Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tema_uroka_otkrytogo.docx17.75 КБ
Файл etapy1.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Тип урока

Закрепление изученного материала.

Цель урока

Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь.

Задачи

  • Образовательные:
  • - cовершенствование умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;
  • - продолжить формирование умения вычленять из речи и записывать слова с мягким знаком;
  • Развивающие:
  • - развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность, фонематический слух, орфографическую зоркость,
  • Воспитательные:
  •  - воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.


  

Планируемые результаты

Предметные:  

- вспомнят особенности буквы «ь»;

 -  повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

 -  будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и  середине слова перед    согласным;

Личностные: осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности

Метапредметные:  Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по  коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника,  извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь  доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе,  развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Основные понятия

 «Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, физическая культура.

Ресурсы:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1,

презентация к уроку, смайлики, карточки с заданиями, рабочие тетради

Формы урока

Ф -фронтальная, П – парная, Г – групповая

Технология

Здоровьесберегающая, ИКТ, системно - деятельностный подход



Предварительный просмотр:

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимо-

действия
на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

    3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

Приветствие  учащихся.

Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнём урок

 Проверяет готовность детей к уроку.

Проверьте всё ли на столе в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Откройте тетради: запишите число.

- На что надо обратить внимание при записи числа?

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие

индивидуальных принадлежностей

На правописание слов: классная, работа, декабрь.

Фронтальная работа

 

Личностные:

правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Познавательные:

выделяет существенную информацию;

осуществлять

актуализацию

личного жизненного опыта.

Регулятивные:

уметь слушать

в соответствии с

целевой установкой;

эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия;

Коммуникативные

Проявляют эмоциональную

отзывчивость на слова учителя;

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

II.Закрепление изученного

материала

7

1.Работа с доской

закрепляем понятия гласные буквы показатели мягкости и ь знак

2.Чистописание

Физминутка «Пожалуйста»

На наш урок  я принесла сундучок .

Как вы думаете, что может в нём находится?

Что связано с русским языком?

Правильно.

Помести буквы на доске.

Что вы можете сказать об этих буквах?

Какая буква среди них особенная?

Почему?

Вот как сказал про ь знак Л. Измайлов

Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

- Оцените свою работу.

- Найдите самые красивые буквы и поставьте + под буквой.

-Что общего во всех этих словах?

 -На какие две группы мы можем разделить эти слова?

Какую работу ь знак выполняет в этих словах?

- Давайте вспомним правило о переносе слов  с ь знаком, когда он стоит в середине слова.

Запишите слова  второго столбика разделив их для переноса.

Какие слова записаны в следующей строке

Составим предложение. Запишите его.

Буквы

я, ю,и,е,ё.Ь- это показатели мягкости.

Ь знак – это не гласная буква

(1слайд)

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара просто, так?

Это сделал мягкий знак!

-ь знак.

Ь

ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть
рысь   письмо   тюлень   пальто снегирь

крыльцо

Сидит, на, снегирь, рябине.

Ответы детей.

(2 слайд)

Ответы детей.

Проверяют на экране (3слайд)

Находят главные члены в предложении

Выполняют физминутку

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Личностные:

 развитие сопереживания

эмоционально-нравственной отзывчивости;

Познавательные:

осуществляют  актуализацию полученных знаний;

Регулятивные:  уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

дополнять уточнять

высказанные мысли

Коммуникативные

слушать собеседника; понятно и грамотно

строят высказывания.

Устные ответы

Устные ответы

III. Усвоение новых знаний.

     15

1.Просит выдвинуть предположение

о теме предстоящего урока

 Карточки со словами помощниками, которые помогут детям

сформулировать задачи урока.

2.Работа в парах.

Карточки со словами.

3.Работа по учебнику стр. 125

Физминутка

«Превращениеслов»(поставить слова в ед. ч.)

Так какая тема урока?

Откроем учебник и убедимся в этом. (стр.125)

Какие задачи поставим перед

собой?

Приложение 1

Приложение 2

-Запишите слова в два столбика

-По какому признаку будем

распределять слова?

-Какое место занимает ь знак в словах?

-Какую роль играет ь знак  всловах каждого столбика?

- Какой вывод мы можем сделать?

Давайте прочитаем правило на стр. 125 учебника

-Что вы узнали и знаете о ь знаке?

- Какую задачу урока мы уже с вами выполнили?

Медведи, гуси, лебеди, тюлени, кони, голуби,

рыси.)

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ь знак в середине и на конце слова смягчает предшествующий согласный

Ответы детей.

Ответы детей.

( слайд 4)

 ь знак обозначает мягкость согласного звука на письме в конце слова и  середине слова перед согласными

Ь знак в словах -это орфограмма.

