Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Валентина Геннадьевна Макарова

Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Методы:

- наглядные,

  1. - частично-поисковые;

- практические;

-  проблемные.

I.Организационный момент.

  • Сейчас у нас урок русского языка — сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности и хорошего настроения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
  • Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, классная работа.
  • В слове декабря подчеркните мягкие согласные.(Проверяем и объясняем)

II. Актуализация знаний.

1.Словарная работа. Отгадайте загадки. Отгадки записываем в тетрадь, ставим ударение, подчёркиваем орфограммы.

1.И мальчишки, и девчонки

   Очень любят нас зимой,

   Режут лёд узором тонким,

   Не хотят идти домой.

   Мы изящны и легки,

   Мы — фигурные …(коньки).

2.   Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год. (декабрь)

3.Каждый год я к Вам лечу,

   Зимовать у вас хочу.

   И ещё красней зимой

   Ярко — красный галстук мой.(снегирь).

  •   Что общего у этих слов?
  • В какой части слова может быть мягкий знак?
  • Для чего нам надо писать в словах мягкий знак?
  • А какие ёще буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

2. Чистописание.

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ь в соединении с буквами я,е,ё,ю,я ( Пишем  ь в соединении).

  • Оцените себя подчеркнув самые красивые написания. Для чего мы проводим минутку чистописания?
  • Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите?
  •  Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

III.Самоопределение деятельности.

Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Давайте поставим перед собой цели.

   

  1. Работа по теме.

У вас на партах лежат карточки, возьмите их.

Вставьте пропущенные буквы и подчеркните лишнее слово.

1.Маш… на, пруж…на, ш…шка, олен… .

2.Руч…ка, ч…шка, кон…, ч…гун.

3.Туч…, тюлен…, реч…ка, снеж…нка.

Проверка и доказательство.

- Где можно встретить этих животных?

 -Куда мы сегодня отправимся на уроке?

На доске заставка ЗООПАРК.

И первым нас встречает северный олень. Какая орфограмма встретилась в слове ОЛЕНЬ? Олень нам даёт задание:

  • Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).Подчеркните мягкие согласные.

Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, рыси – … .

V.Физ. Минутка.

Подошли к водоему.

  • Здесь нас встречает дельфин.
  •  Как вы думаете. Какое задание мог приготовить для вас дельфин и почему?
  • Я буду произносить  слова, а вы определите: нужен там мягкий знак (хлопаем) или нет

Пальто, мелкий, льдина, кольцо, палка, бантик, письмо, стрелка.

VI. Работа по теме.

1. У другого водоёма тюлень.

  • Где он обитает?
  • Тюлень – прекрасный ныряльщик. Вместо ног – ласты. Выныривает тюлень, наберет воздуху – и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюлень пробивает лед головой. Иначе задохнуться можно. Питается тюлень рыбой.
  • Что узнали о животном?
  • Запись предложения: Тюлень любит свежую рыбу.

  • Выпишите из предложения слово, в котором звуков меньше, чем букв.
  • 2. Что случилось в зоопарке?
  • Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

3.Вернем животных на свои места.

Олень, карась, голубь, конь, пескарь, снегирь, журавль, окунь, рысь.

  • Задание по рядам:

1 ряд — выписать названия птиц;

2 ряд — названия рыб;

3 ряд — название зверей.

Проверяем и оцениваем работу.

4. Составьте предложения и запишите. ( Работа в паре)

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2.сил_ная, на, метел_, улице, началас_

  • Проверка,объяснение орфограмм.

VII.Итог урока.

- А какой секрете русского языка мы говорили? (когда и зачем пишется мягкий знак)

  • Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко?

А кому трудно?

  • - Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка.
  •  Спасибо всем. Урок закончен.

VIII.Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме ...