Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Части слова: родственные слова и корень
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Кислюнина Наталья Андреевна

     

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

    Части слова: родственные слова и корень

    Цель урока: уточнить знания детей о корне и родственных

         словах.

    Задачи урока: 1) уточнить знания учащихся о корне и

                                родственных словах;

                                2) ввести понятие «однокоренные» слова;

                                3) закрепление знаний о родственных словах и

                                корне;

                                4) формирование умения подбирать

     однокоренные слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse_po_teme.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

    Части слова: родственные слова и корень

    Цель урока: уточнить знания детей о корне и родственных

         словах.

    Задачи урока: 1) уточнить знания учащихся о корне и

                            родственных словах;

                            2) ввести понятие «однокоренные» слова;

                            3) закрепление знаний о родственных словах и

                            корне;

                            4) формирование умения подбирать

     однокоренные слова.

    Этапы урока

    Содержание урока

    Примечания

    1.Орг. момент.

    2.Постановка проблемы, через проблемную ситуацию.

    3.Актуализация знаний.

    4.Уточнение знаний о понятии «корень» и однокоренные слова.

    5.Первичное закрепление.

    6.Упражнения в написании однокоренных слов.

    7.Итог урока.

    -Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

    - Посмотрите на доску:

    подушка

    подумать

    - Один мой знакомый мальчик утверждает, что в этих словах одинаковый корень. Прав ли он?

    - Так чем мы с вами будем сегодня на уроке заниматься?

    - Замечательно. Значит наша задача на сегодняшний урок – это уточнить знания о понятие родственные слова и корень. А к возникшей проблеме мы вернёмся чуть позже и выясним кто прав.

    - Посмотрите на записанные на доске слова:

    В.р.бей, т.традь, .кно, с.сна, к.р.дор, с.лёный, к.р.ндаш, хв.стун.

    -На какие две группы можно разделить данные слова?

    - Выполняем данную работу: выписываем слова в два столбика.

    - В каком слове возникла проблема?

    -Что нужно сделать, чтобы написать это слово правильно?

    -Какое слово подберём?

    - А можно ли взять слово хвост для проверки?

    -Почему?

    -Эти слова похожи по смыслу?

    -А кого называют хвастуном?

     -А почему же тогда слово хвост нам не подходит для проверки слова хвастун. Ведь внешне (по написанию) они похожи?

    -Ребята, у вас есть родственники? Назовите их.

    -А у слов есть родственники?

    -На какой вопрос будем искать ответ?

    1

    - Если есть, то какие слова будем считать родственниками и как они называются?

    2

    - А можно ли с их помощью проверять слова?

    3

    -Так на какие вопросы будем искать ответы?

    - Кого называют лесником?

    -От какого слова образовано слово лесник?

    лес-лесник

    - Сравним эти слова. Это разные или изменение одного и того же слова?

    - А мы можем изменить слово лес?

    -Это разные слова или изменения одного и того же слова?

    -Слова лес и лесник можно считать родственными?

    -Значит на какой вопрос мы с вами сейчас ответили?

    -А какие ещё родственные слова мы можем добавить к нашим?

    -Что роднит все эти слова?

     -Всмотритесь, а что у этих слов ещё общего?

    -Так какие же слова будем считать родственными?

    -А кто знает, как такие слова называются по другому?

    -Вот мы с вами ответили и на второй вопрос.

    -Посмотрите на слова, которые у меня есть:

    Море, река, озеро, пруд, океан.

    -Я считаю, что все эти слова можно назвать родственными, т.к. в них есть вода.

    -Тогда давайте поиграем: «Кто больше найдёт однокоренных слов к слову вода за 1 минуту».

    -Выделите корень.

    - А для чего нам нужно знать и уметь подбирать однокоренные слова?

    - Прочтите слова, записанные на доске:

    С.лонка, с.лёный, пос.лить, с.лист.

    -Какая буква пропущена в этих словах?

    -Как докажите?

    -Какое это слово?

    -На какой вопрос мы с вами ответили?

    -А какое слово лишнее?

    -Почему? Ведь в нём тоже корень –сол-?

    - Ребята, а во всех ли словах есть корень?

    -Подберём однокоренные слова для слов:

    Сосновый-

    Водяной-

    Грибник-

    Столовая-

    - Вернёмся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока.

    -Теперь мы можем грамотно ответить на вопрос: «Являются ли слова подумать и подушка родственными, т.е. однокоренными?»

    Мнение детей разделились.

    ( они фиксируются на доску)

    Будем уточнять знания  о родственных словах и корне.

        ?

    С безударной гласной в корне проверяемой ударением и словарные слова.

    Проверка.

    В слове хвастун.

    Подобрать проверочное слово.

    Нет, т.к. хвастун от слова хвастать.

    Эти слова разные по смыслу.

    1 Есть ли у слов родственники?

    Лес – насаждение

    Лесник- человек, работающий в лесу

    В лесу, у леса, за лесом …

    Вопрос № 1

    Лесной, перелесок, лесничество …

    Близки по смыслу.

    Общая часть  лесник – лес лесной – перелесок –лесничество или  корень.

    Те, которые близки по смыслу и у них один корень.

    Однокоренные.

    Нет, т.к. не близки по смыслу и нет одинаковых корней.

    Буква О.

    Подберём проверочное слово – соль.

    Родственное, однокоренное.

    Вопрос №3.

    Соло.

    Не является однокоренным, не близко по значению.

    Нет, т.к. не близки по значению; в слове подумать корень -дум-, а в слове подушка корень –уш-.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ

    Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...

    Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

    Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

    Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

    Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."

    Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...

    Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"

    Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"...