Презентация "Имя существительное"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему

Голубенко Светлана Викторовна

Презентация к уроку русского языка 2 класс, УМК "Перспектива". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Второй территориальный фестиваль-конкурс открытого урока

 «Я реализую ФГОС».

Номинация: «Урок в начальной школе».

Пояснительная записка.

Автор материала (ФИО)

Голубенко Светлана Викторовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУООШ №19

Контактный телефон, e-mail

89631156236(сот.тел), golubenko.69@mail.ru

Название материала

Технологическая карта урока на тему «Имя существительное. Алгоритм определения  имени существительного в тексте».

Раздел «Части речи»

Класс (возраст)

2 класс (7-8 лет)

Учебный предмет

Русский язык.

 Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Авторская программа  Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык » 2 класс. М: «Просвещение», 2012 г.

Программа и материал УМК рассчитан на 170 часов в год, в неделю 5 часов, учебник Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык » часть 2. М., «Просвещение», 2012 год. УМК «Перспектива».

        

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Презентация «Имя существительное».

Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык ».

Программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса в 1-4 классах «Академия младшего школьника».

Раздаточный материал: магнитная азбука, сигнальные карточки, карточки с пронумерованными  заданиями и Смайлики для самооценки.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Мультимедиа, индивидуальные компьютеры.

Цели, задачи материала

Образовательные: сформировать представление о части речи «Имени существительном» и его морфологических признаках; ввести алгоритм определения имени существительного в тексте; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание собственных достижений при освоении учебной задачи.

-  Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя алгоритм; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: определять имена существительные (одушевленные и неодушевленные); строить предложения, используя имена существительные; определять  имена существительные в тексте.

Метопредметные связи

С информатикой: знакомство с атрибутом электронного общения Смайликом.

С математикой: счет предметов при проверке заданий презентации.

С литературным чтением: использование устного народного творчества в словарной работе (скороговорки, загадки).

С окружающим миром: пополнение знаний о жизни животных (заяц).

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

1-2 слайды презентации используются на этапе мотивации учебной деятельности;

3-6 слайд – на этапе актуализации опорных знаний при проверке умения определять имена существительные;

7-8 слайд – на этапе  закрепления  материала классифицикации на группы (одушевленные и неодушевленные имена существительные);

9 слайд – на этапе проектирования и фиксации нового знания - создание алгоритма определения имени существительного в тексте и выбором правильного варианта ответа;

10 слайд – на этапе первичного закрепления  материала  с самопроверкой;

11 слайд - рефлексия, индивидуальные высказывания учеников с опорой на текст слайда для самооценки своей деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Попова И.,  Усачева В. Занимательная математика.  – М., Учитель, 2007.  
  2. Интернет ресурсы.

http://www.nivagold.ru/raznoe1/derevo/derevo.html (картинки для слайдов)

http://lidia.rusedu.net/category/2339/6504(фоны для слайдов) https://ru.wikipedia.org/wiki/Смайлик

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs&feature=player_embedded (физминутка)

        

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат

УУД

1. Самоопре-деление к

деятель-

ности.

Организа-цонный момент.

Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.

Приветствие.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас, какой?

Всё, что надо, под рукой!

- Ребята, к нам на урок пришёл удивительный герой. Случилось так, что современный человек - активный пользователь информации через интерактивное оборудование. И мы не исключение. Ежедневно мы обращаемся за  информацией к разным источникам. Наш герой – символ электронного общения. Кто же это? (СЛАЙД 1,2)

Сма́йлик (англ. smiley — «улыбающийся») или счастли́вое лицо́ (☺/☻)  —графическое изображение улыбающегося человеческого лица; традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза, и чёрной дугой, символизирующей рот. За 30 лет «смайлик» стал неизменным атрибутом электронного общения.

-Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам только положительные эмоции.

У каждого из вас на столе лежат таблички с заданиями, они пронумерованы. Смайлик просит показать ему, насколько трудно или легко вы справлялись с его заданиями.

 (В карточках таблица, где дети отмечают степень трудности предлагаемых заданий. Грусть – трудно, удивление – вызвало затруднение, улыбка - легко)

Проверяют свою готовность к уроку.

