"Правописание слов с удвоенными согласными"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шилина Виктория Николаевна

Урок по русскому языку в 3-м классе, на котором решаются следующие цели и задачи:

-  обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова;

·         повторить правило переноса слов с двойными согласными;

·         упражнять в написании слов с двойными согласными;

·         продолжить работу по развитию интереса к предмету;

·         развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цель урока:

  • обобщить знания учащихся о правописании удвоенных согласных в корне слова;
  • повторить правило переноса слов с двойными согласными;
  • упражнять в написании слов с двойными согласными;
  • продолжить работу по развитию интереса к предмету;
  • развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Оборудование: рисунок “Город слов”, карточки для рефлексии, листочки для диктанта, мультимедиа.

Ход урока

№ урока

Содержание

Примечание

1. Орг. момент

Звенит звонок, скорее на урок.

- Откройте тетради и запишите число, месяц, “Классная работа”

- Инд. задание: 3 человека

( карточки.)

Слайд №1

2. Актуализация.

а) Чистописание.

 

б) Повторение.

- Урок русского языка начинаем как всегда с чистописания.

Повторим написание строчных букв:

бб жж кк лл мм нн пп сс

Эти буквы - близнецы.

1. Какие слова могут иметь такие буквы -близнецы?

2. Слова с какой орфограммой вспомнили? Какая тема сегодняшнего урока? Мы обобщим знания об удвоенных согласных в корне слова.

3. Где находится в слове эта орфограмма?

4. Проверяется ли эта орфограмма? А что же делать? На какой странице нашего учебника даны слова для заучивания?

Объявляю конкурс “Кто самый внимательный?” Запоминайте слова с удвоенной согласной которые прозвучат в моей речи в течение урока.

Слайд №2

 

 

 

фронтальный опрос.

Слайд №3

3. Тема урока

Отправляемся в виртуальное путешествие на остров “Русского языка”

- В одном городе Слов, высоко на горе в старинном замке Эль-Эль живут очень дружные жители. Догадались кто?

- Действительно, в замке Эль-Эль, живут слова с удвоенными согласными.

- Запишите 5 слов с удвоенными согласными, которые вы помните и знаете, как их правильно записать, посовещайтесь с соседом по парте.

На доску крепится рисунок “Город слов”.

 

 

 

Работа в паре.

4. Словарная работа

- Кто же нам поможет познакомиться с жителями замка Эль-Эль? Посмотрите на экран, это замечательная девочка Словаринка, она следит за чистотой и аккуратностью жителей замка. Вот её задание.

- Прочитайте слова:

ко...цо, и...юстрация, ко...ектив, пы...есос, ко...екция, кук...а, а...фавит, а...ея, тро...ейбус.

Выпишите только те слова в которых пишется две буквы л.

- Какие слова вы выписали? Подчеркните двойные согласные.

слайд №4

 

 

 

 

Самостоятельная работа

5. Творческая мастерская

- В каждом замке есть свои мастерские по изготовлению посуды, украшений, оружия, а в нашем замке – “Творческая мастерская”.

- Составьте из данных слов предложения:

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;

кассе, купили, в, билеты, они;

подошел, перрону, поезд ,в;

быстро, вагон, пассажиры, вошли, в;

смотреть, окна, из, вагона приятно.

Подумайте, получается ли текст? Ели да, то озаглавьте его. (Путешествие, Поездка за город)

- Кто готов отвечать?

- Какие слова по теме урока вам встречались в тексте? (группа, касса, перрон, пассажиры)

- Спишите их. Подчеркните орфограмму.

- Запишем первое предложение (В воскресенье группа ребят поехала за город)

- Сделайте орфографический разбор предложения.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Озвучьте орфограммы в предложении.

- Проверьте себя.

слайд №6

 

Устная работа фронтальная.

 

 

 

 

 

Спросить 1 – 2 человека.

Выборочное списывание.

с/р

6. Физкультминутка

Возле замка есть прекрасные озёра. Отдохнем!

Рыбки плавали, плескались
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке!

