Интеллектуальный урок-игра
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Сочетание элементов игры и учения при повторении частей речи. Развитие познавательных интересов уч-ся через применение игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                         3 класс.              

Жюри: родители ( белые, жёлтые, красные скатерти).

Команда « Имя существительное».  Участники – в жёлтых футболках.

Маша Б., Лена, Астемир,  Женя,  Настя,  Вася, Рита, Дима.

Задания :      1) «ПОДАРКИ» ( команде «Глагол»).

  1. Аквариум.

Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:

  1. Название города.
  2. Кличку собаки.
  3. Имя девочки.
  4. Название дня недели.
  5. Антоним слову «утро».
  6. Глагол.
  7. Синоним слову «зной».
  8. Название фрукта.
  9. Имя прилагательное.

10)Имя литературного героя.

Мос, ква, Бар, бос, Ди, на, втор, ник, ве, чер, бе, жать, жа, ра, гру, ша, си, ний, Гер,да.

Ответы: Москва, Барбос, Дина, вторник, вечер, бежать, жара, груша, синий, Герда.

  1. ПОЕДИНОК. ( Выбираем 1 из команды).

Распространи предложение:

Снег живёт.

Ответ: Весной нег живёт очень мало.

  1. ДУЭТ ( Выбираем 2 человека из команды).

Перед вами сказочный текст. Надо определить  части речи в третьем предложении и объяснить, по каким признакам вы определяли эти части речи.

                  Варкалось. Хливкие шорьки

                  Пырялись по новее.

                   И хрюкотали зелюки,

                  Как мюмзики в мове.

                                                          Л. Кэрролл.

Ответ: и-союз; хрюкотали - глагол: что делали? Прош.вр.. Суф.Л, оконч. И, мн.ч.);   зелюки-сущ., кто? мн.ч., нар.,;  как- союз;  мюмзики –сущ.,кто? мн., нар.; в – предлог, мове –сущ,,где? П.П., нар.

  1. МЯЧ ( 1 человек из команды).

Кидаю мяч . Говорит имя , а второй называет к нем прилагательное, третий-глагол.

Например:    Петя        голодный    ест.

5).   Командное задание ( выполняется на листке половины ватмана). – 5 минут.  Вывешивается.  

В строчках сочетаний букв найдите слова и запиши их. Отметьте известные орфограммы. Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

Ответ: аллея, суббота, бот, класс, рак, кросс, телеграмма, грамм.

Команда «Имя прилагательное». Участники- в белых футболках ( если футболок нет, то в блузках или рубашках).

  1. ПОДАРКИ ( команде Имя существительное).

«Найди слова».

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

Ответы: сторона, история, пустота, простор, монисто, свисток, пистоны, остолоп, столица.

  1. ПОЕДИНОК.

Замени прилагательные синонимами:

Неряшливый  (неаккуратный).

Быстрый  ( скорый).

Ласковый ( нежный).

Мудрый ( умный).

Косматый ( лохматый).

Холодный ( ледяной).

Злой ( свирепый).

Смирный ( послушный).

Душистый ( пахнущий).

Ветхий ( старый).

Ужасный ( страшный).

Липкий ( клейкий).

Влажный ( мокрый).

  1. ДУЭТ.

Допишите следующие крылатые выражения, объясни их одним словом.

Белая ………………….(………………..).

             ворона                  выскочка

Гадкий …………………(……………….).

             утёнок                       некрасивый

Глухая ………………..(……………._).

                 тетеря             рассеянный

Гол как…………………(………………..).

                сокол                       бедный

Желторотый …………………..(……………..).

                         птенец                         неопытный

Заблудшая……………………(…………….).

                          овца                        потерявшийся

Из мухи…………………….(………………….).

                    слона                           преувеличивать

Подковать…………………..(…………………….).

                         блоху                         мастерство

И на коня…………………..(……………………..)

                     сесть                         победить

Свинью………………………(……………………..)

                    подложить                        подвести

4.)Мяч.

5).  Командное задание . (1\2 ватмана).

Составьте предложение, используя все слова  ( форму слов изменять нельзя):

День, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

( В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный  густой непроглядный туман.)

