Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи" 4 класс 8 вид
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Программой по развитию устной речи предусматривается отработка умения использовать слова - предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей.

Все  виды работы по развитию речи направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда, СБО и других уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ustnoy_rechi_8_vid_4_kl.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

             

Рассмотрено на заседании кафедры                                           «Согласовано»                                                      Утверждено                                                           начального образования                                                            Зам. директора по УВР                                          приказом №_____    

Протокол №_______                                                                 ________/                      ./                                      «      »_________     2014 г.

Руководитель кафедры:                                                             «____»_________2014г.

_________/                         /                

«     »  __________ 2014г.

                                                                                         

Рабочая программа

по развитию устной речи для обучающегося 4 класса

индивидуального обучения (8 вида)

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                                                                                                        Ахматдинова Ильсияр Раисовна                                                                                                    

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов                                                                                          

                                                                                                                                                                                      1 квалификационной категории

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2014 год

1. Пояснительная  записка

            На основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., составлена рабочая программа по развитию устной речи  для 4  класса – 8 вид У.О., авторской программы Воронковой В.В.  М.:«Просвещение», 2011год, 8 вид.

Цели и задачи курса

Целью курса является развитие речи школьников как средства общения, включение учащихся в разнообразные формы речевой коммуникации

Задачи:

- развитие коммуникативной функции речи

 - уточнение и  развитие слухового восприятия обучающихся;

- развитие речевого слуха и внимания, способных к звукоподражанию;

- расширение звуков окружающей действительности;

- привитие навыков учебной деятельности;

- формирование правильного звукопроизношения, отдельных звуков;

- развитие артикуляционного аппарата на основе дыхательной гимнастики и      

 артикуляционных упражнений;

- формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у умственно отсталых детей умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни;

 - умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программой по развитию устной речи предусматривается отработка умения использовать слова - предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей.

Все  виды работы по развитию речи направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда, СБО и других уроках.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации предметных картин.

Для детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих  детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена  и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе и т.п.

Большую помощь в развитии речи окажут хорошо подобранные наглядные пособия, показ кино и видеофильмов, экскурсии. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Дети ведут доступные наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Такого рода занятия представляют наилучший материал для свободных высказываний детей, для обогащения речи на основе непосредственных впечатлений.

Роль и значимость предмета:

        Работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на  доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную  деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.         

          В процессе изучения предмета  обогащается  и уточняется  словарь, формируются навыки сравнения  и классификации описание предметов, явлений природы, установление элементарных зависимостей, активного участия в беседе. Курс  направлен на коррекцию  познавательной и речевой деятельности,   высших психических функций.

3. Место учебного предмета  в учебном плане

          В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Развитие устной речи» изучается в 4 классе- 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебных недель).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, труд и творчество, ценность природы и человеческой жизни. 

Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.

           Данная рабочая программа направлена на то, чтобы  максимально приблизить содержание учебного материала к возможностям учащегося; создать условия для усвоения учащегося государственного стандарта по предмету; развивать общеучебные умения и навыки; формировать общечеловеческую  культуру; создать условия для расширения кругозора и формирования познавательных интересов учащегося.

Особенности обучающихся

            Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших глубоко умственно отсталых школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:. В зависимости от общения каждый урок имеет свою функциональную нагрузку. Процесс работы над темой условно может быть разделён на 3 этапа: подготовительный, коммуникативный, обобщающий. Каждый из этапов решает конкретную задачу: активизацию речевой деятельности детей, уточнение и пополнение , активизацию речевой деятельности детей.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

в контексте ФГОС второго поколения

Личностные результаты:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

-художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

6. Содержание учебного предмета «Развитие устной речи»

17 часов (по 0,5 часа в неделю)

Повторение материала 3-го класса. Индивидуальные логопедические занятия  по исправлению дефектов речи. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.

Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д.

Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.

Закрепление умения правильно употреблять  в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий.

Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам. Распространение предложений прилагательными – определениями.

Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся.

Проведение ежедневных разговорных десятиминуток, на которых учащиеся рассказывают о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах, о том, как ехали в школу и т. д. Создание речевого «климата» внутри класса в связи с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры, коллективный труд.

Просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением.

Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.

   

7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

№п.п.

Наименование раздела программы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащегося

1.

Я дома

2

Актуализация личного опыта, предпочтений ученика при дополнении предложенных ситуации, составление коротких рассказов, основанных на личном опыте, по плану, обсуждение составленных учеником совместно с учителем программ телепередач.

2

Я за порогом дома

2

Рассматривание иллюстраций по учебнику, актуализация знаний о предупреждающих и информационных знаках, урок экскурсия по улице, привлечение внимания к дорожным знакам, знакам пожарной безопасности, обсуждение личного опыта школьника.

     3

Я в мире природы

2

Рассматривание картинок, чтение стихотворения о природе, составление предложений, обсуждение заданий для самостоятельной работы, обсуждение работ на тему «Что может нанести вред лесу?»,закрепление правил поведения в лесу, составление «Правил вежливого поведения в лесу».

     4

Мы писатели

2

Рассматривание картинок по теме, эмоциональное обсуждение рисунков, игра «Вопрос за вопрос», составление рассказов о самых интересных событиях прошлого лета, составление рассказов по своим рисункам, обмен первыми впечатлениями о книге, рассматривание иллюстраций на страницах учебника.

5

Играем в сказку

4

Актуализация содержания сказки по вопросам учителя, тренировочные упражнения в передаче характера и переживаний героев сказки, театрализованное представление сказки, беседа по картинкам учебника, составление предложений к каждой части сказки, совместное рассматривание рисунков к сказке и их обсуждение.

     6

Я и мои товарищи

5

Слушание рассказов В.Осеевой «Вежливое слово», «Что легче», «На катке», моделирование возможных диалогов между героями картинок, выполнение тренировочных упражнений в изображении различных эмоций, составление открытки к празднику, последовательное выполнение заданий по учебнику.

Всего

17

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»
  2. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида автор С.В, Комарова «Устная речь», 4 класс, Москва, «Просвещение» 2011г.

 Методические  пособия:

  1. Ковалько, В.И.  Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
  2. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ в 4  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовый уровень

-  называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвет, форма, вкус, размер);

 - участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;

 - составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги;

 - обобщать названия изученных групп предметов.

Минимальный уровень:

-участвовать в беседе, отвечать на вопросы учителя;

-составлять рассказы по картинке, употребляя формы знакомых слов с помощью учителя;

-называть предметы, характеризовать их по основным свойствам с помощью учителя.

Система оценки достижения планируемых результатов предполагает результат их индивидуального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

                 

10.  Календарно-тематическое планирование учебного материала по развитию устной речи

на 2014-2015 учебный год по 0,5 ч в неделю  - 17 ч

№урока

Наименование

раздела

Тема урока

Количество часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1

Мы писатели

1

Делимся новостями

1

2

2

Я выбираю книгу

1

3

Играем в сказку

1

Петушок- Золотой гребешок

1

4

2

Повторение. Петушок- Золотой гребешок

1

5

3

Сочиняем сказку

1

6

4

Мы писатели

1

7

Я дома

1

У телевизора

1

8

2

Берегу своё здоровье

1

9

1

Знаки -помощники

1

Я за порогом

дома

10

2

Запрещающие и предупреждающие знаки

1

11

Я в мире природы

1

В гостях у леса

1

12

2

Что может нанести вред лесу?

1

13

Я и мои товарищи

1

Задушевный разговор

1

14

2

Вежливые слова

1

15

3

Приглашение

1

16

4

Поздравляю

1

17

5

Составление открытки на праздник

1