Урок русского языка во 2 классе "Озаглавливание текстов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузбит Вероника Андреевна

Главная задача урока: научить детей грамотно озаглавливать тексты. Урок проходит в виде дидактичской игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 2 класса

по программе «Школа 2100» «Озаглавливание текстов».

Беззапонная В. А.

Цели:

- Формировать умение выявлять главную мысль текста;

- Научить соотносить заглавие с главной мыслью;

- Развить умение самостоятельно подбирать к тексту заглавие. 

Личностные УУД:

– формировать интерес к письму; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».

Регулятивные УУД:

 – умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные УУД:

 – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать группе.

Познавательные УУД:

.– умение вычитывать все виды текстовой информации.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем,

Урок русского начнем.

 – Девизом нашего урока будут слова:

 Знаем. Хотим узнать. Узнали!  

- Повторите хором.

II. Проверка домашнего задания.

-Ребята, перед тем как перейти к теме урока, давайте проверим задание, которое давалось вам на дом. Кто скажет, что вам было задано домой? (упр.36 в учебнике, упр.22 в «дидактическом материале»)

- Откройте учебники на странице 31, упр.36.  Чье стихотворение вы записывали дома? Какое у него заглавие?

- Прочтите это стихотворение. Какие слова вы ставили на месте пропусков?

СКАЗКА ПО ЛЕСУ ИДЕТ

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.

- В каких строчках выражено авторское отношение к сказке? Какая в стихотворении главная мысль?  

- В каких словах вы подчеркнули буквосочетание «жи»?

- Откройте «дидактический материал» на странице 12, упр.22. Кто такая Варакушка?

- Какое из заглавий вы выбрали? Почему?  (Нужно найти ключевое слово. Здесь ключевое слово Вапакушка, умная и быстрая птичка).

- Какое из заглавий связано с темой текста, а какое передает главную мысль? («Варакушка» - отражает тему, а «Мудрая птичка» и «Умница» - передает главную мысль – эти качества птички автор подчеркивает и восхищается ею).

- Какое опасное место вы подчеркнули в выделенном слове? Почему? На какой слог падает ударение? Как вы разделили на слоги и для переноса слова «Варакушка» и «опасен».

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с домашним заданием.

III. Актуализация знаний.

- Откройте свои тетради. Запишите число, «классная работа». Сегодня минутка чистописания будет посвящена словарным словам.

А для того, чтобы узнать написание каких слов  нам нужно запомнить разгадаем кроссворд. Я буду загадывать вам загадки, а вы запишите отгадки в тетрадь, поставите ударение и подчеркнете опасное место.

- На стене висит давно,

  На холсте всего полно:

  Лес и речка, и машина,

  Называется - … (Картина)

- Запишите слово в тетрадь. Поставьте карандашом ударение, подчеркните опасное место.

- Каким словом можно заменить слово дети? (Ребята)

- Какая безударная гласная, которую нужно запомнить, есть в этом слове? Запишите  слово ребята, поставьте карандашом ударение, подчеркните опасное место.

- Кто приносит на хвосте 
  Много разных новостей?
  Всем расскажет все до срока
  Белобокая ... (Сорока)

- Какая безударная гласная, которую нужно запомнить, есть в этом слове?

Запишите  слово сорока, поставьте карандашом ударение, подчеркните опасное место.

- Столица нашей Родины? (Москва)

- Плотная, очень твердая бумага называется… (Картон)

- По вертикали у меня получилось  слово ТЕКСТ. Почему я выделила его? Давайте вспомним все, что мы узнали о тексте. Что такое текст, опорные слова, основная мысль текста, тема текста, заглавие текста?

(Текст - группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста. Основная мысль текста - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Тема текста - это то, о чем или о ком говорится в тексте. Заглавие текста - отражает то, о чем или о ком говорится в тексте (обозначает тему текста) или выражает главную мысль текста. Оно должно быть коротким и понятным. )

- Ребята, к нам на урок пришел Незнайка. Он просит у вас помощи. Знайка задал ему задания, а он никак не может справиться с ними. Поможем Незнайке?

