Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Вус Юлия Викторовна

Урок   русского   языка во 2 классе 

Тема:    Фразеологизмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ._yaz._frazeologizmy.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   русского   языка

во 2 классе

УМК     «Начальная школа XXI века»

Тема:    Фразеологизмы

Класс

2 класс

Предмет, тема урока

Русский язык, тема: «Фразеологизмы»

Образовательная область

филология

Этап обучения по данной теме

 начальный

Цели и задачи урока

Цели:     1)  знакомство с понятием «фразеологизм»;

                2) развитие внимания, логического мышления;

       3) воспитание чувства ответственности,  толерантности;

       4) формирование коммуникативной компетенции

Задачи:     1) познакомить с новым понятием;

                   2) научить находить ответы  на поставленные вопросы;

                   3)  научить пользоваться словарями.

 

Тип урока

Урок  открытия новых знаний

Используемые приёмы, методы, технологии обучения

Приёмы: постановка проблемной ситуации.

Методы: поисковый, проблемный, работа с книгой, использование ИКТ.

Технологии: технология проблемного обучения, коммуникативная технология  

Используемые формы познавательной деятельности  детей

Игровая, индивидуальная, групповая, работа в парах

Оборудование

1)  учебник «Русский язык  2 класс»  часть 2,    автор С.В.Иванов,

А.О.Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2007г.

2)  печатная тетрадь  автор М.И.Кузнецова;

 3)  рабочая тетрадь;

4)  раздаточный материал: лото, карточки с фрагментами темы урока,  

карточки  с текстом для групповой работы, карточки с домашним

заданием;

5)  презентация урока

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)

Коммуникативная, информационная, социальная, общеучебная компетентности

Универсальные учебные действия

  • самостоятельный выбор способа действия
  • навык работы в группе
  • анализ лингвистического материала
  • работа со справочной литературой и учебником
  • самостоятельный поиск и анализ информации
  • решение проблемной задачи
  • анализ и систематизация знаний
  • грамотная устная речь
  • практическое применение информации
  • самостоятельное выполнение задания по алгоритму
  • самопроверка и самооценка
  • анализ и обобщение УУД
  • межпредметная интеграция

Интернет - ресурсы

http://www.youtube.com/watch?v=fwJJwGts-a0

http://www.youtube.com/watch?v=RoK5rTO6dJY

 Опорный конспект

Ход урока

Время

    I.  Орг. момент

- Начинаем урок русского языка – развитие речи.

- Послушаем песенку. (Слайд 1). О чём она? (о сказке)

- Если мы хорошо поработаем на уроке, справимся со всеми заданиями, то в     конце урока  нас ожидает сюрприз, связанный со сказкой.

- Откроем тетради. Записываем число, классная работа.

- Чтобы узнать тему урока,  выполним задание.

    II.  Открытие  новых знаний

  1. Создание проблемной ситуации

- Перед вами несколько предложений. Все они относятся к одному виду творчества.        (Слайд 2)

  • Делу – время,  потехе – час.  
  • Друзья  работали спустя рукава.
  • Шла Саша по шоссе,
    И сосала сушку.
  • Растёт дуб, у него двенадцать суков,
    Пятьдесят две ветки, на каждой по семь листьев.  

- Название  вида творчества произошло от устаревшего слова  уста.

- Как оно называется?  (устное народное творчество или фольклор).

- Распределим предложения по группам.

- Какие жанры фольклора вы увидели? (пословицы, загадки, скороговорки)

     (Слайд 3)

Пословица:

Делу – время,  потехе – час.

Загадка: 
Растёт дуб, у него двенадцать суков,
Пятьдесят две ветки, на каждой по семь листьев.

Скороговорка:

Шла Саша по шоссе,
И сосала сушку.

-  Все предложения нашли своё место в группе?  (нет, оно предложение осталось)

  Друзья  работали спустя рукава.

- Почему? (оно не подходит ни к одной из групп, не является жанром фольклора)

-  А зачем взяли это предложение? (значит оно связано с темой урока)

- Вернёмся к этому предложению. В нём есть элемент, который часто используется в устном народном творчестве. Назовите его.  (спустя рукава)

- Познакомимся с такими оборотами.

  1. Работа в группах

- Образуем команды по вариантам.

- Я предлагаю поиграть в лото.

- Представители команд получите задания.        

Вам нужно попытаться   объяснить значение каждого выражения, подобрать к ней карточку с подходящим словом и положить её обратной стороной. Если вы правильно выполните задание, получите фрагмент  слова.

