Урок русского языка 2 класс УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Васильева Ольга Павловна

Урок русского языка по УМК Гармония "Значение, употребление и написание приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №536 им.Т.И.Гончаровой

Московского района Санкт-Петербурга

Урок русского языка

2 класс

УМК «Гармония»

Тема: «Значение, употребление и написание приставок»

 («Словесный конструктор»)

Форма урока: научно-практическая конференция

Тип урока: изучение нового материала

Учитель: Васильева Ольга Павловна

2015 г.

Тема: «Значение, употребление и написание приставок»

(«Словесный конструктор»)

УМК «Гармония»

Учитель: Васильева Ольга Павловна

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: научно-практическая конференция

Цель урока: Осознать и систематизировать определённый круг приставок.

Задачи:

 - выявить  значение приставок

- запомнить написание приставок

- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.

УУД, формируемые на данном занятии:

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • Формирование у детей мотивации к обучению
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

работа в паре

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализ и интерпретация информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять поиск информации

коммуникативные

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • стремиться к сотрудничеству и диалогу с учителем и учащимися в целях поиска и решения конкретных задач урока
  • обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Ресурсы урока:

1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)

2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.

3. Учебник М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка».

4. ТПО М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка».

Ход урока

1. Открытие конференции.

-Сегодня на уроке начинает работу очередная научно-практическая конференция.

-Повторим девиз: формула грамотного человека:

Я ЗНАЮ+Я УМЕЮ=Я-ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

-Слово предоставляется Президенту нашего классного города Поповой Дарье: Наш прошлый урок был посвящён теме «Состав слова». Сегодня мы, наверное, продолжим изучение этой темы. Мне хотелось бы пожелать всем нам активной и продуктивной работы. Не теряться в ответах, не волноваться.

Слайд с названием конференции.

Слайд с девизом.

Выступление ученика

2. Минутка делового общения.

-Дома вы готовили вопросы по теме «Состав слова». В паре задайте друг другу вопросы. Если потребуется помощь, окажите её друг другу. Я, в свою очередь, иду вас слушать.

Слайд с названием этапа конференции.

Работа в паре.

3. Блиц опрос.

-Кому достался интересный, проблемный вопрос? Задайте коллективу.

(три ученика – загадки о приставках, суффиксах, корне)

Слайд с названием этапа конференции.

Фронт.работа.

4. Введение темы и постановка целей конференции.

Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашей конференции? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

-Чтобы  точно определить тему и цели конференции, я предлагаю вам выполнить следующее задание:

Из учебника с.107 Упр.515 картинки на интерактивной доске.

Ниже даны приставки (с выделенными буквами-орфограммами).

-Словами с корнем -хож- ответьте на вопрос: Что ты делаешь? Запишите слова под картинками.

По звуковому сигналу – стоп!

Представитель от пары выходит к доске и  подставляет нужные приставки, доказывая выбор именно этой приставки (подхожу – приближение и т.д.)

-Есть ли другие варианты?

Учащиеся выходят и дают другие варианты, объясняя своё решение.

-Итак, как вы поняли, в какой словесный конструктор я предлагаю вам сегодня поиграть?

-Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите?

(Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки,  – т.е. запоминать написание)

-С целями определились. Какой план работы нашей конференции вы предложите по изучению темы? ... (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.)

Слайд с изображением

конструктора.

Работа на интерак-тивной доске.

Работа в паре.

Работа у доски-«защита»

Слайд : Значение, употребление и на-писание приставок.

Планирование детьми работы.

5. Реализация целей.

А) Выступление Березиной Марии.

Сказка о приставках.

   Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – приставки.

Однажды на совете морфем к приставкам обратились с такой просьбой:

-Уважаемые приставки, мы много слышали о ваших способностях. Не могли бы вы рассказать нам о них?

-С огромным удовольствием, - хором ответили приставки и показали зрителям следующее:

(далее рассказ сопровождается показом на интерактивной доске)

-Итак, слушайте. Возьмём, к примеру, слово ИГРАТЬ. Ведь это совсем не то, что ВЫИГРАТЬ, и уж конечно, не то, что ПРОИГРАТЬ!

А НАПИСАТЬ самой – это вам не СПИСАТЬ у кого-нибудь и не ПЕРЕПИСАТЬ из книжки,

 не ЗАПИСАТЬ и не ВЫПИСАТЬ!

И всё это благодаря нам, приставкам!

-О каких же своих способностях рассказали приставки?

(образование новых слов, придают слову новое значение)

-Какие приставки в каких словах прозвучали?

Выступление ученика.

Сказка сопровождается слайдами.

Б) Наблюдения,выводы

Наблюдение 1.

Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова, которые получатся путём подстановки  приставок, понаблюдайте, как приставки меняют значение слов и понаблюдайте за звучанием приставок!

-За какими буквами в приставках вы наблюдали? (за теми, которые выделены синим цветом)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

-Что заметили?

Дети отвечают по алгоритму:

-называют слово

-в приставке есть орфограмма б/уд гласного, т.к.   …

-в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к. здесь парный согл. перед парн.согл.

В другой семье слов нет орфограммы парн.согл., т.к. идёт сонорный

-Запишите  5-6 слов любой семьи, выделите приставки и орфограммы в них.

-Какая часть слова делает все слова похожими? (корень) Покажите корни.

-Какая часть придаёт слову своё, новое значение? (приставка)

-Какая корневая орфограмма есть в каждой семье слов? Покажите её.

Слайд: работа в паре.

Выступление пары – «защита».

Работа в тетради.

Наблюдение 2.

с.109 Работа с предложением

Мы   ...ключим свет.

-А теперь выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ-

Прочитайте друг другу предложения, которые у вас получатся, и опять наблюдайте за звучанием приставок!

На что просят вас обратить внимание? (ударение)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

-Что заметили?

-Есть ли орфограммы безударных гласных? (да) Докажите.

А парных согласных? (да) Почему? (т.к.парный согл. перед парн. согл.)

-Все ли приставки подошли? Почему?

-Сделайте вывод о написании приставок. Можно ли писать их так, как слышишь?

Вывод: как бы приставки ни звучали, они пишутся одинаково.

Сообщение Мухачёва Дениса.

(Правило о написании приставок, с.110)

Работа в паре.

Выступление пары – «защита»

Сообщение ученика.

Физминутка

- Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можно совершить: по- (потянуться, подышать, помахать, покрутиться)

                       при- ( присесть)

                       на- (наклониться)

В) Игра «Ромашка»

Пользуясь с.107 и с.108 учебника, образуйте как можно больше новых слов, подставляя приставки.  

  В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ.

Работа в паре.

На лепестках дети записывают приставки (про, на, вы, за, от, по, пере, под, об, у, до, при)

-Кто добавил новые приставки? Какие? Молодцы!

Для учителя:

1. Приговорить – вынести кому-либо приговор, назначить наказание.

2. Заговорить – а). утомить многословными разговорами

                              б). заколдовать

                              в). начать говорить

3. Оговорить – а). оклеветать

                             б). заранее условиться о чём-то

4. обговорить - обсудить

                           

Слайд с ромашкой.

Г) Внимание! Сложное задание!

- Применив знания, полученные на уроке, замените одним словом с приставкой:

Например: начал говорить – заговорил

                     закончил движение – пришёл, приехал

Запись слов в тетрадь.


Пропустить урок  (прогулять) 
Прикрепить пуговицу с помощью нитки и иголки   (пришить) 
Отделить ножницами часть ткани   (отрезать) 
Сменить место жительство   (переехать) 
Проглотить таблетку с водой   (запить) 

Перестал цвести (отцвёл)

Закончил читать  (прочитал)

Кому удалось записать все слова?

Проверка по доске. Учащиеся выходят к доске, выделяют в словах корень и приставку, вставляют буквы в приставки.

-Давайте вместе откроем секрет: в течение урока вы работали со многими словами. К какой группе они относятся? Что называют? (действия)

Вывод: в русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действия.


Если время остаётся – составление справочника приставок.

Индивидуальная работа в тетради

Фразы появляются на доске, сопровождаются картинками.

Слова появляются на доске.

6. Подведение итогов конференции.

Взаимооценка, самооценка.

-Вернёмся к целям нашей конференции.

Узнал новое:

О значении приставок…

О написании приставок …

Об употреблении приставок…

Было особенно интересно …

Было сложно …

Хочу сказать спасибо …

Особенно хочу отметить …

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? («Лесенка»)

-Всем спасибо за урок.

7. Домашнее задание.

ТПО с.7 Упр. 516


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Гармония". 4 класс.

Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". 4 класс. Тема урока: "Правописание безударных гласных  в окончаниях имён существительных"....

Урок русского языка по УМК "Гармония" на тему: Различение на письме приставок и предлогов.

Данный урок построен в системно - деятельностном подходе, когда обучающиеся самостоятлеьно открывают новые знания. Использован авторский ( Наталья Романова - Идеальная школа грамотности) подход к разл...

Урок русского языка по системе "Гармония" "Как слова становятся членами предложения"

Этот урок по теме "Как слова становятся членами предложения"" содержит конспект урока и презентацию к нему....

Урок русского языка по системе "Гармония" "Вспоминаем о предложении"

Материал содержит конспект урока и презентацию к нему. Урок повторения знаний о предложениии перед изучением темы "Члены предложения". Интересна словарная работа....

"Жанры речи", закрепление изученного материала. Презентация к уроку русского языка по программе "Гармония", 4 класс

"Жанры речи", закрепление изученного материала. Презентация к уроку русского языка по программе "Гармония", 4 класс...

Урок русского языка по программе "Гармония" 4 класс. Тема. Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных

Цель: способствовать развитию личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.Задачи: создать условия для: - формирования умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных...

Урок русского языка по программе "Гармония" 4 класс. Тема.Обучение написанию объяснительной записки

Тема: Обучение написанию объяснительной запискиХарактеристика деятельности учителя: познакомить с написанием объяснительной записки, учить писать объяснительные записки.Характеристика деятельности дет...