Всё, что надо, под рукой!

Учащиеся приходят к выводу, что это Смайлик.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

2. Целеполагание.

  Введение в тему урока через проблему.

Формирование темы и задания урока. Совершенствование каллиграфического навыка начертания букв и соединений, развитие фонематического слуха.

- Ну, а теперь давайте откроем тетрадь и зафиксируем дату сегодняшнего урока.

Чистописание (с грамматическим заданием)

1.   – Назовите парную согласную буквы «эф», запишите ее.

2.   – Какая буква в алфавите стоит перед буквой «пэ»? Запишите ее 2 раза.

3.   – Назовите букву, которая обозначает звуки /л/, /ль/. Запишите ее.

4.   – Послушайте скороговорку.

– Какой звук чаще всего звучит в ней?

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

– Запишите ее.

– А теперь соберите эти буквы в слово, что получилось? (Слово)

Запись в тетрадях.

Учитель читает стихотворение:

Есть много интересных слов

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

 – С какими же словами мы будем сегодня дружить? Докажите, что это существительные.

– Какой же части речи мы посвятим наш урок? Правильно, сегодня мы  продолжим говорить об имени существительном, познакомимся с алгоритмом определения  их  в предложении.

Сформулируйте цели урока, используя слова записанные на доске:

Повторить …

Научиться …

Записывают число, классная работа.

Учащиеся называют буквы, учитель выставляет их на магнитной доске.

Дети приходят к выводу, что из букв, записанных в тетради можно составить слово «СЛОВО».

Один ученик восстанавливают запись из букв на доске.

Дети называют слова: собака, стол, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок,  конфеты.

Учащиеся определяют, что все перечисленные слова в стихотворении обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?

Учащиеся формулируют цели урока.

1.повторим знания о имени существительном изученные ранее:

2.научимся находить в тексте слова обозначающие предметы, отвечающие на вопросы кто? что?

Осознание учениками основной цели урока.

Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь други, принимать позиции других людей;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

личностные: самостоятельное формулирование

проблемы. Темы урока, принятие целей урока

3. «Открытие» учащимися нового знания.

Словарная  работа (используя электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной)

Организовать подводящий к открытию нового знания диалог.

- Прочитав стихотворение, мы узнаем новое словарное слово, которое будем сегодня прописывать и  повторим ранее изученные словарные слова.

Работа с учебником.

Упр.100 с.77

-Какое слово мы сегодня запишем в словарик? (молоток)

Сегодня к словарной работе и изучению нового словарного слова   готовились Алена и Максим, они приготовили нам загадки.

1.Дети  читают загадки:

Как завижу лежебоку,
что валяется без проку,
Я прижму его к доске,
да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
чуть видна его фуражка.

2.Сам худ,
голова с пуд.

3.Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я, что есть мочи —
День—деньской.

4.Я у людей всегда в ходу,
Хоть мой характер крут.
Где надо стукнуть — я приду, —
Ведь мой ударный труд.

5. Деревянная шея,
Железный клюв,
Кричит: «тук—тук—тук!»

- Нам нужно выяснить правописание слова «молоток». Произнесите его по слогам.

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый слог, второй.

- Какой из них ударный?

- Назовите безударные слоги.

- Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.

М.Л.ТОК

- Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, что это за предмет.

Учитель включает  электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык », где дается этимологическая справка слова.

- Проговорите, как будем писать это слово.

-  Вставьте пропущенные буквы.

Дифференцированный подход:

1 ряд- составьте словосочетания и предложения с этим словом.

2 ряд- запишите слово «молоток» в тетрадь под самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса.

3 ряд- подберите однокоренные слова.

Отметьте в карточке трудно или легко вам было) выполнить задание №1

Словарная работа с сигнальными карточками.

  М.л.т.к, т.п.р, к.рзина, ов.щи, м.рков., г.рох, ур.жай.

Определяют из стихотворения новое словарное слово «молоток».

Двое учащихся читают загадки про «молоток», которые приготовили дома.

 

Выясняют правописание слова«молоток».  Произносят его по слогам.

