«Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гафарова Динара Назимовна

 Ознакомление учащихся с правописанием мягкого знака на конце и в середине слова; перед другими согласными, со словарными словами: коньки, мебель; создание условия для развития умения осуществлять перенос слов с мягким знаком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russ_yaz_2_klass.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2-Б классе

на тему: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием мягкого знака на конце и в середине слова; перед другими согласными, со словарными словами: коньки, мебель; создать условия для развития умения осуществлять перенос слов с мягким знаком

Тип урока

Закрепление пройденного

Планируемые
результаты
(предметные)

Научаться обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными; объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком; строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий; анализировать, делать выводы.

Личностные
результаты

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата. Формирование социальной роли ученика.  

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: определять тему и цель урока; учиться давать вместе с учителем и другими учениками эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отраающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – умеют строить рассуждения.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Автор учебника

Учебник «Русский язык», 2 класс, ч.1, В. П. Канакина, В.Г.Горецкий (УМК «Школа России»)

Оборудование и технические средства обучения

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Технологии

 Игровая, проблемное обучение, здоровьесберегающая, ИКТ-технология


Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Встаньте ровно и красиво,

прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно

и скорей начнем урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Работа  в тетради  

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Организует проверку домашнего задания.  

Зачитывают записи, отвечают на вопросы

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления
правильности выполнения заданий

III. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Технология «Предугадывание»

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Ребята, послушайте загадки

-И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные...(коньки)        

Ты откуда, ты откуда. прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

-Как зовут тебя?   (Снегирь)  

-Что объединяет эти слова?    

- Где стоит ь?  

 - Предположите, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке

 -Кто готов назвать тему нашего урока?

-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?

Отгадывают загадки

Читают название
темы, называют
цели

ь в середине  и в конце слова

(Правописание ь в конце  и середине слова перед другими согласными.)      

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Пальчиковая разминка

 Каллиграфическая минутка

Словарная работа

Индивидуальная.

Практический. Письмо

-Откройте учебник на стр.125. Прочитайте тему урока.  

- Итак, какие цели мы перед собой поставим?

- Ребята, откройте тетради. Правильно их положите и запишите:  число , классная работа.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Мы будем писать много слов, в которых встречается мягкий знак, поэтому давайте вспомним соединения .

ь  льт  льч  льд  льц

Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами, которые являются отгадками на наши загадки.

Отгадкой на первую загадку было слово КОНЬКИ,

Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

-Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные?

 - А вот и нет. Слово «коньки» исконно русское. Полозья для скольжения по льду так назвали потому, что самые первые деревянные коньки украшали головами коней, имитируя лошадей, везущих своих хозяев.

Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.

 

 - А какие же тогда слова  будут однокоренными?

Следующее слово над которым мы поработаем –это слово МЕБЕЛЬ.  

 

 -Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

А какая мебель стоит у вас в комнате?

-Ребята, написания этих слов вы должны запомнить.

Отвечают на вопросы

Выполняют письмо

по образцу

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки.

Ответы детей

Коньки, конёк, конькобежец  

столы, стулья, диваны и т.п

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

V. Первичное закрепление материала   

Самостоятельная работа

Игра «Спрячь мягкий знак»

Самопроверка

Работа в парах

Игра «Кроссворд»

Технология «Доскажи словечко».

Физкультминутка

Фронтальная,

индивидуальная

Словесный.

Чтение, беседа,

письмо

- А сейчас поработаем самостоятельно.

- -Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.

галка –

мел –

угол-

шест -

 

- Выполним самопроверку.

- Кто  выполнил всё без ошибок? Поднимите руки. Молодцы!

Что-то изменилось в слове? Как звучат согласные перед мягким знаком?

-Для чего служит мягкий знак после согласных?

Вывод: мягкий знак служит для смягчения предшествующего звука.   - Ребята, а  ь может стоять в начале  слова?

Вывод: не может стоять в начале слова

-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте работать в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с  соседом и по очереди записываете слова в клеточки.

1.

2.

3.

4.

1. Хвост красивый просто диво.

Замечательная грива.

"И-го-го", скакун -- огонь

вас прокатит. Это? -- (конь).

2. Погоняемый кнутом,

Мчится в упряжи, потом

Травку щиплет целый день Стройный северный…  (олень)

3. Что за месяц к нам пришел?

Почему вдруг снег сошел?

Звонкой музыкой капель.

Постучался к нам ... (апрель)

4.Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь)  

-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках

-Почему букв больше, чем звуков?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.

Так чем же особенная буква ь?

 

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

 

 

1.У нее нет собственного звука;

2.Обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним;

3.Не может стоять в начале слова;

4.Не имеет заглавной буквы

Повторяют движения

Подбирают слова
с мягким знаком
в единственном числе. Распознают мягкие согласные звуки, правильно их произносят

Беседа по вопросам, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с учебником

Работа у доски

 

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

- Открываем учебники на стр.126 упр.206

- Читаем задание.

( Читает один ученик, устно подбирают однокоренные слова)

-Что еще  нам нужно сделать в этом упражнении?

(Читают второе задание)

- А теперь запишем по образцу.

Пишут по очереди у доски.

- Какое ещё задание нам нужно выполнить?

-Самостоятельно разделите их для переноса вертикальной чертой

(Разделяют слова для переноса)

Работает ученик возле доски

ПРОВЕРИТЬ ( сверьтесь с доской)

Какое правило переноса мы применили?

Отвечают на вопросы устно, выполняют
задания письменно

 Подбирают однокоренные слова.

Применяют правила
переноса слов с мягким знаком

Беседа по вопросам, письмо

Резервный материал (если осталось время)

Игра «Найди потерявшийся слог»

Посмотрите на экран. Перед вами слова.  На какие две группы можно разделить эти слова?

- Где пишется мягкий знак?

Деньки, день, пить, полька, моль, жить, пень, угольки, есть, якорь, соль, перья.

- Запишите в тетрадь слова в два столбика.

- Прочитать 1 столбик, 2 столбик.

Крыль      ки

Маль       ник

Уголь      чик

Школь     цо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Технология «Незаконченные предложения»

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Наш урок подошёл к концу, и пришла пора подвести итог.

- Чему учились на уроке?

- Достигли мы поставленных целей?

- Что больше всего понравилось на уроке?

– Закончите предложения:

•  Я сегодня узнал…

•  Я научился…

•  Мне было…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее

задание.

Инструктаж

Отметки за урок с комментированием

 

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме ...