Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Грачева Антонина Семёновна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школо России" с использованием современных образовательных технологий игровой технологии, проблемно-диалогического и  частично-поискового   метода,  икт технологии, технологии обучения в сотрудничестве, технология критического мышления – приём «кластер» Форма проведения "Деловая игра - аукцион"

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка  

муниципального района Пестравский  Самарской области

Конспект открытого  урока русского языка с использованием современных образовательных технологий

Дата проведения:09.11.2015

Тема урока – «Правописание глаголов»

Предмет - русский язык

Класс- 4

ФИО, должность учителя – Грачева Антонина Семеновна, учитель начальных классов

Место работы – ГБО СОШ с.Пестравка

Уровень: муниципальный

Тип урока - урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: деловая игра «Аукцион»

Использование игровых технологий, проблемно-диалогического и  частично-поискового   метода,  икт технологии, технологии обучения в сотрудничестве, технология критического мышления – приём «кластер»

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа, тестирование

Оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное): раздаточный дидактический материал, проектор, презентация, интернет – ресурсы, система контроля и мониторинга PROklass,  музыкальное сопровождение

Цель урока: развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов.

 Задачи урока

1.Образовательные задачи:

  • повторить общие сведения о глаголе;
  •  правописание мягкого знака после шипящих в глаголах;
  • правописание частицы не с глаголами;
  • правописание –тся и –ться в глаголах;
  • буква о-ё после шипящих в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов;

2. Развивающие задачи:

  • развивать языковое чутье;
  • образное мышление;
  • устную и письменную речь учащихся;
  • совершенствовать навыки работы в системе контроля и мониторинга PROklass;
  • умение работать в сотрудничестве;
  • умение адекватно оценивать свои знания.

3. Воспитательная: 

  • воспитывать интерес к родному языку, ответственное отношение  к учебному труду.

Предполагаемые результаты обучения:

Предметные УД: повторяя морфологические признаки глагола; будут знать орфограммы глаголов, правила их написания; уметь находить ошибки, объяснять их, писать глаголы без ошибок.

Метапредметные УУД:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера., структурирование знаний;  анализ, сравнение, классификация объектов по определенным признакам; моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).

Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; коррекция.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться, приходить к общему решению; использование в общении правил вежливости.

Личностные УУД – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. 

Оборудование: словарь С.И.Ожегова, компьютер, аудиколонки, интерактивная доска, проектор, система контроля и мониторинга PROklass

Ход урока

I.Психологический настрой учащихся.

Дорогие ребята, перешагнув порог вашего кабинета и увидев ваши добрые глаза, мне так захотелось вам сказать доброе «Здравствуйте, дети!» и услышать от вас в ответ теплое «Здравствуйте!».  Садитесь, ребята!

Сегодня урок русского языка с вами проведу я.  Разрешите представиться – Грачева А.С. А ваши замечательные имена, я прочитаю на бейджиках. Давайте знакомиться ближе, расскажем о себе:

- Я учитель 4-го класса. А вы?

- Я каждый день хожу в школу.

- Я люблю уроки русского языка.

- На уроке я внимательна, терпелива, старательна.

Посмотрите, ребята, как мы с вами похожи. Значит, мы с вами близкие люди.

Мне очень хочется, чтоб вы были похожи на тех  пчёлок, которых увидели в ролике, старательно  собирающих нектар. Пчелы наполняют соты медом, а  вы пополните  копилку знаний. Кто  со мной согласен, хлопните в ладоши 3 раза.

   II.  Актуализация знаний. Работа в паре. (По рядам- 1 ряд-1,2зад., 2 ряд- з,4, 3 ряд- 5,6)

Я приглашаю вас, ребята,  на деловую  игру «Аукцион»

- А что такое аукцион? Кто-то может знает значение слова и расскажет другим? Где можем узнать об этом информацию?

Давайте уточним  по словарю С.И.Ожегова

Ученик: Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот,

кто предложит более высокую цену.

А кто же проводит торги? Как его называют?  К слову аукцион + суффикс  -ист-. И вы получите  ответ- аукцинист.

Аукционист на продажу выставляет лот. Кто готов сказать, что означает слово –лот?

Лот — единица купли-продажи во время торгов на аукционахбиржах. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%82_(%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B)

Но, а вы сегодня не просто ученики, а будете работать дилерами. Кто он, дилер?

Ди́лер. 1. экон. торговый партнер производителя какой-либо продукции, закупающий продукцию оптом и торгующий ею в розницу или малыми партиями. https://yandex.ru/search/?text=%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F&lr=51&clid=1946579

Активное участие в работе нашего аукциона вы будете отмечать в вашем журнале - в листе оценивания, которое есть на столе у каждого из вас.

Запишем дату проведения аукциона - число, классная работа.

Учитель: Что будет выставлено на продажу сегодня, попробуйте догадаться, выполнив задания в паре.

Задание 1.Подумай и найди «лишнее» слово. Объясни свой выбор.

1.Цель, тема, применяем, урок.

