Главные вкладки

    Разработка урока по русскому языку "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными." 2 класс по ФГОС
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Логошко Елена Александровна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_.docx40.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка 2 класс                                   

    Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.  

                         

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                               учитель начальных классов

    Логошко Е.А.

    Симферополь

    2018


    Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

    Класс: 2

    Предмет: русский язык

    Тип урока: урок систематизации и  изученного материала (по типологии ФГОС)

    Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.

    Планируемые результаты: обучающиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, научаться переносить  слова  с мягким знаком .
    Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
    Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
    Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
    Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
    Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;
    по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
    эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
    Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.
    Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.
    Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология,  технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.
    Оборудование урока: компьютер, презентация по теме урока, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, дидактический материал для обучающихся.

    Ход урока:

    1. Мотивирование к учебной деятельности

    1. - Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, дневник. Все на месте.

    - Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

    Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

    Проверим-  Руки.  Ноги?  Локти?  Спина?

    Слайд№2
    Девиз нашего урока сегодня
     «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить».
    - Объясните смысл девиза. (Чтобы мобилизовать наши силы)  
    -
    потрите ладошками ваши ушки
    - потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны.
    2. Эмоциональный настрой.

    - Улыбнитесь друг другу.
    - Повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками.
     - Урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к  знаниям, внимания, аккуратности.  Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением большим желанием.
    Слайд№3

    Всё сумею, всё смогу и соседу помогу.
    Сели правильно. Дети открывают тетради, три ученика читают стихи по две строчки:
    Я тетрадь свою открою
    И наклонно положу.
    Я, друзья, от вас не скрою
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь.

    - Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными,  трудолюбивыми и старательными.
    – Откройте тетрадь.
    – Что надо записать? (Дату.)
    Комментированная запись числа.
    – Какую запись должны сделать дальше?
    – Напишите слова «Классная работа».

    Отступите 2 строчки от предыдущей работы . Записываем число (Восемнадцатое )   месяц(декабря)  классная работа.

    1. Актуализация знаний.
      1. Чистописание.
                        А сейчас проведём минутку чистописания!
      - Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными,  трудолюбивыми и старательными.
      –Какую  букву  будем  писать  вы  догадаетесь, когда  прослушаете  это  четверостишие:
      Что  за  буква,  кто  узнает:
      Звука  не  обозначает,
      Может  только  показать,
      Как согласную  писать.
      -Какую  букву  будем мы  писать?
      Не просто будем писать эту букву ,а в соединениис другими согласными

    Слайд№4                                   ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно капелькой
    Вот так:
    Букву капелька смягчит
    Слово мягко прозвучит.

    Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше.

    - Оцените свою работу.
    - Молодцы, ребята, справились с заданием !

    Чтобы узнать какие слова запишем с этим знаком вам нужно отгадать загадки

    1. 

    От ушей и до хвоста

    Шерсть густая у кота,

    У него короткий хвостик.

    Не приходит к нам он в гости.

    Котик наш в лесу живет,

    Когти точит, спинку гнет,

    Но не скажешь киске - брысь!

    Потому, что это                                       (рысь.)       Слайд №5
    2. 

    Сбоку марка и картинка 

    В круглых штампах 

    Грудь и спинка. 

    Маленькое очень, 

    Быстрое как птица, 

    Если захочешь — 

    За море умчится.                                  (письмо)   Слайд №6

    3.

    Каждый год я к вам лечу,
    Зимовать у вас хочу.
    И ещё красней зимой
    Ярко-красный галстук мой.
                                                                          (Снегирь)
     Слайд №7

    4.

    Оно из шерсти иль из драпа,

    Из меха воротник богатый,

    А чтобы вы не заболели,

    Согреет вас от злой метели!

    Отгадайте, это что? Это зимнее...     (пальто)    Слайд №8

    Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы.( -1.Слова с Ь на конце,-2.Слова с Ь в середине слова)

    1. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

    Кто догадался, какая тема урока? (Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными        Слайд№9

    Давайте составим вместе план  работы на урок:!!!!!!!!!!!!!!!!!!   Карточки вывесить на доску!

    - научимся обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и  в середине слова перед согласным.
    - научимся правильно писать слова с ь знаком
    - научимся переносить слова с Ь знаком в середине слова.

    1. Работа в паре:            

    -    А сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки .Возьмите карточку №1.             Слайд№10
     

    Карточка №1

     окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо

          I –группа                           II- группа

    1.Какое место занимает Ь в словах?(в конце или в середине слова)
    2. А теперь разделите их на 2 группы.

    3.Какую роль играет Ь знак в словах каждого столбика?

    Вывод:  Ь на конце слова и в середине  между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.
    Что вы узнали о мягком знаке?
    Вот мы ответили мы с вами на 1 вопрос плана.

    IV. Усвоение  новых знаний и способов действий.

    Игра «Превращение слов»     Слайд №11

    А сейчас поиграем            Работа в тетрадях
    Измените слова так, чтобы они называли один предмет (образуйте от данных слов единственное число).

    Олени – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, глухари – … .
     запиши слова-отгадки на мои загадки

    Молодцы!

    -  Где стоит Ь знак в этих словах?               Что он обозначает?

    Вывод: на письме мягкий согласный звук на конце слова обозначается ь.

    Вот мы ответили на 2 пункт плана!

    Пальчиковая гимнастика    Слайд №12

    Работа с учебником       Слайд №13   

    Упр.204 стр.126
    Сделайте вывод: для чего в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)

    Может ли мягкий знак стоять в начале слова?

    Физминутка

    - Давайте проведём физминутку.

    Встаньте, выпрямите спинки.  

    Игра "Поймай слово". Слайд №14

    - Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы   хлопаете в ладоши, а если  посередине , то приседаете.

    Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь,декабрь

    V. Закрепление знаний и способов действий.      Слайд №15
    Упр.206 стр.127

     – Что общего у слов?

    – Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)

    – Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.)

    Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)

    Работа у доски.                Словарное слово          Слайд№16

    - Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.

    Б  Ь  Е  Е  М  Л  (мебель) Вывешиваю буквы на доску (собрать слово)

    Дано вам слово странное,
    Почти как иностранное.
    На него вы посмотрите
    И дружно мне переведите!
    - Давайте
    произнесем слово мебель хором.

     Объясните его лексическое значение. 

    Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

     А теперь вам трудное задание – подберите однокоренные слова. Докажите свою точку зрения.

    Запишите

    мебель- мебельный .            

    Разделите их черточкой для переноса.

     Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется:  ме-бель- мебель-ный.)

    Вот мы ответили на 3 пункт нашего плана

                                           Гимнастика для глаз  Слайд№17

    V. Закрепление знаний и способов действий.

    1. Работа в группах (по 4 человека).           Слайд№18
    игра «Найди потерявшийся слог»

    На столах лежат конверты с заданием  №2.

    Крыль     ки
    Киль     цо
    Маль      ник
    Уголь    чик
    Школь     ки

    1.Собрать правильно слова

    2.Разделите их на группы

     2.Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для  переноса.

    Конь-ки, крыль-цо, школь-ни-ца                 Уголь-ки, коль-цо, учи-тель-ни-ца    

    Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.
    - Ребята, кто допустил ошибки? Почему?

    VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    А сейчас задание для самых – самых  внимательных.  (работа в тетрадях)

    Диктант «Плюс - минус».

     «Плюс» поставь, когда в словах
     Ты напишешь мягкий знак.
     Если в слове его нет,
    «Минус» напиши в ответ.
    День, сон, тень,
    Сыр, сок, лось, лень,
    Нос, нёс, рыть, рысь,
    Кот, конь, шум, шить. +  - + - - + + -  -+ + - +- +  Взаимопроверка              
    Слайд№19

    7. Подведём итог нашего урока.

    Выставить отметки за урок. В течение всего урока (хор. Отлично. умничка)- вербальное оценивание детей

    Приготовим наши ладошки.
    (Метод «Пять пальцев»)
    М (мизинец) – мыслительный процесс.
    - Что узнали сегодня на уроке?
    (Узнали про слова с мягким знаком  согласными.)
    Б (Безымянный) – близость цели.
    - Чему научились?
    (Научились писать слова с  мягким знаком в середине и в конце слова после согласных и правильно переносить слова с   Ь знаком  согласными с одной строки на другую.)
    С (Средний) – состояние духа.
    - Кому понравился урок?
    У (Указательный) – услуга, помощь.
    - Чем порадовали друзей?
    Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
    - Что я сделал для своего здоровья?(тренировал зрение)
    VII. Домашнее задание. По желанию – задания на карточках.     Слайд №20

    Карточка №3.
    Базовый уровень – Упражнение 207,стр.126

    Спиши, разделив слова для переноса.


    Карточка №4.
    Задание: Исправить ошибки Незнайки.

    О-вцы, ут-ки, е-жик, зай-ка,

    Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за,

    Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за.

    Где ошибки? Вот вопрос!

    Кто исправит перенос?

    - Спасибо всем за урок!!!!                               Слайд №21

    Доп.материал. Работа с диском

    Литература:

    1. Поурочные планы по русскому языку к учебнику Канакиной В.П. 2 класс по программе «Школа России»
    2. Канакина В.П. учебник «Русский язык»,2 класс
    3. http://soiro.ru/forum/datas/users/sova_2.gif
    4. http://www.playcast.ru/uploads/2016/01/11/16771446.jpg
    5. http://110sad.ru/wpcontent/uploads/2011/12/Филин.jpg
    6. http://www.flywall.ru/image/animals/los-zimoy.jpg
    7. http://oboik.ru/uploads/11_05_2013/view/201302/oboik.ru_65189.jpg
    8. http://5klass.net/datas/matematika/Edinitsy-massy-3-klass/0006-006-Ot-80-do-1200-kg.jpg

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

    ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

    Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

    Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....

    Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

    Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

    Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

    Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...

    Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

    Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме ...

    «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».

    Ознакомление учащихся с правописанием мягкого знака на конце и в середине слова; перед другими согласными, со словарными словами: коньки, мебель; создание условия для развития умения осуществлят...