Рабочая программа по предмету устная речь 4 класс
материал (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.
тел./факс: 8 (499) 235-52-94; e-mail: spo-4@edu.mos.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Устная речь»
4 «А» КЛАССА
(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)
Составитель программы:
учитель
Гусева Анастасия Андреевна
Москва
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Предмет «Устная речь» является средством реализации социальных и воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся; коррегирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам.
Освоение знаний о себе и об окружающем мире, способствует социальной аккомодации данной категории учащихся.
Рабочая программа по устной речи реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках устной речи проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Устная речь» в учебном плане отводится 1 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Вся работа по развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.
Предмет «Устная речь» для 4 класса включает в себя несколько подразделов: «Общение и его значение в жизни», «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказываний», «Культура общения».
Аудирование нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь, внимательное отношение к слову, правильное восприятие и понимание информации, а также слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Дикция и выразительность речи ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания определяется как ведущий в развитии собственно разговорной речи. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения», содержание которого, нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащимися словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, которые служат для выражения просьбы, благодарности, приветствия, помогающие выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
I уровень | II уровень | III уровень |
- понимать содержание небольших по объему сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию. - понимать содержание детских радио и теле передач, отвечать на вопросы по содержанию. - выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. - участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. - принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций. | - выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова. - сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы. - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. - слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. - слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию. | - выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; - выражать свои просьбы, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - участвовать в беседе по мере своих возможностей. |
Контроль индивидуального усвоения знаний и умений осуществляется в процессе общения во время урочной и внеурочной деятельности детей, во время практических работ и сюжетных игр, т.к. контрольных работ по устной речи в программе не предусмотрено. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.
Обучение осуществляется по учебнику: С.В. Комарова. Устная речь. 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Просвещение», 2011 г.
В основе содержания программы лежат следующие положения:
- На уроках учитель предъявляет образцы словесного (вербального) оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.
- Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.
- Обязательно первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем хоровое проговаривание учебного материала всем классом.
- Использование приемов сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала для освоения образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.
- Заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.
- Организация работы по развитию умения слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умения повторить вопрос по теме урока.
- Работа на развитие умения слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников, умение повторить услышанное от других учеников.
- На уроках устной речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия, поддерживает у детей интерес к содержанию урока.
- В содержании учебной программы по устной речи предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые не читающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет. Слова предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. Если в слове есть буквы, которые изучены или изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по нахождению и показу этих букв в опорных словах.
- Очень важна личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени.
- Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.
Содержание рабочей программы по предмету «Устная речь».
Раздел в предмете | Содержание раздела | Задачи раздела | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Общение и его значение в жизни | Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книги называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д. | Учить логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения, включать слова-признаки в предложения; развивать творческие способности детей, воспитывать любовь, уважение, заботу к окружающим их. Расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы развернутой фразой. | Учащимся необходимо уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и на заранее подготовленной ситуации. | Предметно-практическая деятельность. Лексико- грамматическая игра, дидактическая игра, беседа, диспут, участие в викторине, составление письменного обращения. | Уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и на заранее подготовленной ситуации. | Уметь последовательно высказываться на заданную тему. Уметь отвечать на вопросы. Знать правила общения с опорой на иллюстративный материал. | Уметь слушать и выполнять словесные инструкции, вступать в диалог с учителем и учащимися. Уметь отвечать на вопросы с опорой на наглядный материал и с помощью учителя. |
Аудирование | Повторение предложений (из 5 – 6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок или рассказов в магнитофонной записи с их последующим пересказом. | Учить слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Учить логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения. Расширять словарный запас учащихся, учить отвечать на вопросы развернутой фразой Учить выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Научить правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. | Учащимся необходимо уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению. | Лексико- грамматическая деятельность, беседа, ответы на вопросы по содержанию, лексико-грамматическая игра. | Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению. | Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь последовательно высказываться. Уметь отвечать на вопросы небольшой фразой. Уметь выполнять словесную инструкцию. | Уметь слушать, по возможности, произносить слоговые комплексы. Уметь понимать и отвечать на вопросы односложной фразой. Уметь выполнять доступную словесную инструкцию. |
Дикция и выразительность речи | Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в различных речевых ситуациях. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций, с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них. | Совершенствовать речевое дыхание. Учить четкому выразительному произнесению чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Научить различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Объяснить и показать на наглядном материале различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Научить произнесению одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Знать и использовать упражнения на совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Предметно-практическая деятельность. Разучивание чистоговорок, частушек, стихов. Логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, пение различных слогов, слов, песенок. | Выполнять упражнения на совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях. Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Выполнять уражнения на совершенствование речевого дыхания. Учить чистоговорки, четверостишия с голоса учителя и проговаривать их. Различать громкую, тихую, спокойную и шёпотную речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией. Научиться произносить произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | Выполнять уражнения на подвижность органов речевого аппарата. Различать громкую, тихую речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией с помощью учителя. |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа. Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. | Формировать и развивать представления детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Научить учащихся называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме речевой ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Развивать умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Научить составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Научить умению выбора роли и атрибутов в ролевой игре, а также умению использования новых слов и предложений. | Учащимся необходимо иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Научиться замене часто повторяющего слова другими словами (местоимениями) и | Предметно-практическая деятельность. Беседа, различные лексико-грамматические игры, викторины, дидактические игры, обсуждения, составление сообщений как в письменной форме, так и в устной. | Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Уметь заменять часто повторяющего слова другими словами и фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4– 5 предложений). | Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации). Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. Участвовать в ролевой игре. Понимать, что можно заменять часто повторяющего слова другими словами. | Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы (по теме ситуации). |
Культура общения | Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | Формирование и развитие коммуникативных навыков общения. Расширить словарный запас при выражении просьбы, извинения. Отработать в различных речевых ситуациях тон голоса, мимики и жестов. Объяснить и научить учащихся как правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. Отработать тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. | Учащимся необходимо развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. | Предметно-практическая деятельность. | Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. | Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. | Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
Рабочая программа по предмету устная речь 3 класс
Адаптированная программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
Предполагаемые результаты обучения (для учителя).· Выполнять элементарные задания по словесной инструкции;·...
Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудн...
Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
Рабочая программа по предмету «Устная речь» составлена основании следующих документов:1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. ...