Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Махова Марина Геннадьевна

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon _2_klass.ppt1.24 МБ
Файл _2_klass.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе Тема: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными»

Слайд 3

зима зимний зимовать

Слайд 4

Коньки

Слайд 5

Коньки Снегирь

Слайд 6

Тема урока : « Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными . »

Слайд 7

у нее нет собственного звука но может влиять на звук, стоящий перед ней не может стоять в начале слова не имеет заглавной буквы

Слайд 9

Игорь поймал на речке пять окуньков. На улице началась сильная метель.

Слайд 10

Молодцы



Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.
  2. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
  3. Развивать умения составлять предложения
  4. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнику и по электронному приложению. анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ресурсы:  Ребусы к предложению, словарные слова ,презентация к уроку, электронное приложение, карточки, учебник, тетради .

Тип урока: закрепление пройденного

Методы: по источнику познания:

  словесный,

-наглядный,        

-практический;

 по степени взаимодействия учителя и учащихся:

-самостоятельная работа;

-работа в парах;

-работа в группах.

Формы обучения: - фронтальная, работа в парах, группах.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение

Ход урока.

I Орг.  Момент. Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

        Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Послушаем внимательно, что приготовили нам ребята. (Звучит музыка Чайковского  «Вальс цветов»

        1 ученик. Белый снег пушистый в воздухе кружится

        И на землю тихо падает, ложится.

        Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

        И заснул под нею крепко, непробудно.

        2 ученик. И под утро снегом поле забелело,

        Точно пеленою все его одело.

        Божьи дни коротки, солнце светит мало,

        Вот пришли морозы- и зима настала.

II.Актуализация знаний.

      1. Чистописание.

Долго в этом году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно. Засыпала город снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе  подружек-снежинок. Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой  узор поможет вам овладеть скоростью. Откройте тетради и пропишите одну строчку снежных узоров.

Похозяйничала зима над предложением.

Мохнатые снежинки закружились в воздухе. (Спишите это предложение каллиграфически правильно.)

1. Какие орфограмма встретились в этом предложении?

1 ученик .Разобрать предложение по членам. (взаимопроверка)

2 ученик  Звуко-буквенный разбор слова снежинки

2. Словарная работа.

Пока мы разбирали предложение  мохнатые снежинки опустились на словарные слова. (погода, декабрь, коньки, мороз, пальто, север,

1 ученик  у интерактивной доске,  а мы показываем на веерах букву, которую вставляем. (Оцениваем ученика.)

III Самоопределение к деятельности.

1.Составьте из букв этих слов новое  слово.

Первая буква – первая буква  слова «запад»;

Вторая буква – ударная гласная слова «земляника»

Третья обозначает согласный, звонкий, непарный твердый звук слова «земляника»

Четвертая- ударная гласная в слове «запад»

-Какое получилось слово? (зима)

-Назовите орфограмму в этом слове.

-Подберите однокоренные слова к слову «зима» (2 слайд)

-Что объединяет эти слова?

-Какое слово проверочное?

-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих словах?(и,ь)

-А какие ещё вы знаете буквы, обозначающие мягкость согласных?

Спишите, выделите корень, подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом.

IV Работа по теме урока.

Послушайте загадку

-И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)       (слайд 3)

Ты откуда, ты откуда. прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

-Как зовут тебя?   (Снегирь)  (слайд –вставка)

-что объединяет эти слова?(ь в середине  и в конце слова)

_ -Кто готов назвать тему нашего урока? (Правописание ь в конце  и середине слова перед другими согласными.)       ( Слайд 4)

_Для чего служит мягкий знак ?

- Я сейчас прочитаю стихотворение Л Измайлова, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал  мягкий знак!)

Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь  талантливая.  Потому что:

- у нее нет собственного звука, (слайд5)

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

- Кто запомнил слова, которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком?  (уголь, сказать) слова вывешиваются на доску на карточках. Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?

V.Физкультминутка.(У леса на опушке)

4VI Работа в парах.

Упражнение на доске

Выписать слова 1ученик –ь в середине слова , 2ученик  - ь в конце слова.  ( Проверка у интер. доски 2уч.)

VII  Игра «Слови снежок»

Говорю слово с ь в конце слова, а дети прячут его в середину.

пень- пеньки                      конь - коньки        дочь-        

день – деньки                    огонь - огоньки        печь

уголь -угольки        окунь- окуньки

-Почему не пишем ь? (правило)

VIII  Работа по учебнику.

1.    Самостоятельное выполнение упр.206. ( Самооценка)

-Как перенесли слова метель-метельный ?

-Расскажите правила переноса.

2. Упражнение на интер  доске.

- Вставьте с или сь,  р или рь?  

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

3. - Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1). поймал, окун…ков, Игор…,пят…, на  реч…ке.

2). Сил…ная, на, метел…, улице, началас…

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически.

Потом записывают предложения, прошептывая каждое слово.

Организуется взаимопроверка (все правильно – ставят +,не все – исправляют ошибки) -  на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.    Слайд

На улице началась сильная метель.

- Скажите, где вы написали Ь?

- Ребята, обращаю ваше внимание на слово «речке»? Почему в этом слове нет мягкого знака? (без Ь чк-чн – Ь не пишется).

- Давайте восстановим это правило полностью.  

IX Рефлексия

Проверочная работа по электронному приложению.

XI. Подведение итогов урока

Для чего же служит мягкий знак?

-Оцени свою работу за весь урок

-Что у вас получилось очень хорошо?

_Что не получилось?

Оценки за урок.

Домашнее задание.  Упр.209


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме ...