Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Нарыжная Галина Николаевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc101 КБ
Office presentation icon prilozhenie_no_1.ppt1.82 МБ
Файл prilozhenie_no_12.ppsx1.21 МБ
Package icon prilozheniya.zip575.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку русского языка

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Место урока в учебном курсе: урок № 55 (2-я четверть), блок «Правописание», курс «Русский язык» для учащихся 3-го класса рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах.  Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

Планируемые результаты: Личностные: - ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Предметные: ученик  научится: - распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные УУД: Познавательные:- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других;  пытаться принимать иную точку зрения;  быть готовым корректировать свою точку зрения.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир.

           В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны парная, групповая, индивидуальная формы организации учебной работы,  применён  системно-деятельностный подход. 

Методические рекомендации:

      На этапе первичного закрепления можно вместо динамического пособия «Пишем правильно»

(приложение № 9) использовать тренажёр Фокиной Л.П.(приложение № 12)  с применением оптической мыши. При работе в паре дети «заряжают» контакты: поворачиваются друг к другу, улыбаются и хлопают в ладоши. При работе в группе дети «налаживают» контакты: производят хлопки ладонями с каждым членом группы или рукопожатие. Смена слайдов в презентации (приложение № 1)- «по щелчку».

Необходимое оборудование и материалы:

   Компьютер, мультимедийный проектор,  экран, доска; презентация - приложение № 1, тренажёр – приложение № 12 (по времени), автор: Фокина Л.П., видеоклип «Что такое доброта?» - приложение № 8;  учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана – Граф», 2013 г.; рабочая тетрадь «Пишем грамотно». 3 класс. 1 часть С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана – Граф», 2013 г.; Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., ООО «ИТИ Технологии», 2006 г.; смайлики - приложение № 2; карточки планирования УД: - приложение № 3; карточки со словами - приложение № 4; схемы к алгоритму  – приложение № 5; правило - приложение № 6-а; тетрадь-памятка, клей - приложение № 6-б; алгоритм - приложение № 7; динамическое пособие «Пишем правильно» – приложение  № 9; тест – приложение № 10; бумажные  телефоны  – приложение № 11.

Литература: 1. Русский язык «Комментарии к урокам», авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, изд. «Вентана- Граф»,  2013г.;

                        2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, ООО «ИТИ Технологии»,  2006г..

Интернет – ресурсы:  1. Тренажёр – приложение № 12, автор: Фокина Л. П.;

                                        2.Видеоклип «Что такое доброта?» - приложение № 8.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Формы, приемы, методы

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». 1-2 мин.

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1- приложение № 1).

-Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2).

Желтый – «всё отлично»

Зелёный-«мне хорошо»

Красный – «мне грустно» (Слайд № 2).

психологический настрой

рефлексия настроения

Приветствие учителя и гостей.

Показывают цветовую карточку настроения

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели.5-6  мин.

-Задание «Лови ошибку» (Слайды № 3-4).

(На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию).

- А у вас в данный момент,  запись каких слов  вызывает  затруднение? Почему?

- А в каких частях слова неясное написание и после,  какого именного звука?

-  Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 5).

- Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?

-Зачем нам этот урок необходим?

проблемная ситуация

побуждающий диалог

работа в паре

Дети читают про себя. Вставляют нужные буквы, озвучивают орфограммы, вспоминают правила проверки.

Высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цели. Объясняют значимость данного урока.

3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Цель:

составление плана достижения цели и алгоритма действий.

15 мин.

Планирование УД

- Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в группах по 3 человека. Для чего мы работаем в группе? Выберите консультанта. Наладим контакты в группе.

- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3).  ( Слайд № 6)

(направляет, помогает)

_А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой.

(Слайд № 7)

«Лесенка» УД

работа в группе

сопоставление

Объясняют необходимость работы в группе, разбиваются  на группы,

налаживают контакты, выбирают консультанта.

Фиксируют на листе «лесенку» УД.

Желающие пытаются выставить план действий.

Сопоставляют с готовой «лесенкой» УД

Работа с грамматическим материалом

- Работаем в паре. «Зарядим» контакты. Для чего мы это делаем?

-Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4).

- Прочитайте слова первого столбика.

- В какой части слова орфограмма? Посоветуйтесь с соседом.  Обозначьте.

- Что заметили?

Найдите нужную схему (приложение № 5).

(Слайд № 8)

(проверяем).

- Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4).

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

-Найдите нужную схему (приложение № 5).

 ( Слайд № 9) (проверяем).

-На каком уроке мы используем слова циркуль,  цифра?  С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны?

- Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4).

-Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

- Звук [ы] какой буквой обозначается?

Покажите схему (приложение № 5).

( Слайд № 10) (проверяем).

работа в паре

наблюдение

частично-поисковый

опорный сигнал

работа со схемами

меж предметная связь (математика)

Налаживают контакты. Читают слова.

Делают вывод. (Обозначает один человек у доски, остальные в своих карточках, фиксирует схемы на доске).

Выведение правила

- Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и?

(Слайд № 11) (проверяем).

работа в паре

(Пытаются сформулировать правило)

Ответы

Работа с правилом

Работа со словарем

- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.

- Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 12).

.- Значение каких слов непонятно?

-Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»?

- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова?

Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

-Цыгане живут у нас в Хакасии?

-Повторим чистоговорку хором.

-А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение.

Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы.

-Посмотрим, получилось ли у ребят.

Показывают (учитель озвучивает предложение).

-Откройте тетрадь-памятку,  составьте последовательно правило (приложение № 6-а),  проверьте друг у друга и зафиксируйте с помощью клея в памятку (приложение № 6-б).

работа с учебником

частично-поисковый

наблюдение

фронтальная работа

работа с источником информации

региональный компонент

работа с памяткой,

деятельностный подход

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

- Что значит «цыц»? Цыкнул?

Проговаривают вслух.

Составляют родственные слова.

Инсценируют чистоговорку.

Восстанавливают правило и приклеивают его в тетрадь-памятку

Составление алгоритма

Теперь мы знаем правило и исключения, и  нужно научиться его применять.

- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?

-Работаем в группах. «Подзарядим» контакты!

-Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7).

-А теперь проверим! ( Слайд № 13).

работа в группе

сопоставление

«Заряжают» контакты.

Определяют задачу для себя.

Составляют последовательно алгоритм.

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? ( Приложение № 2).

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Физминутка

- А сейчас мы с вами отдохнем. Для чего нам это необходимо?

(Слайд № 14)

Видеоклип  «Что такое доброта?» (приложение № 8).

здоровьесбережение

Выполняют танцевальные движения.

4. Первичное закрепление.  

Цель: применение нового знания с проговариванием.

8-10  мин.

-А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно? ( Слайд № 15)

1) Работа с динамическими пособиями

( приложение № 9).

- Откройте последнюю страницу!

Какая задача перед вами стоит? Что необходимо сделать? Давайте потренируемся!

-Делаем самопроверку!

-Помогаем соседу! Доказываем!

2) Проверить себя каждый  может, выполнив маленький тест (приложение № 10).

- Кто не допустил ошибок?

 -Молодцы!

работа в паре

взаимоконтроль

индивидуальная работа

самоконтроль

Определяют задачу,

выполняют, проверяют, оценивают себя

выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга

5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том,  что он уже умеет.

5-7 мин.

3) Работа в рабочих тетрадях (по времени)

(самостоятельно) (Слайд № 16).

- Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!

-С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения?

-С какой буквой пишется это слово?

-Докажите!

 

самостоятельная работа

самоконтроль

оценивание

межпредметная связь (литературное чтение)

Выполняют,

проверяют, оценивают

«Зайцы».

6. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание каждым учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и каждого.

5  мин.

-Всю ли работу мы выполнили?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Что нового узнали? (Слайд № 17).

-Кто вам помогал обрести новые знания?

-Кому было легко? Трудно?

-Где нам пригодятся эти знания? Давайте вернёмся к началу урока и выберем, с какой буквой пишется слово ЦЫГАН? Докажите.

-Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята,  за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставим мы оценки вам сейчас
!

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

 -А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас  работал (приложение № 11).

фронтальная работа

рефлексия

приём «Комплимент»

приём «СМС-сообщение»

Отвечают на вопросы

Делают вывод, доказывают

Оценивают друг друга

Самооценка

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2)  (Слайд № 18).

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Домашнее задание

Д/з.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр.,

стр.34, упр.5 (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 19).

-Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира.

дифференцированный подход

межпредметная связь (окружающий мир)

Выбирают  задание

Спасибо за урок! (Слайд № 20).

