рабочая программа по Щеголевой "Моя устная речь"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Селиванова  Марина Олеговна

Программа расчитана для 3 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchegoleva_razvitie_rechi.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13

с углублённым изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено на методическом совете школы

Протокол №  _________

от  «_____»_____________ 2015 г

  УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ №13  

_________    /Харчилава Е.В./

Приказ № ______

от  «_____»_____________ 2015 г

                                                                       

                                                                     

                                                                                                               

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   развитию речи  на 2015-2016 уч.год                        

Ступень обучения (класс): начальное общее образование, 3класс    

Количество часов: 34 

Уровень:  базовый

Учитель:   Олишкевич Марина Олеговна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования.

Пояснительная записка.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения и мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Программа занятий внеурочной деятельности «Язык мой - дружи со мной» построена как органическая часть общего курса русского языка и литературного чтения в начальной школе и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие школьника. Она предусматривает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю.

В соответствии с методическими рекомендациями с письмом Минобрнауки РФ от 6 мая 2013 г. №08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации» данная программа способствует формированию у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способностей извлекать из словарей информацию, необходимых решению учебных задач по разным дисциплинам в рамках проектной деятельности и во внеаудиторных занятий. Кол-во аудиторных занятий по данной программе составляет менее 50 % от общего времени занятости ребёнка во внеурочной деятельности.

.Программа внеурочной деятельности «Развитие речи» является программой общекультурного направления, рассчитана на 4-х летнее изучение общим объёмом 135 часов в 1 - 4 классах (1час в неделю) и ориентирована на обучающихся начальной школы 6,5-11 лет.

Режим занятий: 1 час в неделю.

В 1 классах по 35 минут, во 2-4 классах по 45 минут, но не ранее 45 минут после завершения основных уроков.

Объем учебного времени: 1 класс - 33 часа, 2-4 классы - 34 часа.

Программа адресована обучающимся 1-4 классов ГБОУ Школы № 13 , заинтересованным в углублённом изучении родного русского языка и литературного чтения.

Цель занятий: формирование культуры устной и письменной речи.

Задачи:

  •  способствовать достижению планируемых результатов по предмету русский язык, согласно ФГОС;
  •  углублять знания о языке, повышать качество знаний и языковых умений;
  •  совершенствовать устную и письменную речь обучающихся;
  •  формировать навыки работы со словарями и самостоятельной работы с книгой;
  •  развивать индивидуальные способности и одарённости детей, проявляющих раннюю склонность к языковым предметам;
  •  развивать кругозор обучающихся в области филологии;
  •  формировать любовь к родному русскому языку, бережного к нему отношения;
  •  воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы;
  •  воспитывать толерантность к языкам других народов.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

  •  обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  •  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  •  самостоятельность работы;
  •  осмысленность действий;

Планируемые результаты, включающие формирование УУД

1 класс

Личностные результаты:

  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  •  в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные УУД:

  •  моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  •  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД:

  • - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Предметные результаты:

  •  ознакомить учащихся с выразительными средствами русского языка
  • отличать текст от набора предложений на одну тему
  • определять соответствие громкости и темпа устного высказывания в ситуации общения;
  • осознавать семантику слова и многообразие ее проявления в речи;
  • правильно, уместно и выразительно использовать языковые средства        в устной речи;
  • понимать разнообразие отношений между словами, основанные на семантике слов: синонимы, антонимы, родовидовые (дерево - осина, дуб, береза).

2 класс

Личностные результаты:

  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  •  в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные УУД:

  •  моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  •  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

разнообразие освоенных задач.

Коммуникативные УУД:

  • - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Предметные результаты:

  • уметь ориентироваться в мире звуков и букв, овладеть понятием «Фонема»;
  • приобрести навыки звукописи речи;
  • уметь правильно произносить двухсложные и трехсложные слова;
  • ориентироваться в мире слов русского языка;
  1.  класс

Личностные результаты:

  •  осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  •  интерес к изучению языка.
  • чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  •  в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • - адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные УУД:

  •  моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • -использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  •  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД:

  • - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  •  - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  •  - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные результаты:

  • - уметь ориентироваться в мире звуков и букв, овладеть понятием «Фонема»;
  • - приобрести навыки звукописи речи;
  • - уметь правильно произносить двухсложные и трехсложные слова;
  • - ориентироваться в мире слов русского языка;
  • - уметь пользоваться этимологией слов;
  • - уметь выполнять различные лингвистические задания;
  • - знать изученные части речи и их признаки
  • - составлять тексты-описания, повествования и рассуждения.
  1.  класс

Личностные результаты:

  • - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • - осознание роли речи в общении людей;
  • - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • - чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • - интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • - адекватно воспринимать оценку учителя;
  • - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • - пользоваться словарями, справочниками;
  • - строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • - владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

  • - уметь ориентироваться в мире звуков и букв, овладеть понятием «Фонема»;
  • - приобрести навыки звукописи речи;
  • - уметь правильно произносить двухсложные и трехсложные слова;
  • - ориентироваться в мире слов русского языка;
  • - уметь пользоваться этимологией слов;
  • - уметь выполнять различные лингвистические задания;
  • - знать изученные части речи и их признаки
  • - составлять тексты-описания, повествования и рассуждения
  • - знать отличительные признаки основных языковых единиц;
  • -знать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • - знать основные орфографические и пунктуационные правила;
  • -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • - различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Формы организации внеурочной деятельности

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Теоретические занятия:

  •  круглый стол,
  •  беседа;
  •  сообщения;
  •  презентации.

