изучение глагола в начальной школе
статья по русскому языку ( класс) на тему

Куклина Дарья Демьяновна

анализ этапов изучения глагола в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол – одна из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Систематическое изучение данной части речи обычно приходится на 4 класс. Программа  Н.В. Нечаевой в этом не исключение. Разница состоит в том, что трудные для изучения темы разведены. Так склонение имен существительных изучается в 3 классе. В  4 классе  дети будут подробно знакомиться только с глаголом, остальные части речи будут повторять. Наречие дается для ознакомления.

В период обучения грамоте дети получают первичные представления о глаголе. Мы пока не говорим им, что это часть речи глагол, а только находим слова, обозначающие действия. С этой целью в тетрадях по письму предусмотрены специальные задания. Например, 1 класс, тетрадь по письму, ч.3 

Составь и запиши предложения. Найди слова с одинаковым корнем. Те из них, которые обозначают предмет, подчеркни синим. Те, которые обозначают действие,- зелёным.

дом росла около осина. гриб под

вырос осина. подосиновик это.

После завершения периода обучения грамоте мы переходим к изучению предмета русский язык. В 1 классе предусмотрено программой изучение грамматических групп слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова- слова,  обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации).        

Например,1 класс, учебник русского языка упражнение 21.

а) Отгадай загадку.

Ползёт, шипит живой канат,

Несёт в себе опасный яд.

б) Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета?

Упражнение 23.

а) Сравни загадки об одном и том же животном. Какая его особенность подчёркивается в первой загадке? Какая во второй?

1. Весь день стрекочет и стрекочет,

Всем только голову морочит.

2. Чернее сажи, белее снега, выше дома,

ниже травы.

б) Запиши отгадку. Сколько в ней букв О? Сколько звуков [о]?

Во 2 классе программой также предусмотрено изучение глагола: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени). Следует отметить, что автор учебников Н.В. Нечаева предпочитает многоаспектные задания. В первой части учебника 2 класса при выполнении таких многоаспектных заданий мы подходим к теме глагол. Например,

Встретила лиса рака и предложила ему играть в догонялки. Рак согласился. Только лиса побежала, рак за её хвост и уцепился. Лиса прибежала, а рак на хвосте висит, не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, где рак, а он тут же отцепился от хвоста и говорит: «А я уже давно тебя жду!»

б) Докажи, что это текст-повествование.

в) Из первых двух предложений третьего абзаца выпиши две группы родственных слов. Выдели в них приставки. Какое грамматическое значение имеют эти слова?

Во второй части учебника мы вводим термин «глагол». Например,

а) Запиши считалочку. Выучи - пригодится!

Скачет всадник на коне,

На буланом скакуне,

Королю везёт поклон,

Передаст и выйдет вон.

б) Допиши глаголы.

Всадник (что делает?) … , … . Всадник (что сделает?) … и … .

В 3 классе изучаем следующее: глагол, значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

В учебнике 3 класса встречаются упражнения, подводящие к изучению глагола. В учебнике есть раздел «Как из слов образуются предложения». Чтобы грамотно составлять предложения, мы изменяем форму глагола: время, род, число. Здесь же мы касаемся вопроса правописания частицы не с глаголами. Упражнения также многоаспектные. Например,

а) Образуй сложные слова. В какой группе слов происходит чередование согласных звуков, в какой - чередование полногласия с неполногласием?

1) Пахать, земля; правый, берег; коньки, бег; хлеб, печь. 2) Молоко, питаться; кровь, холод; волос, золотой.

В 4 классе изучаем глагол более подробно. Программой предусмотрено следующее: Глагол. Значение и употребление в речи.

Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов

по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

(спряжение). Способы определения I и II        спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике).

В учебнике 4 класса  дается следующее определение:

Глагол - часть речи, обозначающая действие (петь, беречь, отвезти) или состояние (мечтать, спать). В начальной (неопределённой) форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Грамматические признаки глагола:

вид (несовершенный- что делать? петь, совершенный- что сделать? спеть),

время (пою, буду петь, пел),

лицо (я пою, ты поёшь, он поёт),

число (пою- поём, буду петь- будем петь, пел- пели),

род в прошедшем времени в единственном числе (пел, пела, пело).

В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.

Затем эти грамматические признаки глагола мы начинаем изучать подробно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Изучение логики в начальной школе

Развитое логическое мышление играет огромную роль в жизни не только ребёнка, но и взрослого человека. Решая задачу развития логического мышления в начальной школе, мы помогаем ребёнку преодолева...

«Методика углубленного изучения местоимений в начальной школе»

Все слова в русском языке группируются в определенные лексико-грамматические классы в зависимости от ряда признаков. Эти классы называются частями речи. Учение о частях речи в русской грамматиче...

Изучение словообразования в начальной школе

Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать ...

Современный подход к изучению басни в начальной школе

Разнообразные приемы работы над басней...

Изучение глагола в начальной школе

Основные задачи при изучении глагола:сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи,развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях,повысить уровень умств...