Слайд №6

Движения под музыку.

7. Повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) перенос слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) однокоренные слова

 

 

 

 

 

 

 

в) имена собственные.

- Вернёмся к замку Эль-Эль. Все его жители были дружны, но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись. Как вы думаете, почему? (тесно было, не хватало места, не помещались)

- Они не хотели ссориться и тогда решили... (жить отдельно)

Прочитайте хором, что написано на экране:

Эти буквы – близнецы удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А другой её начни.

- Какое правило подсказывает нам это четверостишие? (Правило переноса)

- Как правильно переносить слова с удвоенной согласной? (По слогам, но 1б остается, а 2-я переносится на другую строку)

- Телеграмма пришла!

Помогите, помогите!

Ссору прекратите!

Скорее нас разделите

Запишите эти слова и разделите их для переноса.

Теннис, бассейн, хоккей, класс, масса, Кирилл, жужжит.

Какие слова нельзя переносить по правилу переноса удвоенных согласных?

Некоторые жители замка Эль-Эль захотели вспомнить своих родственников. Помогите им в этом, запишите слова и выделите в них корни. А что надо делать, чтобы выделить корни? (Подобрать однокоренное слово):

Классная - ...

рассказ - ...

осенний - ...

весенний - ...

рассвет - ...

Проверяем!

- Какие другие изученные орфограммы встречались в этих словах?

- Почему в словах: рассказ, осенний, весенний, рассвет удвоенные согласные?

- Чем интересно слово классная, если рассмотрим его в разделе “Фонетика”? (8б, 8зв, сс[с], я[йа])

- В замок приехали туристы – ученики. Посмотрите на экран и скажите, как кого зовут? Запишите. Какие орфограммы в этих словах? (Алла, Анна, Геннадий, Инна)

Читайте также:

 

 

 

 

 

слайд №7

(хоровое чтение)

 

 

 

 

 

 

слайд №8

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

слайд №9

 

Самостоятельная работа.

 

 

Проверка.

 

 

Фронтальный

опрос.

 

слайд №10

8. Диктант

Друг Словаринки Почемучка очень любознателен, его интересует всё в вопросах правописания слов, и он приготовил кроссворд.

Если вы отгадаете его, то узнаете, как будет называться проверочный диктант.

- Молодцы! Прочитайте слово по вертикали (класс).

Правильно, давайте напишем проверочный диктант “Наш класс”.

Наш класс дружный. Мы любим разгадывать кроссворды. По субботам убираем осенние листья в школьном дворе.

Подчеркните удвоенные согласные в словах. Слова для справок: убираем.

 

слайд №11

разгадывание кроссворда. Проверка знаний по данной теме.

Доска: диктант “Наш класс” (уч-ся пишут на листочках)

9. Работа с текстом

- Второй друг Словаринки Всезнайка, который освоил все премудрости грамматики, привез жителям замка замечательную книгу известного писателя.

Прочтите эти строки:

...И тут у Дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это сундук окованный. А в нем всякие сокровища и монеты старинные, и камни драгоценные.

- Как называется это произведение?

- Кто автор?

- Назовите слова с удвоенными согласными.

- На какой вопрос они отвечают, что обозначают, к какой части речи относятся?

Межпредметная связь.

 

 

слайд №12

10. Игра от Почемучки

Почемучка прочитал эту книгу и приготовил вам интересное задание, вспомнив, как герои загорали на солнышке в доме холодной зимой.

- Вот 3 солнышка, 3 вопроса. Прочитайте слова хором.

- Соответствует ли количество лучиков числу слов, отвечающих на эти вопросы? Что обозначают слова и какой частью речи являются?

- Что объединяет все эти слова? (Эти слова пишутся с двойными согласными)

слайд №13

фронтальный опрос.

11. Итог урока

- Молодцы, вы все замечательно справились со всеми заданиями. Что мы сегодня повторили на уроке? (Орфограмму – удвоенные согласные в корне слова) Что мы делали на уроке?