В слове 3 слога, ударный третий, два безударных слога 1 и 2..

Записывают в тетрадь.

Слушают этимологическую справку.

Записывают его в словарик.

1 группа- составляют словосочетания и предложение.

2 группа- записывают слово «молоток» в тетрадь под самодиктовку,  делят его на слоги и для переноса.

3 группа- подбирают однокоренные слова.

Дети вставляют буквы в словарные слова используя сигнальные карточки, учитель на интерактивной доске дублирует их ответ.

Пополнение запаса словарных слов. Пишут словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

Регулятивные:

контроль за аккуратностью выполнения задания;

коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других;

познавательные:

операция мышления, выделение неизвестного.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез.

коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других.

4. Актуализация опорных знаний

Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала, повторить признаки имени существительного.

(Слайд 3.) Наш герой Смайлик доволен вашей работой. Он приготовил для Вас задания.

Улыбающийся смайлик говорит, что Вы нашли правильное решение.

 А этот просит Вас быть внимательнее и  не ошибаться.

 Чтобы узнать справились ли Вы с

очередным заданием, нажмите на ПРОВЕРИТЬ и сравни ответы.

(Слайд 4.) Вспомним,

 что называется именем существительным?

 

( Слайд 5.)Вспомним,

почему у части речи «имя существительное»

два вопроса  ЭТО КТО? и ЭТО ЧТО?

Вспомнили? Теперь нажмем на смайлик и проверим себя.

Повторив необходимые знания, мы готовы к выполнению заданий нашего Смайлика.

Задание 1.

(Слайд 4.)

Найдите среди слов имена существительные, если определите правильно, то накормите морковкой маленьких зайчат.

Делаем проверку!

Если Вы нашли 11 зайчат и у Вас нет ни одного отрицательного смайлика – Вы молодцы!

Отметьте в карточке трудно или легко вам было) задание №2

Дают определение:

имя существительное- часть речи, которая обозначает предмет.

  Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы ЭТО КТО? ЭТО ЧТО?

 У части речи имя существительное два вопроса

потому, что вопрос ЭТО ЧТО? мы ставим к

неодушевленным именам существительным,

а вопрос ЭТО КТО? ставим к одушевленным

именам существительным.

Дети среди слов обозначающих разные части речи определяют имена существительные.

Дети считают и находят  11 зайчат и нет ни одного отрицательного смайлика – молодцы!

Сформированность умения правильно и точно ставить вопросы к словам; умение видеть и исправлять ошибки в словах.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логическое -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

коммуникативные –

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

6. Физминутка (4 мин.)

Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность

Физминутка проводится используя ресурсы Интернет. http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs&feature=player_embedded

Учащиеся выполняют упражнения за пандой.

Правильное положение туловища и рук.

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Формирование способа деятельности.

(Слайд 7.)

Зайчишка заблудился в яблоневом саду. Помогите ему попасть домой. Оставьте на полянке слова – имена существительные, по другим словам щелкайте мышкой и деревья расступятся, пропуская зайку.

Если осталось 8 деревьев и ни одного отрицательного смайлика– вы молодцы!

Отметьте в карточке трудно или легко вам было) задание №3

(Слайд 8.)

Помогите пчёлке заготовить мёд на зиму. Постарайтесь выбрать только одушевленные имена существительные и щелкните по ним мышкой, если вы правы- появится цветок, если появится смайлик- значит, вы ошиблись..

Если нашли 17 цветов и ни одного отрицательного смайлика -  вы молодцы!

Отметьте в карточке (трудно или легко вам было) задание №4

Дети среди слов обозначающих разные части речи определяют имена существительные

Дети находят  8 деревьев и нет ни одного отрицательного смайлика – вы молодцы!

Дети выбирают одушевленные имена существительные и щелкают по ним мышкой, если правильно- появится цветок

Воспроизведение учащимися способов действий при определении начальной формы слова.

Познавательные-  определять имя существительное и обосновывать свое мнение; логические- классификация;

коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, использовать термины, умение договариваться, вступать в диалог;

личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

регулятивные: умение работать в  группе.