2.Повторение, польза, исследуем.

3. Упражнение, наблюдаем, правило.

4. Ошибка, открываем, исправление.

5. Повторяем, знания, закрепление.

6. Радость, контролируем, отметка.

(можно опустить)Давайте, посмотрим, какие слова остались в каждом ряду. Они тоже готовы рассказать о нашем уроке:

-необходимо определить, тему и цели урока;

-займемся повторением, получим пользу для себя. Не зря говорят:  «Повторение-мать учения»

-исследуем  упражнение, узнаем новое правило:

- применение правила поможет избежать ошибок, исправлений;

- полученные знания необходимо закрепить;

-проведем контроль знаний, получим отметки и почувствуем радость.

Ребята, прочитайте, те слова, что вы назвали «лишними»: 1.Повторяем. 2. Исследуем, наблюдаем 3. Открываем 4. Применяем 5.Контролируем (карточки на доске)

-Как можно назвать их одним словом?  По каким признакам вы догадались? (обозначают…, отвечают…,относятся к наст.времени,1 спр., имеют 1-л, мн.ч.). Сделаем вывод, о какой части речи мы будем говорить на уроке? Итак, какую часть речи я выставляю на аукцион?(глагол)

III. Самоопределение к деятельности (формулирование темы, целей урока)

Товаров на аукцион выставить можно достаточно много, но нам надо определить конкретный вид товара, конкретизировать тему урока.

Задание 2. Прочитайте слова и сформулируйте задание.

(Не) спешите, (не)волнуйтесь, знаеш?,  береч?, удивлят?ся, радует?ся.

Какое задание вы бы предложили?

  1. Составление кластера «Орфограммы глаголов» .

       Итак, мы составили   кластер (технология критического мышления) «Орфограммы глаголов» (графический прием систематизации известной информации в виде грозди, пучка, созвездия). Какие орфограммы в глаголах вам известны?

Как можно сформулировать тему урока? .(Правописание  глаголов).

Ребята, давайте вернемся к нашим  «лишним» словам,  они нам помогут определить задачи урока.

Задачи: повторить известные орфограммы глаголов;

проведём наблюдение, исследование;

откроем  новую орфограмму глаголов;

научимся применять его на письме;

проконтролируем  знания;

оценим свою работу на уроке.

IV. Работа над темой урока

Итак, мои дилеры готовы работать и я  начинаю  аукцион. Объявляю первый лот «Повторение изученных орфограмм в глаголах».  Напоминаю, товар достается тому дилеру, который внимателен, старателен и тесно сотрудничает со своим  партнером (напарник, соучастник). А, значит, добьётся успеха и получит максимальное количество баллов за работу – зб.

Задание 3. Выполнение упр. 1, стр.129 по учебнику. Работа в группе.

      а) Повторение правил работы в группе (слайд )

  1. Излагай свое мнение коротко, четко.
  2. Уважай  своих товарищей, работай добросовестно.
  3. Умей слушать своих товарищей, не перебивай.
  4. Не согласен с мнением товарища, докажи свою правоту.
  5. Каждый имеет право на ошибку, не критикуй товарищей.

      По окончании работы должны мне дать сигнал: возьмитесь за руки и приподнимите руки.

б) Выполнение задания в сотрудничестве. Каждый из вас должен принимать участие в объяснении выбора орфограммы.

в) Проверка выполненного задания.

-На какие три группы распределили данные слова?(опрос всех групп)

 Начинаем проверку. Команда№1- назовите слова с орфограммой «Не с глаголами», команда №2- «Ь после шипящих», команда №3 –«Правописание -тся и –ться в глаголах»

Первый лот продан. Каждый из дилеров оценивает сумму своей покупки.

Самооценка.

  1. Открытие новых знаний.

Вашему вниманию предлагаю новый лот «Орфограммы существительных и прилагательных» и к тому же представлен и новый товар. Будьте внимательны! Лот достанется только самому внимательному и сообразительному.

Перед вами предложения из письма четвероклассницы Маши. Машина мама долгое время находилась в командировке, а Катя очень любила в письмах рассказывать ей обо всем. Но у них был договор, где Катя правил не знает, ставит вопросительный знак.

Какие же буквы сомневалась написать Маша? Может и вам пригодится, чтоб не пришлось в письмах ставить вместо букв ?

Задание 4. 1.На уроке физкультуры Артём попал мне мяч ? м в ногу. 2. Андрей с товарищ ? м пригласили меня на прогулку. 3. Дедушка сж .? г  весь  мусор во дворе, но случайно обж ? г  руку.

У нас возникла проблема: какая буква пишется после шипящей в окончании глагола.

Ребята, давайте вспомним, а у каких частей речи встречалась орфограмма «Буква о-ё  после шипящих в окончаниях существительных»? (у сущ. : мечом, камышом, но матчем? У прилагательных: холщовая (рубашка), хорошее.

Вспомним правило: в окончаниях имен сущ-х, прилагательных под ударением пишется –о, а без ударения- е.

Проведем исследование, откроем учебники на стр. 129, рубрика «Давай подумаем»

Вывод: в окончаниях глаголов под ударение пишется буква –Ё. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

Какую букву надо написать в последнем предложении?

Оценка учителем наиболее успешного дилера.

ФИЗМИНУТКА  («Солнышко лучистое»)

V.Закрепление.

Объявляю о продаже  следующего лота «Буква о-ё  после шипящих в окончаниях глаголов» .

Задание 5.  Выполнение упр. 2 на стр.131.

Вариант 1.Выпишите предложения 1, 3, 5.

Вариант 2. Выпишите предложения 2, 4,6.

Проверка по группам.

Самооценка.

VI.Рефлексия. Контроль и мониторинг знаний учащихся . (PROklass)

Аукцион продолжается и я предлагаю распродажу. Здесь  может быть успешен каждый из вас. Проведем контроль наших знаний.

Задание 6.  Тест по теме «Правописание глаголов» (PROklass)

Самооценка.

VII.Итог урока. Подведен итоги аукциона. Посчитайте общее количество полученных баллов. Ваши листы оценивания передадите В.И.  и она поставит вам отметки. Поднимите руки, у кого количество баллов больше…..

Поздравляю всех дилеров с выгодной покупкой. Надеюсь, вы приобрели бесценный товар – знания. Заглянем в план урока и подведем итоги урока.

Я повторил……

Я узнал….

Я понял…

Мне понравилось…

А теперь необходимо дать сигнал о закрытии аукциона. Если вам понравился наш урок, то выполняйте те же действия, что делаю я. Я начинаю…(хлопки).

Оценка деятельности учащихся. Эти аплодисменты, ребята, вам за плодотворную, активную работу на уроке. Мне с вами было интересно работать. Вы оставили в моей душе самые приятные впечатления. Хочется выразить слова благодарности вашему учителю Валентине Ивановне, который дал вам хорошие знания, воспитал в вас трудолюбие, любознательность и доброту.

А теперь я прошу вас подняться, посмотреть на учителей, которые присутствовали на уроке, подарите им свои улыбки, как символ ваших добрых сердец.

А теперь, ребята, вспомним начало урока, когда мы сделали вывод, что учитель и ученики очень похожи. Мне наш урок понравился.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе «Правописание глаголов» Презентацию подготовила Грачева А.С., учитель начальных классов ГБОУСОШ с. Пестравка

Слайд 2

Урок русского языка в 4 классе «Правописание глаголов» Презентацию подготовила Грачева А.С., учитель начальных классов ГБОУСОШ с. Пестравка

Слайд 3

Аукцион Аукционист Аукцион + - ист - Лот Дилер

Слайд 4

Девятое декабря. Классная работа. 1. Тема, цель, урок. применяем , 2. Повторение, польза , исследуем. Наблюдаем , упражнение, правило. оцениваем. открываем, исправление. Повторяем, знания, закрепление. 6. Отметка, радость, 4. Ошибка, 3. 5. ЗАДАНИЕ 1. Подумай и найди «лишнее» слово.

Слайд 5

Задание 2. Прочитайте слова и придумайте задание. (Не) спешите, (не)волнуйтесь, знаеш (?), береч (?), удивляет(?) ся , радоват (?) ся . Не с глаголами Ь после шипящих - тся - ться Правописание глаголов

Слайд 7

Повторение изученных орфограмм в глаголах ЗАДАНИЕ 3 . Выполните упр.1, стр. 129 ЛОТ 1

Слайд 8

Орфограммы прилагательных и существительных ЗАДАНИЕ 4. На уроке физкультуры Артём попал мне мяч ? м в ногу. Андрей с товарищ ? м пригласили меня на прогулку. Катя ошибочно одел чуж ? е пальто. Дедушка сж ? г весь мусор, но случайно обж ? г руку. ЛОТ 2

Слайд 9

Исследуем «Давай подумаем» (с.129)

Слайд 11

Буква о – ё после шипящих в окончаниях глаголов ЗАДАНИЕ 5 Выполните упр.2, стр. 130 ЛОТ 3 Вариант 1 – 1, 3, 5 предложение Вариант 2 – 2, 4, 5 предложение

Слайд 12

Тест по теме «Правописание глаголов» ЛОТ 4

Слайд 13

Я повторил… Я открыл новое.. Я понял…. Я применю знания…

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: «Повторение. Глагол»

Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)Тема: «Повторение. Глагол»Цель: проверить знания по теме в конце года;закреплять знания о глаголе;применять полученные знания;развивать внимание, мышление, па...

Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...

Урок русского языка 4 класс. Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов....

Урок русского языка. 4 класс На тему: "Глаголы исключения"

Урок совершенствует умение определять спряжение глаголов, правильно писать безударные окончания глаголов....

Урок русского языка 2 класс школа России. Глагол.

Показана диагностика уснешности ученика на урокеУрок-закрепление нового материала. Предлагаются дополнительные материалы к уроку....