Пора возвращаться в реальность, к месту в котором мы живем. А в какой стране мы живем? Это наша маленькая Родина. В слове Россия пишется удвоенная согласная сс. Составьте предложения с данным словом.

Кто же был самый внимательный на уроке? (дети называют слова из речи учителя с удвоенными согласными в корне слова)

слайд №14

 

 

 

 

 

 

слайд №15

12. Домашнее задание

Повторить написание слов на стр.55, подготовка к контрольному диктанту

 

13. Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит облако и цветок. Если вам не понравился урок  и было не понятно, то покажите облако. Если понравился урок и вы все поняли, то покажите цветок.

Дети выражают своё отношение к уроку.

 Приложение



Предварительный просмотр:

Длинный

Ранний

Ванна

Телеграмма

Класс

Рассказывать

Жужжать

Перрон

Каменный

Касса

Троллейбус

Русский



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

C:\Users\Книжник\Pictures\oblako9.gifC:\Users\Книжник\Pictures\oblako9.gifC:\Users\Книжник\Pictures\oblako9.gifC:\Users\Книжник\Pictures\oblako9.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык. Урок – обобщение.

Слайд 2

Минутка чистописания бб жж кк лл мм нн пп сс

Слайд 3

Слова с удвоенными согласными

Слайд 4

Кто же нам поможет познакомиться с жителями замка Эль – Эль? Словаринка! Ко…ьцо, и…юстрация, ко…ектив, пы…есос, ко…екция, кук…а, а…фавит, а…ея, тро…ейбус.

Слайд 5

Творческая мастерская в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город. кассе, купили, в, билеты, они. подошел, перрону, поезд, к. быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в. смотреть, окна, из, вагона, приятно.

Слайд 6

Проверь себя: В воскресенье группа ребят поехала за город. • • •

Слайд 7

Физкультминутка Рыбки плавали, плескались В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

Слайд 8

Эти буквы близнецы Удалые молодцы, Ты одной закончи строчку, А с другой её начни.

Слайд 9

Телеграмма Помогите, помогите, Ссору прекратите! Скорее нас разделите! Теннис, бассейн, хоккей, класс, Кирилл, жужжит.

Слайд 10

Игра. Найдите корни слов: Классная - … рассказ - … осенний - … весенний - … рассвет - …

Слайд 11

Как кого зовут?

Слайд 12

Кроссворд от Почемучки. 1.Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. 2.Дорога с рядами деревьев по сторонам. 3.Место, где продают билеты. 4. Человек, который совершает поездку на поезде или другом виде транспорта. 5.Дорога, покрытая асфальтом. х о к к е й а л л е я к а с с а с а п с а ж и р ш о с с е 1 2 3 4 5

Слайд 13

Откуда эти строки? И тут у дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это сундук окованный. А в нём всякие сокровища и монеты старинные. И камни драгоценные.

Слайд 14

Игра от Почемучки. Длинный, ранний, ванна, телеграмма, класс, рассказывать, жужжать, перрон, каменный, касса, троллейбус, русский . какой? что делать? что?

Слайд 15

Итог урока. 1.Можно ли проверить написание удвоенных согласных букв в слове? 2. В какой части слова находится удвоенная согласная буква? 3. Почему так нельзя переносить слова: РАСС – КАЗ, КОМИСС – ИЯ, ХО – ККЕЙ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.

Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цели: - продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; -...

Различение и правописание слов с удвоенной согласной

Тема: «Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня».Цель:1. Познавательные УУД:- закрепить понятие корень и приставка;- формировать умение пр...

Тестовые задания по теме "Правописание слов с удвоенными согласными в корне слове"

Тест содержит 12 слов с удвоенными согласными в корне слова (3 класс, "Школа 2100"). Часть слов написана верно, а в некоторых словах допущены ошибки. Цель задания: вспомнив правописание предложенных с...

Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе ФГОС по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными  согласными» для учителей, работающих по программе "Школа России" по ФГОС....

Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...

Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."

Данный урок предназначен для учителей начальных классов...