Задания:

  1. Прочитайте внимательно рассказ.

         В  деревне  Саше   и   Маше  подарили ёжика.   Глазки   у   ежика,   как   черные смородины. Он жил у детей все лето. Прибегал на их зов. Дети очень любили ёжика. Каждый день приносили стакан молока. (По М.Быкову)

  1. Запишите в тетрадь  ответы на вопросы к тексту. Следите, чтобы ответы были полными!
  1. Кому подарили ёжика?
  2. На что были похожи глаза у ежа?
  3. Как долго прожил ёжик у детей?
  4. Как ребята относились к ёжику?
  5. Что они ему приносили каждый день?
  1. Проверьте написанное. Не забудьте, что орфограммы нуждаются в подчёркивании!
  2. Составьте транскрипцию к словам  ЁЖИК, ЗОВ, ОЧЕНЬ.
  3. Какой заголовок можно придумать к данному тексту?

- Молодцы, ребята. Незнайка вами очень доволен.

- Для чего нам нужен заголовок перед текстом? Как вы думаете,  помогут нам  эти знания при озаглавливании текстов? 

IV. Формулирование темы урока. Введение нового знания.

- Итак, какая будет тема урока? (Озаглавливание текстов)

- Давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы озаглавить текст:

Прочитать и понять, о чём говорится в тексте

Найти самое главное слово или  слова, передающие тему или основную мысль текста.

Соединить эти слова и составить краткое сочетание или предложение.

Отразить содержание кратко и точно.

Физминутка:

Вышли мышки как - то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

- Откройте учебники на странице 33, упр.38. Прочитайте текст. Какие предложения не соответствуют теме? Зачеркните их аккуратно карандашом.

- Подумайте, как можно изменить заглавие, что бы оно передавало главную мысль текста. (Хорошо весной в горах!)

- Какое слово выражает в этом заглавии авторское отношение? (Хорошо.)

- Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места в словах. Как можно разделить на слоги и для переноса слова: навстречу, каждая?

- Посмотрите на упражнение 39. Прочитайте текст. О ком говорится в тексте?

- Сколько в тексте частей? Назовите ключевые слова.  (Серёжа, боялся, трусишка, стать храбрым).

- Изменился ли мальчик?  Что самое важное, главное в этом тексте?

- Легко ли быть храбрым?

- Как можно озаглавить текст? («Трусишка», «Как Серёжа решился стать храбрым», «Трудно стать храбрым»).

-Запишите заглавие в тетрадь.  Посмотрите на сноску внизу учебника. Прочитайте эти слова. Какие опасные места есть в каждом слове? Выпишите предложение со словом «однажды». (Однажды Серёжа решил стать храбрым).

V. Физминутка для глаз.

- Ребята, вы наверняка устали. Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

- Посмотрите на картинку на доске. Я буду водить указкой по линиям, а вы внимательно за ней следите и повторяйте глазками движения указки.

 VI. Повторение и обобщение изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь продолжим.  

- Ребята, откройте рабочие тетради на странице 14. Прочтите текст в упражнении 4. О чем этот текст? Ниже представлены варианты основной мысли текста. Прочтите их. Какой из вариантов верный?

-  Прочтите варианты заголовков текста. Какой из них отражает содержание, основной смысл текста?

- Молодцы, ребята. Посмотрите на упражнение 6. Прочтите текст. О чем говорится в тексте? Какое из перечисленных названий это отражает?

- Подберите название из упражнения 7, которое отражает основное содержание, его смысл.

VII.Итог урока.

- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие операции выполняли над текстом?

- Что может быть заглавием текста? (Заглавием может быть главная мысль или тема текста.)

- На следующем уроке мы продолжим говорить о озаглавливании текстов.

VIII. Рефлексия.

- Если вам понравился урок, вам было интересно и вы усвоили весь материал сегодняшнего урока, то нарисуйте на полях в тетради веселый смайлик. А если вам было скучно, вы не все поняли на уроке, то нарисуйте на полях грустный смайлик.

IX. Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание к следующему уроку. Страница 34, упражнение 40.

- Ребята, вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".

Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....

Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.

Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....