Команда « Глагол». Участники – в цветных  футболках .  

Саша Т., Лёня, Артём, Серёжа, Иван Ц., Даша, Соня, Наташа П.

  1. ПОДАРКИ  (команде «Имя прилагательное».)

Прочитайте стихотворение «Грустные вести».

Исправьте все ошибки в письме. Объясните причину ошибок.

Пришло письмо мне.                          

Гляжу -из лагеря, от Мишки….

Здесь чудный лук, и я лижу,

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут.

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетёт-

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход,

Я запиваю песни.

На днях в лису нашёл я грусть

И очень был доволен.

Нет, нет, не шутит он. Боюсь.

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.

( Лексика -значение слова. Фонетика -звуковой состав слова.

Здесь чудный луг(луга), и я лежу(лёг). Здесь леса(лес), красивый длинный пруд(пруды). Я запеваю(петь) песни. На днях в лесу( лес) нашёл я груздь(грузди).

  1. ПОЕДИНОК.

Определи спряжение у глаголов:

Машет  (1), дышать (2), слышишь (2), летаешь( 1), стелить (1), плачет (1), кушать (1),  молчать (2), драться (1).

  1. ДУЭТ.

Вставьте недостающие глаголы и разберите их по составу.

Папа……….под потолок. Папа ………молоток.

Мама, у стремянки стоя, ……….ему обои.

Бабушка……..замазку и ещё в придачу краску.

……….из кухни пёс -папе кисточку……….

Дед………..клей, я –десятка два гвоздей.

Люба …….мел, папа с лестницы…………..

Влез : в-приставка, лез-корень, окончание нулевое.

Взял: вз-корень, я-суффикс, л-суффикс, окончание нулевое.

Подаёт: по-приставка, д-корень, а-суффикс, ёт-окончание.

Несёт: нес-корень, ёт-окончание.

Выбежал: вы-приставка, беж-корень, а-суффикс, л-суффикс,окончание –нулевое.

Принёс : при-приставка, нёс-корень, окончание-нулевое.

Несёт: нес-корень, ёт-окончание.

Тащит: тащ-корень, ит-окончание.

Слетел: с-приставка, лет-корень, е-суффикс, л-суффикс, окончание –нулевое.

  1. МЯЧ.
  2. Командное задание ( 1\2 ватмана).

Замените выражения подходящими по смыслу глаголами.

Болеть душой-……………..(волноваться).

Держать в уме-…………….( помнить).

Попасть в точку-……………..(угадать).

Сложить голову-……………( погибнуть).

Бить тревогу-………………..( беспокоиться.)

Дрожать как осиновый лист-……………..( мёрзнуть).

Зарубить на носу-……………………( запомнить).

Клевать носом-……………………….(спать).

Прикусить язык-……………………….(молчать).

Мозолить глаза-……………………..(надоедать).

Задирать нос-……………………….(хвалиться).

Бить баклуши-……………………….(бездельничать).

Высасывать из пальца-…………………( придумывать).

Чесать языки-………………….( говорить).

Дать стрекоча-…………………( убежать).

Ломать голову-………………..(думать).

Путаться под ногами-………………..( мешать).

 Задание всем( ХИТРОЕ).

-Как из маленького хвостика сделать большой?

( хвост-убрать суффикс   ИК).

-Можно ли превратить рыбу в человека?

( рыбак-к корню добавить суффикс АК).

-Можно ли из одного стола построить комнату?

( столовая-добавить суффикс ОВ и окончание АЯ).

- Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?

(Лес- отнять суффикс НИК).

№ задания

Баллы ( максимальный-5)

Название команды, которую оцениваете( по цвету).

1

2

3

4

6

хитрое

Задания.

Жёлтые.

1). ПОДАРКИ

  1. Аквариум.

Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:

  1. Название города.
  2. Кличку собаки.
  3. Имя девочки.
  4. Название дня недели.
  5. Антоним слову «утро».
  6. Глагол.
  7. Синоним слову «зной».
  8. Название фрукта.
  9. Имя прилагательное.
  10. Имя литературного героя.

