жизни?

    Цели: проверить умения зрительно находить в тексте орфограммы на изученные правила, писать в соответствии с правилами слова и предложения, составлять предложения по рисунку, подбирать к тексту заголовок

    Омофоны, безударная гласная, словари, парная согласная, проверочное и проверяемое слова, перенос слов

    Научатся: получать удовольствие от чтения

    и письма на родном языке, от общения со сверстниками; писать нескольких предложений под диктовку; отмечать в словах

    орфограммы; осуществлять самопроверку и самооценку

    Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей

    и соответствующих им действий с учетом конечного результата, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

    Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий, решать орфографические задачи

    с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий.

    Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

    Уважают
    и ценят могущество родной речи, её воздействие

    на окружающих, обнаруживают возрастающее понимание её возможностей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония

    Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.

    Планирование составлено на основе    Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...

    Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс

    Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник  "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"...

    Рабочая программа по русскому языку (1 класс) на 2015-2016 учебный год

    УМК - "Школа России". В программе представлены: пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте ("Азбука" послебукварный период), пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Р...

    Рабочая программа по русскому языку на 2015-16 учебный год.

    Планирование на 2015 - 1 6 учебный год по русскому языку....

    Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс...