Конспект урока по русскому языку:" Главные и второстепенные члены предложения".
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Солодухина Лилия Юрьевна

 1. Учить находить в предложении главные  члены предложения и его основу.

2. Учить  находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Главные и второстепенные члены предложения.

Цели.  1. Учить находить в предложении главные  члены предложения и его основу.

2. Учить  находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.

Планируемые результаты:

предметные:

обучающиеся научатся различать и находить  главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;  основу и второстепенные члены предложения;  дополнять основу второстепенными членами предложения;

 

метапредметные  (УУД):

личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

познавательные: 

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить  ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;  сравнивать, делать выводы;

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;

коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой  деятельности под руководством учителя).

  1. Орг. момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

А теперь все дружно сели

И на доску посмотрели.

  1. Актуализация опорных знаний.    
  1. На слайде:

 Игра « Найдите лишнее слово»

Прилагательное

Существительное

Глагол

Подлежащее

Местоимение

Докажите, что именно это слово лишнее. (Лишнее слово подлежащее, все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее главный член предложения)

СЛАЙД 2: (На уроке вспомним)

какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными

 Будем учиться:

- находить в предложении грамматическую основу;

- разбирать предложение по членам предложения;

- различать распространенные и нераспространенные члены предложения;

- определять какой частью речи выражены главные и второстепенные члены

СЛАЙД 3:

Чистописание

Напишите соединение заглавной буквы Ж  со  строчной буквой ж и слоги жи  же.

На другой строчке запишите слова  жёлтый   ежи   предложение.

Запомните написание словарного слова предложение, разделите эти слова на слоги, в словах желтый и ежи объясните правописание выделенных букв. Составьте с этими словами предложение.

  1. Работа по теме урока.
  2. Вы знаете, что в предложении есть слова без которого оно не может существовать. Мы их называем основой предложения- это главные члены предложения. А ещё их называют подлежащим и сказуемым.

СЛАЙД 4: Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое

СЛАЙД: 5

Подлежащее

Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы: кто? Что? Подчеркивается _________ .

СЛАЙД: 6

Сказуемое

Обозначает: Что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? что делал?  что сделает? что будет делать? Подчеркивается: __________

                                                                                                 _________________

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Правило на странице 61.

СЛАЙД: 7

Рассмотрим предложение.

В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.

О ком говорится в этом предложении?

- В этом предложении говорится о ежах. Кто? Ежи- это подлежащее, подчеркнем одной чертой, что говорится о ежах, ежи (что делали?) шуршали- это сказуемое подчеркнем двумя чертами.

 (Запишите предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое)

СЛАЙД: 8

Обратите внимание одно и тоже можно назвать по разному:

        ежи     шуршали

Грамматическая основа предложения ----  Главные члены предложения----- Подлежащее и сказуемое

СЛАЙД: 9

А как называются другие члены предложения кроме подлежащего и сказуемого?

Страница 62. Правило.

Члены предложения не входящие в грамматическую основу являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член.

В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.

ежи (какие?) веселые

шуршали( где?) в лесу

шуршали (чем?) листьями

листьями ( какими?) сухими

Рассуждайте так. Слово веселые второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставим вопрос от сказуемого. Слова в лесу и листьями –это второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Затем ставим вопрос от второстепенного члена предложения. Слово сухими второстепенный член предложения, который поясняет второй второстепенный член предложения.

( Это образец разбора предложения по членам предложения. Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами)

СЛАЙД: 10

Нал..тел  сильный  вет..р.

(С)  д…рев..ев  пол..тели  ж..лтые  лист..я.

Лист..я   закруж..лись  (в)  воздухе.

( Спишите текст вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Объясните  правописание пропущенных орфограмм)

СЛАЙД: 11 (Проверьте себя)

СЛАЙД: 12 (физкультминутка)

СЛАЙД: 13

Корабль   мчится.                       Космический корабль мчится к Венере.

      Сравните предложения. Что в них общего? Чем они различаются? С помощью каких членов предложения мы узнали о каком корабле идет речь и куда он мчится?

Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым? Какое распространенным?

         Делаем вывод, предложения по составу могут быть распространенными и нераспространенными.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов называются распространенными.

( Запишите распространенное предложение и разберите его по членам предложения, обратите внимание, разобрать предложение по членам предложения- это значит найти его главные и второстепенные члены предложения.

 Чтобы определить второстепенный член предложения надо:

  1. Определить грамматическую основу предложения
  2.  Определить слово, к  которому  можно задать вопрос от подлежащего
  3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого
  4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других  второстепенных членов предложения

СЛАЙД: 15

Составьте из слов распространенное  предложение. Запишите и разберите составленное предложение по членам предложения. Покажите стрелками связь слов в предложении.

(Винни-Пух ,  в гостях,  утром,   у Кролика,  однажды,   побывал)

Взаимопроверка (работа в парах).

СЛАЙД: 16

САМООЦЕНКА.

Однажды утром Винни-Пух побывал в гостях у Кролика.

(Грамматическая основа Винни-Пух - это подлежащее, побывал- сказуемое. Ставим вопрос от главных членов  предложения и определяем второстепенные

- побывал (когда?) однажды

- побывал ( когда?) утром

- побывал ( где?) в гостях

                 -в гостях ( у кого?) у кролика

( Слова  в предложении связаны по смыслу. Для того, чтобы найти слова, которые связаны по смыслу ставьте вопрос от одного слова к другому.)

СЛАЙД: 16

(Составьте предложения. Для этого расставьте слова согласно вопросам. Подчеркните подлежащее и сказуемое.)

Когда?      Кто?     Что делает?      Что?

пчелы, мёд, собирают, летом

Какие?   Кто?  Что делают?     Как?

работают, труженицы,  маленькие,  без устали

Взаимопроверка (работа в парах).

СЛАЙД: 16

 Самостоятельные части речи работают в предложениях членами предложения.

Не путай части речи с членами предложения!

  Части речи                                             Члены предложения

существительное        подлежащее

глагол                                                             сказуемое

прилагательное                            второстепенные

местоимение                                  члены предложения

и другие

СЛАЙД: 17

Рабочая тетрадь, страница 41,  упражнение 37.

СЛАЙД: 18 ( работа в парах)

( Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. Укажите ,какой частью речи выражено подлежащее. Обратите внимание, подлежащее не всегда выражено существительным. Например….)

                             Шашки

Шашки появились в Египте.

Они имеют очень древнюю историю.

Игра проникла в разные страны. Её правила изменились.

СЛАЙД: 19

А сейчас мы поиграем!!!!!!!

  1. Рефлексия.

  Игра «Веришь- не веришь» ( погадаем на ромашке)

- Верите ли вы, что в предложение есть главные и второстепенные члены.

-Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу предложения.

- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

-  Разобрать предложение по членам предложения – это значит найти его главные члены.

-  Предложение может быть без второстепенных членов.

-  Второстепенные члены предложения не зависят от главных и других членов предложения.

-  Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

-  Подлежащее всегда выражено существительным.

 -  Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения, такое предложение называется распространенным.

Д/з: стр. 61-63- правила, стр.63 упр. 53.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные и второстепенные члены предложения

Слайд 2

Найдите лишнее слово Прилагательное Существительное Глагол Подлежащее Местоимение

Слайд 3

Вспомним какие члены предложения называются главными , а какие второстепенными Будем учиться: находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения ; различать распространенные и нераспространенные предложения; определять какой частью речи выражены главные члены предложения.

Слайд 4

Чистописание

Слайд 5

Подлежащее Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы: кто? что? Подчеркивается : _________ .

Слайд 6

Сказуемое Обозначает: что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Подчеркивается: .

Слайд 7

В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.

Слайд 8

ежи шуршали Грамматическая основа предложения Главные члены предложения Подлежащее и сказуемое

Слайд 9

Второстепенные члены предложения Дополняют и поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями. ежи (какие?) веселые шуршали ( где?) в лесу шуршали (чем?) листьями листьями ( какими?) сухими

Слайд 10

Нал..тел сильный вет ..р. (С) д…рев..ев пол.. тели ж.. лтые лист..я. Лист..я закруж .. лись (в) воздухе.

Слайд 11

Проверь себя Налетел сильный ветер. С деревьев полетели жёлтые листья. Листья закружились в воздухе.

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Виды предложений по составу нераспространённые распространённые Корабль мчится . Космический корабль мчится к Венере.

Слайд 14

Определение второстепенных членов предложения Определить грамматическую основу предложения Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов предложения

Слайд 15

Составьте предложение Винни-Пух в гостях у Кролика побывал однажды утром

Слайд 16

Проверь себя Однажды утром Винни – Пух побывал в гостях у Кролика. побывал (когда?) однажды побывал ( когда?) утром побывал ( где?) в гостях -в гостях ( у кого?) у Кролика

Слайд 17

Составьте предложения пчелы, мёд, собирают, летом работают, труженицы, маленькие, без устали когда? что делают ? кто? какие? что делают? кто? что? как?

Слайд 18

Части речи Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Члены предложения Подлежащее Сказуемое Второстепенные члены предложения

Слайд 19

Шашки Шашки появились в Египте. Они имеют очень древнюю историю. Игра проникла в разные страны. Её правила изменились.

Слайд 20

Веришь- не веришь

Слайд 21

Домашнее задание Стр. 61- правило, стр. 63 упр. 53.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку. Главные и второстепенные члены предложения.

Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Второстепенный член предложения - определение"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Второстепенный член предложения - определение"...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....

Конспект урока по русскому языку "Что такое второстепенные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку "Что такое второстепенные члены предложения" 2 класс...

Конспект урока в 3 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" (Программа "Начальная школа 21 века")

Данный  урок смоделирован в рамках системно-деятельностного подхода с учетом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОС. На всех этапах урока предполагается во...