- Как только команда будет готова, члены команды садятся на свои места, а представитель команды вывешивает соответствующую карточку  на доске.

- Приступайте к работе. (дети работают с карточками лото)

 (приложение 1)

- Хором прочитаем слово, которое у нас получилось   (фразеологизмы) (Слайд 4).

-  Как вы думаете, что оно означает?

- Где мы можем узнать значение этого слова?    (в словаре, в учебнике)

- У вас на столах лежат словари. Как они  называется? (толковый словарь).

- Найдите в словарях или в учебниках значение слова «фразеологизм».

- А чтобы сделать нашу речь выразительнее с помощью фразеологизмов, что нужно знать? (фразеологизмы)

- Над этим сейчас мы и будем работать.

- Что нам в этом поможет?  (учебник)  

    III. Актуализация знаний

  1. Самостоятельная работа

- Открываем учебник на стр. 102 упр. 3 . Прочитаем задание. Выберите три любых  фразеологизма и запишите их в тетрадь.

(приложение 2)

- Давайте проверим. (Слайд 5).

  1. Работа в парах

-  Фразеологизмы мы нашли, значение их объяснили, теперь введём  в предложения.

- Для этого выполним упр. 4 на стр. 102. Прочитайте задание.

- Устно поработайте в парах. Выберите и запишите одно предложение.

(приложение 2)

- Начнём проверку  (слайд 6).

  1. Работа в группах

- Что образуют несколько предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)

- Вот и герой сказки Н.Носова  составил текст о себе.(Слайд 7). В чём особенность текста? (В этом тексте он использовал много фразеологизмов.)

-  Их оказалось так много, что его друзья не поняли смысл текста. Попробуем им помочь: заменим устойчивые сочетания слов, т.е. фразеологизмы,  словами – синонимами.

- Выполнив задание, вы сможете назвать  автора этого письма.

-  Для выполнения этого задания образуем группы по рядам.

(приложение 3)

 
       Я проснулся ни свет ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам шесть  котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке.

        Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши – я все ни в зуб ногой.

        Я проснулся  ________________________ ,     ____________________. Пошел в мастерскую к Винтику, долго  ________________.       Вернулся  _______________,     съел       _______________       шесть  котлет и пил томатный сок  _______________.  

         Тут  _______________ свалился Пилюлькин,  _______________, велел  ___________, что руки моют перед едой, а мне  ______________     - я все  ______________________.

Слова – подсказки: рано, не понимаю, неожиданно, безразлично, злился, с плохим настроением, уставший, еле-еле, запомнить,  бездельничал, очень долго.  

- Узнали ли вы автора текста?  (Незнайка)

-  Конечно, это Незнайка.

- Начнём проверку.  (Слайд 8).

- Какой текст вам кажется наиболее интересным? (текст с фразеологизмами)

- Какой текст оказался более понятным? (текст без фразеологизмов)

- Какое пожелание вы дали бы Незнайке? (не перенасыщать речь  фразеологизмами)

  1. Индивидуальная работа

- А сейчас вас ожидает сюрприз, о котором я говорила вам в начале урока.

- Вы  посмотрите сказку.

- Сосчитайте количество фразеологизмов и   назовите их. (Слайд 9).

  • Как белка в колесе
  • Держать в  ежовых рукавицах
  • Как на часах стоял
  • Вставлять палки в колёса
  • Идти по горячим следам
  • Как баран на новые ворота
  • Взять быка за рога
  • Весь мир на ладони
  • Как селёдок в бочке
  • Лить крокодиловы слёзы
  • Рот разевать
  • Остаться у разбитого корыта

 IV.  Итог

-  Какие умения приобретали на этом уроке? (приобрели знания о фразеологизмах и научились использовать их в речи, умение работать в парах, группах)

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке:   (Слайд 10)

  • если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе;
  • если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя;
  • если сидели,  сложа руки, то продолжайте так сидеть.  

  1. Домашнее задание

Задание по выбору.

- У вас на столах карточки, где даны три упражнения. Вы  выбираете то, которое вас больше заинтересовало.

  • Упр. № 1.  Образовать пары фразеологизмов – синонимов.
  • Упр. № 2.   Образовать пары фразеологизмов – антонимов.
  • Упр.№3. Придумать и записать 4 предложения с любыми фразеологизмами.
  • Упр. № 4.   Нарисовать фразеологизмы на альбомном листе.

(приложение 4)

2 мин

 

4 мин

8 мин

5 мин

5 мин

8 мин

7 мин

2 мин

2 мин

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...