Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА" (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе урока использовались разные формы  обучения:  рассказ, беседы, загадки. На уроке использованы различные методические приёмы : работа в парах, фронтальная проверка, самостоятельная работа. Методические приёмы соответствуют возрастным особенностям учащихся, целям, поставленным в начале урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШУРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА»

ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме

«Упражнения в написании  буквосочетаний жи-ши, ча-ща»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пронина В.И.

Цели:

- формирование знаний и умений обучающихся по теме «Упражнения в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща;

- развитие орфографических умений».

Задачи:

- формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща;

- закреплять умения писать слова с сочетаниями жи-ши;

- развивать орфографическую зоркость;

- уточнить  представление  уч-ся о звуках [ж], [ш] как  твёрдых, [ч], [щ] как мягких;

- изучить особенности написания сочетаний жи, ши, ча, ща;

- познакомиться с особенностями правильно письма  сочетаний жи, ши, ча, ща;

- сформулировать правила  познавательной активности  детей, речи учащихся, наблюдательности, внимания, мышления, умения работать с книгой.

 Оборудование:

 - компьютер

 - мультимедийный  проектор

 - аудиозаписи  «Выстрелы»

 - учебник «Русский язык»,  2 класс, Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева.

 - карточки:  « Д\з по выбору» ( разноуровневые задания), с пословицами, со смайликами

 - тестовые индивидуальные листы

 - карточки со словарными словами

 - буквенные вееры

 

Конспект урока:

Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Организационный момент.

Учитель.-  Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите  карточки с вашим настроением (демонстрация человечков):

http://festival.1september.ru/articles/574762/img1.gif

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

Актуализация знаний.

- Сегодня мы отправимся в путешествие на остров Доброты.( слайд 1)

Представьте, что наш класс – красивый корабль с алыми парусами, а вы – юнги на этом корабле, я – ваш капитан, а это – карта путешествия. Итак, отправляемся в научное путешествие на наш остров. Мы посетим мыс Безударных Гласных и равнину Шипящих Согласных. Во время плавания вспомним некоторые законы грамотного письма и научимся применять их в разных ситуациях.  

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас продуктов  и спасательные средства. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк.

 Словарная работа.

- У моряков на корабле главным документом является бортовой журнал. Вашим документом сегодня  являются ваши тетради. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужно приобрести билеты, а для этого давайте откроем  бортовые журналы и запишем дату, классную  работу.

- Наш корабль взял курс к мысу Безударных Гласных.

Мы у мыса Безударных Гласных. Наш радист получил тревожное сообщение: Некоторых  жителей этого мыса захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите!

На доске слова: (на карточках)

 в…р…бей, л…сица, к…р…ндаш, р…бота, дев…чка, п…суда, с…рока, м…шина, с…п…ги, к…ньки, х…р…шо, к…пуста.

- Какое задание мы должны выполнить?

   – В свои бортжурналы   мы будем записывать все, что с нами произойдет в пути. Спишите слова, поставьте ударение, вместо исчезнувших букв вставьте необходимые безударные гласные (взаимопроверка, дети обмениваются тетрадями и ручками зелёной пасты проверяют словарные слова по эталону  и затем оценивают).

Постановка проблемы урока.

  -Наше путешествие продолжается.

На горизонте полуостров Шипящих Согласных, которые живут по своим законам. Назовите их.

- Осторожно! Мы можем сесть на мель, если не вспомним, по каким законам они живут.

- Ребята, с какими гласными дружат данные шипящие согласные?

- Назовите эти сочетания?

- А сейчас мы покажем жителям полуострова, что мы не только знаем их законы, но и умеем эти законы выполнять.

 

(звук выстрелов) – слайд 2

- Пираты! Они хотят захватить наш корабль. Но чтобы не попасть нам к ним в плен, необходимо справиться с заданием.

Вам  нужно отгадать загадки, а пропущенные буквы вы покажите с помощью буквенного веера.

  1. Есть копытный великан.

 Шея, как подъемный кран,

 С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый.    Ж…раф. ( слайд 3) 

  1. Пьет бензин, как молоко,

 Может ездить далеко,

 Возит грузы и людей.

 Ты знаком, конечно, с ней?   Маш…на. ( слайд 4)

  1. Лесом катится клубок,

 У него колючий бок.

 Он охотится ночами

 За жуками и мышами.  Ёж…к. ( слайд 5)

  1. Для щей капуста,

А жуём без хруста,

Бескочанною росла

И не квашена кисла. Щ…вель ( слайд 6)

  1. Нос – как хобот у слона,

 На спине рука одна.

 Мы с плиты его снимаем,

 Угощает всех он чаем.  Ч…йник.( слайд 7)

  1. Летит орлица

 По синему небу.

 Крылья распластала,

 Солнышко застлала.  Туч... ( слайд 8)

- Молодцы! Мы хорошо справились с этим заданием.

– Посмотрите на  слова-отгадки.( слайд 9).

 Ж…раф. Маш…на. Еж…к. Щ…вель. Ч…йник. Туч...

(запишите слова в 2 столбика: 1-жи-ши, 2-ча-ща  ( слайд 10) взаимопроверка в парах)

- Ребята, какие знакомые орфограммы вы встретили? А какие орфограммы появились?

 Объявление темы и постановка целей урока.

– Определите тему урока. Над чем мы будем работать? Кто догадался? (Ответы детей.)

– Верно, сегодня мы с вами обобщим  знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща. Будем учиться писать  слова  и предложения с этими орфограммами.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем.

2. Представлять информацию в тетради.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать свои  мысли, эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

ΙΙ. Совместное открытие знаний

ΙΙΙ. Первичное закрепление

  Работа с текстом.

-  Пираты побеждены, и наконец, мы добрались до загадочного острова!

А как вы думаете, что нам помогло добраться успешно на нашем корабле до этого острова? ( Да, наши знания и конечно дружба и взаимопомощь).

Вас ждёт следующее задание. Необходимо , работая в группах, собрать по две  пословицы о дружбе.

- Поработайте в группах, это задание для юнг по левому борту, а это - для юнг по правому борту (на двух отдельных партах пословицы. Детям, работая в группах, необходимо собрать по две пословицы о дружбе и вставить пропущенные буквы). ( ПРИЛОЖЕНИЕ)

Дерево держ…тся корнями, а человек — друзьями.

Сам погибай, а товарищ…  выручай.

Скаж…  мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Дружба как стекло: разобьешь, не слож…шь.

( командир группы прикрепляет пословицу к доске, зачитывает её и проговаривает орфограммы, которые они нашли)

- А какие пословицы о дружбе вы ещё знаете?

- Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой.

Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия, захваченным пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны.  

 Для этого мы выполним упражнение в учебнике № 170.( два учащихся работают у доски, один выписывает слова с –ча-, второй с –ща-, обозначая орфограммы)

                                                             

- Как видите, наши знания – надёжное спасательное средство. Вот мы и дома.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в таблице.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ΙV. Применение нового знания

Работа с учебником.

Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия, захваченным пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны.  

 Для этого мы выполним упражнение в учебнике № 170.( два учащихся работают у доски, один выписывает слова с –ча-, второй с –ща-, обозначая орфограммы)

                                                             

- Как видите, наши знания – надёжное спасательное средство. Вот мы и дома.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Итог урока

 Рефлексия. Подведение итогов

-  Раз уж вы прошли эти испытания, то наверное что-то вы уже знаете и мы сейчас проверим  ваши знания. ( дети работают на индивидуальных карточках) (ПРИЛОЖЕНИЕ)

1.В каком слове слог  жи  ударный?

  • Живот      ☐
  • Жираф     ☐
  • Ужи          ☐
  • Ужин        ☐

2.Какое слово лишнее?

  • Шило         ☐
  • Уши            ☐
  • Шишка      ☐
  • Чашка         ☐

3.После какой буквы не пишется буква ы?

  • т               ☐        
  • ж         ☐                
  • п          ☐                
  • н          ☐

                

4. В какой строчке пропущены  только буквы «и»?

  • больш.е  маш.ны      ☐        
  • ш.рокие  стол.           ☐                
  • ж.дкое  м.ло               ☐                
  • чуж.е  м.сли               ☐                

                

5. Найти слово с ошибкой.

  • Шина            ☐
  • Малыши      ☐
  • Пружына     ☐
  • Машина       ☐

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

VΙ. Домашнее задание

- Какие знания понадобились в путешествии?

- Проанализируйте, пожалуйста свою работу на уроке. Может быть у кого-то возникали затруднения, а кому-то удавалось справиться с заданиями на уроке. Вот поэтому я предлагаю вам самим выбрать домашнее задание.

( на парте лежат листочки разного цвета с разноуровневым заданием, дети самостоятельно выбирают  себе домашнее задание)

Домашняя  работа по карточкам с проверкой по уровням.

1 - й уровень:  Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.        Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

2 - й уровень:  Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные

(лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

3 - й уровень: Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пуш…стые, круж…лись, снеж…нки.

Веры, у, новые, лыж….

Мороза, не боятся, и, стуж…, дети.

- А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью  смайлика.

                       ( оценивание работы детей учителем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...

Конспект урока.Русский язык. 2 класс. Тема "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок по закреплению темы "Буквосочетание ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ"  способствует развитию речи, фонематического слуха, памяти, содействует усвоению правила провописания....

Конспект урока русского языка, 2 класс, Написание -ь- и -ъ-

Конспект составлен по программе Школа - 2100...

Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Буквосочетания" ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок по закреплению темы "Буквосочетание ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ"  способствует развитию речи, фонематического слуха, памяти, содействует усвоению правила провописания....