Выполняют физминутку.

Фронтальная работа

Работа в парах

Личностные:

развитие сопереживания

эмоционально-нравственной отзывчивости

Познавательные :

доказывать и аргументировать свою точку зрения;

делать обобщения и выводы;

Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения; осмысливать задание;

осуществлять

взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

формирование положительной мотивации учения.

Коммуникативные

формировать своё мнение и позицию;

адекватно взаимодействовать в паре при выполнение учебного задания;

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

IV.  Закрепление нового материала

 13

1.Работа с загадками.

Презентация

Физминутка «Хлопаем и приседаем»

Работа в группах.

Карточка « Найди потерявшийся слог»

Работа в группах.

Карточка «Исправь ошибки»

Зная, что ь знак – орфограмма, Сейчас проверим, как вы умеете писать слова с данной орфограммой

Я вам буду загадывать загадки, а вы записываете слова отгадки

-Проверьте  правильно ли вы написали слова?

 Кто не допустил ошибку поставьте + на полях.

Кто допустил 1 и более - ? на полях.

Какую задачу выполнили?

Я буду называть слова, если ь знак

на конце слова – хлопаете,

в середине слова – приседаете.

( ель, мель, мальчик, пеньки, олень, деньки, тюлень, учитель, школьник, ноябрь)

Приложение 3

Давайте вспомним, как переносятся слова с ь знаком?

Запишите слова и разделите их для переноса.

Приложение 4.

Исправьте ошибки в карточке и докажите, что вы правы.

( слайд 5, 6, 7, 8, 9, 10, )

( слайд 11)

Ответы детей.

Выполняют физминутку.

Составляют слова

Ответы детей

(слайд 12)

(слайд 13)

Проверяют

(слайд 14)

Фронтальная работа

Работа в группах.

Работа в группах.

Личностные:

 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Познавательные:

 обобщать знания об изученном материале;

 Регулятивные: формирование положительной мотивации учения;

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли  в устной форме, слушать и понимать речь других;

адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;

использовать речевые средства для представления результата деятельности;

Устные ответы

Групповой контроль

Групповой контроль

V. Итог урока и рефлексия

7

Диктант «Плюс - минус».

Работа у доски

Домашнее задание.

Наш урок подходит к концу подведем итоги. Какие задачи ставили? Чему научились?  

«Плюс» поставь, когда в словах
 Ты напишешь мягкий знак.
 Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
День, сон, тень,
сыр, мальчик, белка, лень,
коньки, нёс, рыть,девочка ,

Оцените свою работу на уроке. Перед вами «Лесенка успеха». Сегодня мы оцениваем ваши знания и умения по теме правописание слов с ь знаком на конце и   середине слова перед согласными

Критерии оценки:

1 – я ступенька: были ошибки в работе ничего не понял по теме;

2 – я ступенька: были ошибки в работе; понял новую тему, но остались вопросы.

3 - я ступенька: не было ошибок в работе; понял тему, но остались вопросы;

4- я ступенька: не было ошибок в работе; понял тему

Прикрепите смайлики.


Базовый уровень – Упражнение 207,стр.126
По желанию – задания на карточках.
Приложение 5.

Спасибо за урок.

Молодцы.

Ответы детей.

Прикрепляют смайлики.

(слайд 14)

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Личностные:

 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Познавательные :

 обобщать знания об изученном материале;

Регулятивные:

анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

Коммуникативные

формировать своё мнение и позицию;

Устные ответы .

Самооценка.

Приложение 1.

-познакомиться  с  орфограммой ь знак;
- учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и середине слова перед согласным.
- учиться правильно  писать слова с ь знаком.
- Учиться переносить слова с Ь в середине слова.

Приложение 2 .

окунь, пальчик, зверь,пень, альбом, крыльцо.

Приложение 3.

«Найди потерявшийся слог»

Крыльки
Киль     цо
Маль      ник
Уголь    чик
Школь     ки

Приложение 4.

Исправь ошибки в карточке и докажи.

Бор-ьба, зорь-ка,  мел-ьница,  альб-ом,
окунь-ки,    огон-ьки,   угольк-и,    конь-ки

Приложение 5.

Спиши, разделив слова для переноса. (домашняя работа)

Задание: Исправить ошибки Незнайки.

Карточка:

Перенес слова Незнайка:

О-вцы, ут-ки, е-жик, зай-ка,

Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за,

Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...

«Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».

Ознакомление учащихся с правописанием мягкого знака на конце и в середине слова; перед другими согласными, со словарными словами: коньки, мебель; создание условия для развития умения осуществлят...