  1. ПОЕДИНОК..

Снег живёт.

  1. ДУЭТ,

Перед вами сказочный текст. Надо определить  части речи в третьем предложении и объяснить, по каким признакам вы определяли эти части речи.

                  Варкалось. Хливкие шорьки

                  Пырялись по новее.

                   И хрюкотали зелюки,

                  Как мюмзики в мове.

                                                          Л. Кэрролл.

5) .КОМАНДЕ

).   Командное задание ( выполняется на листке половины ватмана). – 5 минут.  Вывешивается.  

В строчках сочетаний букв найдите слова и запиши их. Отметьте известные орфограммы. Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

Белые.

Задания.

  1. ПОДАРКИ.

«Найди слова».

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

С

Т

О

  1. ПОЕДИНОК

Замени прилагательные синонимами:

Неряшливый  -

Быстрый  -

Ласковый-

Мудрый-

Косматый-

Холодный -

Злой -

Смирный -

Душистый -

Ветхий -

Ужасный -

Липкий -

Влажный-

  1. ДУЭТ.

Допишите следующие крылатые выражения, объясни их одним словом.

Белая ………………….(………………..).

             

Гадкий …………………(……………….).

Глухая ………………..(……………._).

                 

Гол как…………………(………………..).

                Желторотый …………………..(……………..).

                         Заблудшая……………………(…………….).

                          Из мухи…………………….(………………….).

                   

Подковать…………………..(…………………….).

И на коня…………………..(……………………..)

                     

Свинью………………………(……………………..)

                   

5)КОМАНДЕ

Составьте предложение, используя все слова  ( форму слов изменять нельзя):

День, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

Цветные.

Задания.

  1. ПОДАРКИ

Прочитайте стихотворение «Грустные вести».

Исправьте все ошибки в письме. Объясните причину ошибок.

Пришло письмо мне.                          

Гляжу -из лагеря, от Мишки….

Здесь чудный лук, и я лижу,

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут.

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетёт-

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход,

Я запиваю песни.

На днях в лису нашёл я грусть

И очень был доволен.

Нет, нет, не шутит он. Боюсь.

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.

2.ПОЕДИНОК.

Определи спряжение у глаголов:

Машет  (), дышать (), слышишь (), летаешь( ), стелить (), плачет (), кушать (),  молчать (), драться ().

3.ДУЭТ

Вставьте недостающие глаголы и разберите их по составу.

Папа……….под потолок. Папа ………молоток.

Мама, у стремянки стоя, ……….ему обои.

Бабушка……..замазку и ещё в придачу краску.

……….из кухни пёс -папе кисточку……….

Дед………..клей, я –десятка два гвоздей.

Люба …….мел, папа с лестницы…………..

5. КОМАНДЕ

Замените выражения подходящими по смыслу глаголами.

Болеть душой-……………..

Держать в уме-…………….

Попасть в точку-……………...

Сложить голову-…………….

Бить тревогу-………………..

Дрожать как осиновый лист-…………….

Зарубить на носу-……………………

Клевать носом-……………………….

Прикусить язык-………………………..

Мозолить глаза-……………………..

Задирать нос-………………………..

Бить баклуши-………………………..

Высасывать из пальца-………………….

Чесать языки-…………………..

Дать стрекоча-……………….

Ломать голову-………………...

Путаться под ногами-………………..

День, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра «На острове здоровья». Раздел «Подвижные игры.

Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.Задачи:Образовательные: -  совершенствовать упражнения  в равновесии;-  закрепить метание мяча в вертик...

Урок-игра "Своя игра"

Урок разработан к учебнику Матвеева Н.В. «Информатика и ИКТ»  4 класс.Это урок повторения и закрепления знаний по темам: «Компьютер», «Понятие», «Объект», «Информация».В содержание урока...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России») Форма урока: урок – игра «В цирке».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России», авторы учебников: М. И. Моро, М. А. Бантова и др.  ...

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Интеллектуальный урок-игра по литературному чтению

Повторение малых жанров устного народного творчества в необычной форме....

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)

Конспект по физической культуре. Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)...