Главные вкладки

    Урок русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Кузнецова Наталья Валерьевна

    Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок   в рамках

    декады учителей начальных классов провела

    Кузнецова Наталья Валерьевна

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ №1»им. Максимова Н. М.

    г. Нижнекамск

    Предмет: Русский язык

    Класс 2 а

    Дата:09.02.2016

    Тема урока:  Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

    Тип урока: комбинированный

    Целевые установки: 

    •  создать условия для повторения и обобщения способов  обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных.  

     Задачи:

    1. Развивать умение находить буквы  мягких согласных.              

    2. Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме.              

    3. Развивать наблюдательность, фонематический слух и орфографическую зоркость.  

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • находить буквы мягких согласных;
    • определять способ обозначения мягкости согласных.      

     Метапредметные:

    • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
    • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
    • планировать деятельность по выполнению задания;
    • применять наблюдение для информационного поиска;

     проводить самооценку;

    • выбирать задания на основе результатов самооценки;
    • делать выводы на основе наблюдения, обобщения;
    • взаимодействовать с одноклассниками.

    Личностные:

    • осознавать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Подробный конспект урока

    I Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

    Цель: создать благоприятный эмоциональный микроклимат.

    Учитель начинает предложение, а дети заканчивают.

    • Глаза смотрят….   (и всё видят)
    • Уши слушают …. (и всё слышат)
    • Сначала думаю… (а потом говорю)
    • Помню, что  в классе….(я не один)
    • Умею слушать… (мнение других)

    II. Актуализация знаний.

    - Начинаем урок русского языка.

    • Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. С этого дня  мы с вами начнём записывать число полностью.

         Девятое февраля. 

         Классная работа.

    - Мы сегодня немного нарушим привычный порядок урока. Перед минуткой чистописания я предлагаю вам поработать в группах. Перед вами на столах лежат  карточки.  Но… Они пустые!  Ваша задача невидимых гостей урока рассекретить.

    - Что вы можете сказать  о буквах, которые обозначают данные звуки?   (Они обозначают гласные звуки)

     

    - Впишите  буквы, которые обозначают эти звуки.

    - Разбейте гласные буквы на 2 группы.  (Дети находят  пару, для каждой буквы,   и вклеивают на лист друг под другом)

    - По какому принципу вы разбили буквы на две группы?   (1.Гласные, обозначающие твёрдость согласного звука)

                                                                                                          2. Гласные обозначающие мягкость согласного звука)

    - А что ещё можно сказать о гласных второго ряда?  (Они в определённых позициях могут давать 2 звука)

         

    - Есть ли ещё буквы, которые на письме обозначают мягкость согласных?  (Это буква Ь)

    - Что вы можете сказать о букве Ь?   (Буква Ь знак звука не обозначает.  Служит для смягчения согласных звуков, и выполняет разделительную функцию)

    - Давайте покажем это на письме обозначение мягкости  согласных?  Как это сделать?  (Надо образовать слоги слияния и сочетание согласной с мягким знаком)

    - На каком месте должна стоять гласная буква?  (после согласной)

    - Первые номера  подойдут ко мне и вытянут карточку с согласной буквой, с которой группа будет образовывать  мягкие слияния.  Буквы   к, з, м, р, г, л, п

    Минутка чистописания. 

    Каждая группа  составляет слоги –слияния со своей букой, используя все гласные и букву Ь. Записываем  слоги , правильно соединяябуквы.

    Ке, кё, ки, кю, кя, кь

    Зе, зё, зи, зю, зя, зь

    Ме, мё, ми, мю, мя, мь

    Ре, рё, ри, рю, ря, рь

    Ге, гё, ги, гю, гя, гь

    Ле, лё, ли, лю, ля, ль

    Се, сё, си, сю, ся, сь

    - С какими буквами мы составили слоги слияния?  (С буквами, которые обозначают мягкие согласные звуки)  

    II. Формулирование темы , планирование деятельности.  

    - Сформулируйте тему урока.   ( Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,ё,ю,я,и,ь.

                                                            Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков).

     

       

    - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    1. Работать со словами, в которых есть буквы мягких согласных.

    2. Находить и составлять слова, в которых есть буквы мягких согласных

    3. Находить буквы мягких согласных и обозначать их зелёной точкой.

    - Что мы сейчас делали?   (Планировали свою деятельность)

    ΙΙI. Развитие умений – применение знания

       

     Игра – упражнение «Круглый стол» 

    - У вас на столах лежат  белые листы бумаги. На каждом из них написаны слова.  Сейчас,  эти листы возьмут 3- е  номера.  Работать будем по часовой стрелке. Ваша задача: буквы мягких согласных обозначить  зелёной точкой, гласные, которые обозначают мягкость согласных, обозначить красной точкой. Передавая лист  по часовой стрелке, вы должны контролировать друг друга.  Как только группа заканчивает работу, второй номер выходит, и крепит лист на доску.

    1группа : Зима, поляна, метёлка, клюшка

    2 группа: Пирог, земля, котёнок, плюшка

    3 группа:  Сироп, зебра, слонёнок, рюкзак

    4 группа: Лимон, пекарь,  телёнок, Люба

    5 группа: Сила,  лекарь, поросёнок, Любовь

    6 группа: Бинт,  зеркало,  пёрышко, люстра

    7 группа: Винт, берлога. Звёзды, люк

    - Посмотрите внимательно на работы групп.

     - Всё ли правильно?

    - Что мы сейчас делали?  (обозначали буквы мягких согласных и красным цветом показывали гласный звук)

     - Какой вывод мы можем сделать?  ( Гласные буквы е,ё,ю,и,я,ь обозначают мягкость согласных звуков)

    - Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Стр.125 правило  Выразительно читает Диана.

    - О чём мы с вами не сказали?    (буква ь знак это орфограмма)

     

    Физминутка

    Ручки в стороны, в кулачок,

     разгибаем на бочок,

     левую вверх, правую вверх,

     в стороны, накрест, в стороны вниз.

     Тук –тук –тук, сделаем руками большой круг.

    - Посмотрите на слайд.  Как бы вы сформулировали задание?

    чело

    неть

    ме

    век

    зеле

    лик

    лю

    бель

    зяб

    бить

     - Составьте и запишите  в тетрадь 5 слов. ЧЕЛОВЕК, МЕБЕЛЬ, ЗЕЛЕНЕТЬ, ЛЮБИТЬ, ЗЯБЛИК

    -  Обозначьте буквы мягких   согласных зелёным  цветом. Обозначьте красным цветом гласные, обозначающие мягкость согласных.

    - В каком слове буква е не обозначает мягкость согласного?   (ЧЕЛОВЕК)  Почему?

    - Мягкость  каких ещё согласных  не зависит от гласного?    (Щ ,Й)  

    - Почему?   (Они всегда мягкие)

    - Назовите всегда твёрдые согласные звуки         (Ж,Ш,Ц)

    - В каких словах буква  е  обозначает мягкость согласных?

    - В каких словах все согласные звуки мягкие?

    - В каких словах мягкость согласных звуков обозначена буквами Я.Ю

    - Какой ещё буквой может обозначаться мягкость согласных звуков на письме.  (Ь)

     

    - Что мы сейчас с вами делали?   Что наблюдали?  (Мы составляли слова.  Наблюдали, что есть всегда мягкие и всегда твёрдые согласные)

      Упр. 186 с.125– развивается умение самостоятельно подбирать слова (3–4 слова), в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных звуков.

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали? (Умение  применять свои знания и оценивать свою работу)

    Итог урока. Рефлексия.

    - Какие этапы урока вам более понравились? Почему?

    -Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    - В чём испытали затруднения?

     - Какую оценку работе класса можно сегодня поставить? кого из ребят можно выделить?

    Доп.

    УПР. 191.с.126

    Проверка по слайду

    Проходит осень. Осыпались красные и рыжие листья с клёнов. Скоро наступит долгая зима. Весь город побелеет.

    е,ё,ю,я,и

    ь

    проходит

    осень

    осень

    осыпались

    осыпались

    весь

    листья

    клёнов

    наступит

    зима

    побелеет

    весь

    - Какой вывод можно сделать?   есть два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме

     1. при помощи гласных второго ряда  

     2. При помощи буквы Ь знак


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

    Слайд 2

    1. Работать со словами, в которых есть буквы мягких согласных. 2. Находить и составлять слова, в которых есть буквы мягких согласных. 3. Находить буквы мягких согласных и обозначать их зелёной точкой. Планирование деятельности.

    Слайд 3

    чело неть ме век зеле лик лю бель зяб бить Человек Мебель Зеленеть Любить Зяблик

    Слайд 5

    Развиваем умения Прочитайте. Попробуйте стать волшебниками и помогите превратить: угол – в топливо шест – в число мел – в мелкое место полку – в танец Проверьте себя. угол – уголь шест – шесть мел – мель полка – полька

    Слайд 6

    УПР. 191.с.126 е,ё,ю,я,и ь проход и т осен ь ос е нь осыпалис ь осыпал и сь вес ь л и стья кл ё нов наступ и т з и ма поб е л е ет в е сь



    Предварительный просмотр:

    1

    Зима

    поляна

    метёлка

    клюшка

    2  

    Пирог

    земля  

    котёнок  

    плюшка

    3    

    Сироп

    зебра

    слонёнок

    рюкзак

    4  

    Лимон

    пекарь

     

    телёнок

     

    Люба

    5  

    Сила

     

    лекарь

     

    поросёнок

    Любовь

    6  

     Бинт

     

    зеркало

     

    пёрышко,

    люстра

    7  

     Винт

    берлога

     

    звёзды

     люк



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    К

    З

    М

    Р

    Г

    Л

    П


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка для 2 класса по теме: Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ОС "Школа 2100"

    Работа содержит план - конспект урока и презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме....

    "Обозначение мягкости согласных звуков на письме" Разработка урока русского языка в 1 классе.

    Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме.(УМК "Перспектива)...

    Русский язык Обозначение мягкости согласного звука на письме.

    Закрепление изученного материала по обозначению мягкости согласных.  Повторение таких тем, как "Предложение", "жи-ши, ча-ща" и т. д.  Нахождение в тексте непроверяемых и проверяемых безударн...

    Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме." (1 класс)

    Закрепление умений обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и гласных букв е,ё,и,ю,я....

    Урок Русского языка Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

    УрокРусского языкаОбозначение мягкости согласных звуков на письме....