8.Проектирование и фиксация нового знания

Создает ситуацию совместной поисковой деятельности через взаимоконтроль, взаимодеятельность.

Развивает языковые средства. Переключает внимание.

А знаете ли Вы  как   определить  имя существительное в тексте?

(Слайд 9.)

Предлагается 3 варианта ответа:

1.Чтобы найти имя существительное достаточно к слову поставить вопрос ЭТО КТО? ЭТО ЧТО?

2. Чтобы найти имя существительное достаточно доказать, что оно обозначает предмет.

3. Чтобы найти имя существительное нужно доказать, что слово обозначает предмет и отвечает на вопросы ЭТО КТО? Или ЭТО ЧТО?

(Слайд10)

Определите в тексте имена существительные. Щелкните по ним мышкой.

Если нашли 21 слово – вы молодцы!

О ком прочитанный текст? Что нового вы узнали о этом животном.

Отметьте в карточке ( трудно или легко вам было) задание №5.

Дети  путем рассуждений приходят к выбору варианта №3

Чтобы найти имя существительное нужно доказать, что слово обозначает предмет и отвечает на вопросы ЭТО КТО? Или ЭТО ЧТО?

Находят в тексте имена существительные, их 21 слово.

Называют новые знания из текста о зайце.

Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация;

коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.

Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей;

регулятивные: умение работать в  группе.

9.Физминутка для глаз.

Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность

Учитель показывает упражнения.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

10.Самоконтроль с проверкой.

Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности, выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.

Самостоятельная   работа с ноутбуками (программа «Академия младшего школьника») «Укажи»

Задание1. Распознавание имен существительных среди других частей речи.

Задание 42. Распознавание имен существительных в тексте.

Самостоятельная разноуровневая работа учащихся с электронными образовательными ресурсами.

Самооценка учащихся.

Способность применять новые знания.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено,

осознание качества и уровня

усвоения;

познавательные : использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания;

личностные:

самоопределение

Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных  и  личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

коммуникативные: слушать и понимать речь  других;

регулятивные: волевая саморегуляция.

11.  Рефлексия деятельности  (итог урока) Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.

Закрепить знания и умения учащихся по определению начальной формы слов-названий предметов и изменению их по числам.

Над какой темой урока сегодня мы работали?

Какие цели ставили для себя?

Продолжите предложения:

Я научился …..

Я узнал ……

Мне понравилось…..

Мне было трудно …..

Достигли поставленных целей?

Что такое имя существительное?

Как найти его в тексте?

Сформулируйте выводы.

(Слайд 11.)

Вот и закончился наш урок

Желаю Вам успехов в учебе.

До новых  встреч. СМАЙЛИК.

- Посмотрите в свои карточки и оцените свою работу

5 улыбающихся смайликов – я понял все задания;

4– я многое понимаю, но некоторые вопросы нужно уточнить;

 менее 3 – мне нужна помощь

Научились находить в тексте слова обозначающие предметы, отвечающие на вопросы это кто? это что?

Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Делают вывод.

Сформирован навык определения имен существительных в тексте.

12.Объяснение и понимание домашнего задания.

Разъяснение способа выполнения упражнения.

Разноуровневое  домашнее задание.

Упр.101 (выписать одушевленные имена существительные)

Упр. 102 (найдите в тексе имена существительные)

Упр.102 (запишите полные ответы на первые пять вопросов,  над всеми именами существительными поставьте букву «С».

Кто из Вас хотел бы помочь мне в проведении словарной работы завтра на уроке, подойдите на перемене.

Выбор домашнего задания по желанию.

На перемене желающие получат задание к новому словарному слову «сахар».

Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы.

13.Рефлексия

настроения и эмоционального состояния 

«Смайлики».

Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке.

Ребята нарисуйте Смайлику  те эмоции, что свойственны Вам сейчас. Вы можете дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Довольны ли Вы своей работой?

Огромное спасибо за работу на уроке. Улыбнитесь друг другу. Вы молодцы!

Ученикам раздаются  листы с изображением Смайлика, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

Сформировано умение оценить свою работу на уроке.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....