Практические занятия:

коллективные творческие дела;

  •  викторины, конкурсы;
  •  интеллектуально-познавательные игры;
  •  творческие проекты;
  •  недели русского языка
  •  русские народные праздники.

Курс «Развитие речи» предусматривает достижение 3 уровней результатов на конец освоения программы:

Уровни развития

Уровни

результата

воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребёнок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к обучению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Зона самостоятельного действия

Ребёнок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, деятельности.

Зона ближайшего развития

Ребёнок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Рефлексия на побуждение к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Формы учёта результатов внеурочной деятельности

  •  портфель достижений
  •  творческие проекты
  •  выставки творческих работ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основными разделами программы являются «Речевое развитие обучающихся», «Фонетика», «Морфология», «Орфография». Задачи речевого развития реализуются системой практических заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировано объяснять решение поставленной проблемы.

В заданиях и упражнениях первого года занятий отражаются пошаговое, поэтапное формирование коммуникативно-речевых умений.

На занятиях учитель создает атмосферу успеха, творчества так, как верит в силы ребёнка, помогает преодолеть трудности. Основная цель работы над словом - целенаправленное формирование (перестройка) реорганизация речевого механизма, как условие активного развития лексикона младшего школьника. Все занятия построены в определенной последовательности изучаемого материала от простого - к сложному с использованием системно-деятельностного подхода к обучению.

Особенностью данной программы занятий является одно из средств мотивации интереса к родному языку - занимательность предлагаемого курса «Развитие речи». Сочетание развивающих игр с грамматическими заданиями и практических занятий с расширением кругозора обучающихся позволяет решать многие воспитательные и образовательные задачи.

Обучающая игра, коллективная и творческая деятельность детей, практические задания требует смекалки, сообразительности, находчивости. Всё это способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям, повышает работоспособность школьников. В тоже время обучающиеся 1 - 4 классов приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас, формируется их творческая самостоятельность.

Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей: совершенствование навыков правописания, развитие речевого и фонематического слуха, пополнение лексического запаса.

Программа занятий строится на современных идеях писателей, поэтов (Л.Н.Толстой, В.Бианки, Е.Пермяк и др.).

Занятия по программе «Развитие речи» открывают младшим школьникам язык, как предмет изучения, пробуждает у детей интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства. Дети учатся понимать, что слово способно передать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Календарно-тематическое планирование

3 класс (34 часа, 1час в неделю).

№ п/п

Тема

Дата

Повторение знаний о письменной речи

7.09

Различие устной и письменной речи

14.09

Подробное изложение по вопросам текста «Петя помог»

21.09

Редактирование текста изложения (работа над ошибками)

28.09

Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка»

5.10

Сочинение по наблюдениям « Как опадают листья»

12.10

Слуховое изложение «Друг детства» (По Драгунскому)

19.10

Редактирование изложения «Друг детства» (исправление ошибок)

26.10

Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга

9.11

Редактирование сочинения о каникулах друга

16.11

Подробное изложение текста-повествования «Ёжик» (по Цыферову)

23.11

Редактирование текста изложения.

30.11

Сочинение по серии картинок Н. Радлова «Находчивые лягушата»

7.12

Творческое продолжение текста-повествования «Ёжик-спаситель» Бианки

14.12

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»

21.12

Сочинение-описание игрушки в деловом стиле

Сочинение –описание по авторскому рисунку Е. Чарушина «Вот он какой, лысушонок»

Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то»

Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»

Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот»

Редактирование текста сочинения «Снег теперь уже не тот»

Сочинение с элементами описания по картинке «Прилет птиц»

Редактирование текста с элементами описания по картинке «Прилет птиц»

Выборочное изложение по рассказу  А. Куприна «Скворцы»

Редактирование текста выборочного  изложения «Скворцы»

Краткое изложение по рассказу В. Чаплиной  «Цыплята выручили»

Изложение веселого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (По В. Драгунскому)

Редактирование изложения «Сверху вниз, наискосок!» (исправление ошибок)

Сочинение по серии веселых картинок «Фотоохотник»

Сочинение « Письмо другу»

Редактирование текста сочинения «Письмо другу»

Итоговое изложение (Самостоятельное изложение)

Итоговое изложение (Самостоятельное изложение)

Чему мы научились за год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по развитию устной речи 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по развитию устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией ...

Рабочая программа по развитию устной речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных  (ко...

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...