Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гулько Ольга Николаевна

Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №5

г. Татарск

Учитель: Гулько О.Н.

Русский язык

Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме».

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель: формирование у учащихся  умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков и ь.

Задачи:

1. систематизировать знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;

2. развивать образное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание, рефлексивные способности, умение высказывать свое мнение;

3. способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку,

4. воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

          Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Оборудование и учебные материалы: учебник 2 класс (1 – 4), авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, презентация, мультимедийный  проектор, экран,  карточки.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Словарная работа

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать

и все задания выполнять.

Присаживайтесь.

Вы уже поняли, что сегодня у вас необычный урок. Проведу его я. Зовут меня Ольга Николаевна.

Надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. У вас на столах лежат карточки светофоры.

Покажите, какое настроение у вас сейчас:

Если хорошее – зеленый цвет, не совсем – желтый, ну а если настроение плохое – красный.

 Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь друг другу.

Наш урок  хочу начать словами Константина Георгиевича Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

 - Как вы их понимаете?

– Откройте тетрадь. Положите её правильно.

– Что надо записать?

   

Слайд 1

Посмотрите на слайд. Прочитайте слова. Что это за слова? Какая работа нам предстоит? Как вы думаете, что нужно сделать?

Выполняем задания.

Проверим себя. Правильно ли мы ставили буквы?

Посмотрите, все орфограммы подчеркнуты в словах? А что нужно подчеркнуть? А для чего он нужен в этих словах?

Оценим себя. У вас на столах листы оценивания.

Напишите в них свою фамилию и имя. Оцените себя: 2 б. – все правильно, 1б. – справился с заданием не полностью, 0б.- задание выполнить не получилось.

Нам на уроке понадобятся знания, которыми мы уже владеем. Давайте вспомним все, что знаем о звуках речи.  

Блиц опрос.

Слайд 2

– Закончите предложения:

а) Звуки речи делятся на …

б) Гласные звуки бывают …

в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …

г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и …

д) Непарные мягкие звуки – это …

е) Не обозначают звуков буквы … Молодцы!

Проверим себя.

Оценим себя.

Если вы знали ответы на все вопросы -2 б., если не на все - 1б. , 0б.-если не знали ответы на  вопросы.

Дату.

Написать: Классная работа

Словарная работа.

Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

Мягкий знак.

Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

гласные и согласные

ударные и безударные

твёрдые и мягкие,

глухие и звонкие

парные и непарные

[ч], [щ], [й]

ь и ъ

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

Слайд 3

– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки на слайде , такой же слайд у вас в учебнике перед упр. 185 на с. 124.

– Какие буквы выступают в роли стульев?

– Как в кадре передаётся ощущение мягкости?

- А твёрдости?

Предположите, как может называться новый раздел учебника? Молодцы!

Слайд 4

– Приведите примеры слов с мягкими звуками.

– Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме.

– Есть ли другие способы?

– Назовите эти буквы.

– Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков?

–Попробуем сформулировать тему урока.

 

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? 

Учащиеся рассматривают.

Правописание букв ъ и ь.

Мягкое кресло.

Твёрдый стул.

Мель, ель, лён, клён…

С помощью мягкого знака.

Специальные буквы гласных.

е, ё, ю, я, и.

Два.

Ученики называют тему: «Обозначение мягкости при помощи ь и букв гласных е, ё, ю, я». Либо с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных».

Учащиеся составляют план урока вместе с учителем.

План урока (примерный):

  1. Будем различать буквы мягких согласных звуков
  2. Определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков и ь.

Планировали свою деятельность.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Развитие умений – применение знания.

А сейчас разовьем наши умения и выполним задание.

На слайде и в учебнике на с.124 упр. 185. Записаны слова.

 - Какое задание нужно выполнить?

1. Работа в учебнике.

Упр. 185 – закрепляется умение находить мягкие согласные в словах и определять способы обозначения мягкости.

Слайд 5

Работаем по алгоритму:

а) – Прочитайте слово.

б) – Назовите в нём мягкие согласные.

в) – Запишите слово.

г) – Обозначьте буквы мягких согласных зелёной точкой (как выполняли в «Букваре»).

д) – Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков – эти звуки всегда мягкие.

е) – Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных.

Подчеркните эти буквы.

Попробуем сделать вывод. С помощью чего обозначается мягкость согласных звуков на письме?

Сделайте вывод.

Оценим себя: 2 б. – все правильно, 1б. – справился с заданием не полностью, 0б.- задание выполнить не получилось.

ФИЗМИНУТКА.

А теперь поработаем в группах. Раздаю карточки для работы в группах. Внимательно прочитайте задания, что нужно сделать?

Проверим свою работу.

А теперь оцените свою работу в группах по алгоритму оценивания.

 Что нужно было сделать?

  Справились с заданием? Выполнили его полностью или частично?

  Справились самостоятельно или с  помощью?

Работали дружно?

Оцените свою работу в группе:

2б – активно работали;

1б – работали вполсилы,

0б – не принимали участия в работе.

Что мы сейчас делали?

Слайд 7

Поиграем в слова.

Прочитайте, попробуйте стать волшебниками и помогите превратить: 
угол – в топливо 
шест – в число 
мел – в мелкое место 
полку – в танец 

А теперь попробуем применить свои знания.

На слайде вы видите слова. Распределите их в два столбика. И запишите по три слова в каждый.

К доске пойдет … и будет записывать слова в первый столбик, а … будет записывать слова во второй столбик.

Проверим свою работу.

Оценим свою работу.




 

Работа в тетради по алгоритму  

(слова: честный, мебель, зелёные, любить, зяблик)

Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь.

.Прочитать слова.

2.Соединить стрелками слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились словосочетания.

3. Подчеркните одной чертой буквы мягких согласных, двумя чертами - буквы гласных, которые обозначают их мягкость.

Оценивали свою деятельность.

Уголь, шесть, мель, полька.


Выполняют действия.

Проверка по слайду

2 учащихся работают на доске: 1 – записывает слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а 2 - в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

-Итак, подведём итог.

 - Сделаем вывод

- Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?


-Вернёмся к плану. Всё ли мы выполнили? 

Давайте посчитаем, сколько баллов вы набрали за урок? Запишите в листе оценивания. Поднимите зеленый сигнал, кто набрал от8 до 12 баллов,

желтый – от 5до 8б,

красный – меньше 5б


– Что у вас получалось сегодня лучше всего? 
– В чём испытали затруднения? 

А какое настроение у вас в конце урока? Поднимите зеленый у кого хорошее ….

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы е, и, ё, ю, я и ь

Выполнили: различали буквы мягких согласных звуков, определяли способ обозначения мягкости буквами гласных звуков и ь.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Рефлексия.

V. Домашнее задание.

-Дома я предлагаю вам выполнить одно из двух упражнений на ваш выбор с.125 упр. 186 (сложнее) или упр. 187 (проще). Выберите сложность задания для себя сами. 

-Спасибо за урок. Мне очень понравилось с вами работать. Надеюсь, что это взаимно. Урок окончен. 

Домашнее задание учащиеся выбирают по уровню сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"

УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...

Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". 2 класс.

Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Урок с элементами применения мнемотехнического плана....

Урок русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"...

Конспект урока русского языка на тему: Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Конспект урока, проведенного во 2 классе по программе "Школа России"....