Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся
| Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес | Предлагаю урок начать с отгадывания шифрограммы (глагол) Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля»
| Организация внимания. Отгадывание шифрограммы |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия | 1.Каллиграфическая орфографическая работа. Буквы Д и д. Задания к пословице: Друг познается в беде. Что означает эта пословица? - Найдите в пословице глагол. Докажите. Попробуйте вспомнить, что мы знаем о глаголе. Задание на интерактивной доске. Выбери нужное: часть (слова, речи), обозначает (признак предмета, действие предмета), отвечает на вопросы, изменяется (по временам, по падежам, по числам, по лицам). Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля» Работа в группах. Составить «дерево понятия» по теме «Глагол». Рассказать о глаголе по составленной схеме. | Написание букв. Выполняют задания: находят в пословице глагол. Доказывают. Выписывают понятия о глаголе. Проверяют и оценивают себя в листе самоконтроля.
Работа в группах. Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве |
3. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
| Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели | Задание. Имея данную опору, определить формы глагола по морфеме: КУЗАМЯЛА, НИРЕСТИ, ТИРАНУТЬ, ЗАКОДУЕМ Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля» На какие 2 группы можно разделить глаголы? Сформулируйте тему урока (Виды глагола.) Какие учебные задачи вы поставите перед собой? | Формулируют учебную задачу: уметь определять виды глаголов, правильно употреблять их формы в речи. |
4.Реализация построенного проекта.
| Апробация способов действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование | Задание: А) Определите и исправьте речевые ошибки. Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и ,наконец, отправлялись. Пошли они, пошли. Как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться и съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывал Пес. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля» Задание: Выпиши пары глаголов: из данного текста и замененные. Определите способы образования глаголов совершенного и несовершенного видов. Проверка. А) при помощи приставок Б) суффиксов В) чередования звуков Работа по учебнику с 17 Нахождение 4 способа Г) ударения Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля» Задание. Замените фразеологизмы глаголами. Зарубить себе на носу Клевать носом. Вставлять палки в колёса. Делать из мухи слона. Обвести вокруг пальца. (обмануть, преувеличивать, не слушать, молчать, мешать, запомнить, дремать) Какие глаголы подобрали к фразеологизмам? Исследование. Задание: вписать глаголы несовершенного вида и совершенного вида в таблицу, изменить по временам. Отыскать отличительные признаки глаголов совершенного и несовершенного видов. Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля» Вывод: глаголы совершенного вида не могут быть в форме настоящего времени или глаголы в форме настоящего времени не могут быть совершенного вида. |
Выполняют действия согласно заданию.
Оценивают себя в листе самоконтроля.
Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве .
Находят информацию в учебнике.
Проводят исследование. Делают вывод об изменении глаголов по временам
|
5.Обобщение затруднений во внешней речи | Повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера | Задание. Дополните схему «Дерево понятий». Прикрепите свои схемы на доске. Расскажите, какими данными о глаголах совершенного и несовершенного видов дополнили «Деревья понятия глагол».
| Работа со схемой «Дерево понятий». Строят логическую цепочку рассуждений. Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве . |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и вслух. | Самопроверка усвоения понятий, индивидуальная рефлексия достижения цели.
| Экспресс – опрос (на обратной стороне маршрутных листов) 1.Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что делал?, что делает? (-) 2.У глаголов неопределённой формы не определяется время, число. (+) 3.Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь. (+) 4.У глаголов неопределённой формы можно определить лицо. (-) 5.В глаголах неопределённой формы перед -ся всегда пишется ь. (+) 6.Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделаешь? (+) 7.Глаголы обозначают действие предмета. (+) 8.Глагол это часть слова. (-) Подсчёт самостоятельно количества правильных ответов. (сверяем с интерактивной доской) Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля» | Выполняют задание , используя схему. Оценивают правильность выполнения действий.
|
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
| Осознание метода преодоления затруднений и самооценка результатов | -Достигли мы цели? Справились мы с задачами, которые ставили? Приём Все в моих руках (Л.С. Кожуховская) Цель: формирование навыков личностной рефлексии. Учащиеся обводят свою ладошку и оценивают результаты работы с помощью пальцев: большой палец (над этой темой еще поработать), указательный (даны конкретные указания), средний (совсем не понравилось), безымянный (психологическая атмосфера), мизинец (мне здесь не хватало). Затем прикрепляют к ладошке стикеры: красный (если не удовлетворен), зеленый (если понравилось и запомнилось)
| Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке, соотносят цель и результаты.
|