Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Тамбова Лилия Борисовна

Урок предназначен для учащихся 3 класса  УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi.docx317.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: предметные - учащиеся научатся видеть глаголы в речи. Составлять словосочетания с глаголами; сравнивать, анализировать, делать выводы; личностные – проявляют интерес к познанию нового.

Универсальные учебные действия: регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности,  осуществляют поиск средств ее достижения, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные – привлекают имеющиеся знания для решения учебной задачи, осуществляют классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку; коммуникативные – умеют контролировать действия партнера.

Ход урока.

  1.  Орг. Момент.

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ребята, встаньте, улыбнитесь,

Гостям нашим поклонитесь

И скажите:

Дети: «Проходите, не стесняйтесь,

              Поудобней размещайтесь.

              Ручки, листики возьмите,

              Нам улыбкой помогите.»

  1. Актуализация знаний.

-Запишите  только словарные слова.

Посуда любит чистоту. Гусь свинье не товарищ.   Работай  до поту – поешь с охотой. Рыба в воде, а ягода в траве.

-А сейчас проверьте  работы, сверив написание словарных слов. (Слайд)

  1. Самоопределение к деятельности.

-Найдите лишнее слово.

-Почему оно лишнее? (посуда, товарищ, ягода – существительные, обозначают предмет, а работай обозначает действие предмета).

-Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.)

-Что еще вы можете рассказать об имени существительном? (Имена существительные бывают одушевленными и отвечают на вопрос кто? и неодушевленными и отвечают на вопрос что? Имена существительные изменяются по числам. Бывают собственными и нарицательными.)

-Давайте разгадаем филворд .  Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. Итак, ищем и вычеркиваем  слова:

 

Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р

1. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (
Алфавит)

2. Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (
существительное).

3. Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. Она бывает письменная и устная. (Речь).

Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)

4. Работа по теме урока.

  -Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке? (О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.)

                               Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

-Давайте сделаем вывод: что же такое глагол? На какие вопросы отвечает и что обозначает?

Проверим в учебнике на странице 68, правильно мы сделали вывод или нет.

5. Физминутка.

-А теперь немножко отдохнем.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей:

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно,

Ну а дальше будь здоров.

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу!

6. Закрепление изученного.

Игра. А сейчас я предлагаю вам задумать какое-либо действие, т.е. глагол и показать нам его. А мы дружно угадаем, что вы задумали. (параллельно идет запись в тетрадях: Стас (что делает?) прыгает, Алина (что сделала?) нарисовала.)

1)  -У вас на парте находится лист с творческим заданием.

- Прочитайте задание. Что мы должны сделать?

 Вставь слова так, чтобы получилась рифма.

                  Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

                                                                                                      Д.Хармс

Слова : откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

(У каждого ребенка на столе листочек с данным заданием. Ребята работают индивидуально, затем проводится фронтальная проверка.)

7. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

8. Продолжение работы.

-У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно составить вместе с соседом по парте два предложения.

(У учащихся на столе карточка:

Солнце играет_______________.

И кошка играет_____________________.

И слова: на, лучами, речке, клубочком, крылечке, на.)

 - Давайте посмотрим, что у вас получилось.  (Солнце играет лучами на речке. И кошка играет клубком на крылечке.)

-Что вы заметили? (В каждом предложении есть слово играет. В первом предложении это слово употребляется переносном значении, а во втором предложении – в прямом.)

-Запишите  предложение, где слово играть употреблено в прямом значении. Подчеркните главные члены предложения, обозначьте, какими частями речи они являются.

9. Рефлексия.

-Молодцы, ребята. Все вы были на уроке умницами. Мне понравилась ваша работа. Все были активны, хорошо отвечали.

А понравилось ли вам на уроке? Перед вами лежат смайлики. Раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

                    Вам очень понравилось на уроке.

           Вам понравилось, но вы испытывали трудности.

       Вам было очень трудно.

10. Итог урока.

Объявление оценок и домашнего задания.

Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

                                                                                                      Д.Хармс

Слова : откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

                                                                                                      Д.Хармс

Слова : откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

                                                                                                      Д.Хармс

Слова : откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

Солнце играет__________________.

И кошка играет____________________.

лучами

на

речке

клубком

на

крылечке

--

C:\Users\Марина\Desktop\607815457.gif

C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\Для текущей работы\Открытый урок\1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол как часть речи". Учащиеся знакомятся с изменением глагола по числам и родам ( в прошедшем времени.) УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...

Конспект урока русского языка «Глагол как часть речи»

Тема:«Глагол как часть речи»Тип урока:Урок закрепления материалаЦель:продолжить формировать стойкое понятие о глаголе, продолжить учить выделять слова, являющиеся глаголами, среди дру...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"

Тема: «Глагол как часть речи»Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...