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс по программе «Начальная школа XXI века» Автор:Нарыжная Галина Николаевна

Слайд 2

- «всё отлично» Экран настроения - «мне хорошо» - «мне грустно»

Слайд 3

«Лови ошибку» Шупка -шубка жёлтый-жолтый радосный-радостный линтяй-лентяй

Слайд 4

«Лови ошибку» шубка жёлтый радостный лентяй циган-цыган

Слайд 5

Тема урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Слайд 6

Планирование учебной деятельности: Что изучаю? Применяю Наблюдаю Оцениваю Проверяю Делаю вывод: где ЦЫ? ЦИ?

Слайд 7

Планирование учебной деятельности: Что изучаю? Наблюдаю Делаю вывод: где ЦЫ? ЦИ? Оцениваю Применяю Проверяю

Слайд 8

Обозначение звука [ы] после звука [ц] цирк циркуль цифра

Слайд 9

Обозначение звука [ы] после звука [ц] синицы скворцы птенцы

Слайд 10

Обозначение звука [ы] после звука [ц] ПО ли ция ака ция стан ция

Слайд 11

Правило В корне слова после Ц пишется И. В окончании слова после Ц пишется Ы. В словах на ЦИЯ после Ц пишется И.

Слайд 12

Правило Слова -исключения: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!».

Слайд 13

Алгоритм слышу [цы] разбираю слово по составу ци цыган цыпочки цыплёнок цыкать цыц ция цы

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

А теперь, ребята, будем проверять свои знания!

Слайд 16

Р.Т. «Пишем грамотно», стр. 33, упр.1.

Слайд 17

Итог урока Мы все ступеньки прошли? Что узнали нового? Кто вам помог узнать новое? Кому было легко? Кому было трудно?

Слайд 18

- «всё отлично» Экран настроения - «мне хорошо» - «мне грустно»

Слайд 19

Д.З.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр., стр.34, упр.5

Слайд 20

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание слов с сочетаниями ЦЫ-ЦИ Тренажёр МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимский район Новосибирская область Автор работы: учитель начальных классов Фокина Лидия Петровна 2011 год

Слайд 2

Ы И ц ы ган ы

Слайд 3

Ы И ц и нк и

Слайд 4

Ы И птенц ы ы

Слайд 5

Ы И ц и корий и

Слайд 6

Ы И принц ы ы

Слайд 7

Ы И ц ы плёнок ы

Слайд 8

Ы И пальц ы ы

Слайд 9

Ы И ц и фры и

Слайд 10

Ы И огурц ы ы

Слайд 11

Ы И ц и рк и

Слайд 12

Ы И ц и тата и

Слайд 13

Ы И ц ы кать ы

Слайд 14

Ы И ц и новка и

Слайд 15

Ы И панц и рь и

Слайд 17

Используемые источники: Фон http://allforchildren.ru/pictures/showimg/bg/bg010gif.htm Солнышко http://forum.sibmama.ru/usrpx/72342/72342_562x460_607815457_1.gif Капля http://w4.nkcsd.k12.mo.us/~danders1/picwaterdrop.gif Капля 1 http://carlsjunior.files.wordpress.com/2010/12/tear.png Цветы http://www.gifpark.su/Gifs/FLOWERS/pink_tulips.gif Цветы 1 http://www.gifpark.su/Gifs/FLOWERS/IRISES.gif «Песенка о радуге» http://www.umnyedetki.ru/detskie_pesni/Pesenka_o_raduge_mp3.html Звуки «Молодец!», «Попробуй ещё» из урока Нехорошкиной О. А. «Как использовать медиаобъекты в презентациях» http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=236875&tmpl=Thread&BoardId=236878&ThreadId =365529&page=8



Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Алгоритм

(восстановить последовательность)

Если буква после ц – окончание – пишу Ы;

Если слог в корне и слово не исключение, пишу ЦИ,

если исключение – пиши ЦЫ;

Разбираю слово по составу;

Если слово на ЦИЯ – пишу И.

Слышу [цы];


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс

Русский языкТема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].Цели: Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.Закрепить правила ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

«УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц” Задачи:Самостоятельно определять тему и цель урока.Самостоятельно планировать учебную де...


 

Комментарии

Пешехонова  Людмила  Борисовна

Скачала вашу разработку. Очень понравилось! Огромное спасибо!!! Очень помогла ваша разработка!!1