Рабочая программа по предмету устная речь 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Адаптированная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_ustnaya_rech_3_klass.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Устная речь»
3 КЛАСС
(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Составитель программы:
учитель
Гришина Анастасия Андреевна
Москва
2012 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Предмет «Устная речь» является средством реализации социальных и воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся; коррегирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам.
Освоение знаний о себе и об окружающем мире, способствует социальной аккомодации данной категории учащихся.
Рабочая программа по устной речи реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках устной речи проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Устная речь» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Вся работа по развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.
Предмет «Устная речь» для 3 класса включает в себя несколько подразделов: «Общение и его значение в жизни», «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказываний», «Культура общения».
Аудирование нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь, внимательное отношение к слову, правильное восприятие и понимание информации, а также слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Дикция и выразительность речи ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания определяется как ведущий в развитии собственно разговорной речи. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения», содержание которого, нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащимися словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, которые служат для выражения просьбы, благодарности, приветствия, помогающие выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
I уровень | II уровень | III уровень |
- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи; - выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; - участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; - сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников; - принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций. | - выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; - выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; - сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; - участвовать в беседе. | - выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; - выражать свои просьбы, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - участвовать в беседе по мере своих возможностей. |
Контроль индивидуального усвоения знаний и умений осуществляется в процессе общения во время урочной и внеурочной деятельности детей, во время практических работ и сюжетных игр, т.к. контрольных работ по устной речи в программе не предусмотрено. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.
Обучение осуществляется по учебнику: С.В. Комарова. Устная речь. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Просвещение», 2011 г.
В основе содержания программы лежат следующие положения:
- На уроках учитель предъявляет образцы словесного (вербального) оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.
- Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.
- Обязательно первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем хоровое проговаривание учебного материала всем классом.
- Использование приемов сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала для освоения образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.
- Заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.
- Организация работы по развитию умения слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умения повторить вопрос по теме урока.
- Работа на развитие умения слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников, умение повторить услышанное от других учеников.
- На уроках устной речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия, поддерживает у детей интерес к содержанию урока.
- В содержании учебной программы по устной речи предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые не читающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет. Слова предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. Если в слове есть буквы, которые изучены или изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по нахождению и показу этих букв в опорных словах.
- Очень важна личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени.
- Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.
Содержание рабочей программы по предмету «Устная речь».
Раздел в предмете | Содержание раздела | Задачи раздела | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Общение и его значение в жизни | Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. | Учить логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения, включать слова-признаки в предложения; развивать творческие способности детей, воспитывать любовь, уважение, заботу к окружающим их. Расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы развернутой фразой. | Учащимся необходимо уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и на заранее подготовленной ситуации. | Предметно-практическая деятельность. Лексико- грамматическая игра, дидактическая игра, беседа, диспут, участие в викторине, составление письменного обращения. | Уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и на заранее подготовленной ситуации. | Уметь последовательно высказываться на заданную тему. Уметь отвечать на вопросы. Знать правила общения с опорой на иллюстративный материал. | Уметь слушать и выполнять словесные инструкции, вступать в диалог с учителем и учащимися. Уметь отвечать на вопросы с опорой на наглядный материал и с помощью учителя. |
Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески, афиши, рекламы, письма, поздравительные открытки). | Учить использовать письменное общение в жизни. | Освоить письменное общение в жизни. | Уметь пользоваться письменным общением. | Уметь пользоваться письменным общением с помощью учителя. | |||
Аудирование | Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора. | Учить слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Учить логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения. Расширять словарный запас учащихся, учить отвечать на вопросы развернутой фразой Учить выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Научить правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. | Учащимся необходимо уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению. | Лексико- грамматическая деятельность, беседа, ответы на вопросы по содержанию, лексико-грамматическая игра. | Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению. | Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь последовательно высказываться. Уметь отвечать на вопросы небольшой фразой. Уметь выполнять словесную инструкцию. | Уметь слушать, по возможности, произносить слоговые комплексы. Уметь понимать и отвечать на вопросы односложной фразой. Уметь выполнять доступную словесную инструкцию. |
Дикция и выразительность речи | Совершенствования речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествователь-ной и восклицательной интонацией. | Совершенствовать речевое дыхание. Учить четкому выразительному произнесению чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Научить различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Объяснить и показать на наглядном материале различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Научить произнесению одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Знать и использовать упражнения на совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Предметно-практическая деятельность. Разучивание чистоговорок, частушек, стихов. Логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, пение различных слогов, слов, песенок. | Выполнять упражнения на совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Выполнять уражнения на совершенствование речевого дыхания. Учить чистоговорки, четверостишия с голоса учителя и проговаривать их. Различать громкую, тихую, спокойную и шёпотную речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией. Научиться произносить произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Выполнять уражнения на подвижность органов речевого аппарата. Различать громкую, тихую речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией с помощью учителя. |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос – сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. | Формировать и развивать представления детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Научить учащихся называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме речевой ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Развивать умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Научить составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Научить умению выбора роли и атрибутов в ролевой игре, а также умению использования новых слов и предложений. | Учащимся необходимо иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Научиться замене часто повторяющего слова другими словами (местоимениями) и | Предметно-практическая деятельность. Беседа, различные лексико-грамматические игры, викторины, дидактические игры, обсуждения, составление сообщений как в письменной форме, так и в устной. | Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Уметь заменять часто повторяющего слова другими словами и фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4– 5 предложений). | Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации). Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. Участвовать в ролевой игре. Понимать, что можно заменять часто повторяющего слова другими словами. | Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы (по теме ситуации). |
Замена часто повторяющегося слова школа другими словами. Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4– 5 предложений). | Объяснить и научить замене часто повторяющего слова другими словами (местоимениями) и фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания. | фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания. | |||||
Культура общения | Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. | Формирование и развитие коммуникативных навыков общения. Расширить словарный запас при выражении просьбы, извинения. Отработать в различных речевых ситуациях тон голоса, мимики и жестов. Объяснить и научить учащихся как правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. Отработать тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. | Учащимся необходимо развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. | Предметно-практическая деятельность. | Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. | Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. | Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова. |
Учебно-тематический план по предмету «Устная речь»
№ | Название раздела в программе | Количество часов (68 ч) | |
теория | Контрольные мероприятия | ||
I. | Аудирование | 10 ч | 2 |
II. | Дикция и выразительность речи | 27 ч | 4 |
III. | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 23 ч | 4 |
IV. | Культура общения | 8 ч | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
Рабочая программа по предмету устная речь 4 класс
Адаптированная программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
Предполагаемые результаты обучения (для учителя).· Выполнять элементарные задания по словесной инструкции;·...
Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудн...
Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
Рабочая программа по предмету «Устная речь» составлена основании следующих документов:1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. ...