Русский язык 2014 - 15 уч. год 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Программа составлена по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФГОС русский язык 3 класс95.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение Королевская

средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                      

Протокол педагогического совета                                                  

от  27.08. 2014  № 1                                                                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Королевской сош

_________ Ю. А. Ладыгин

28.08. 2014

                                                                                             

                                                 

Рабочая программа

Русский язык, 3  класс, начальное общее

на 2014 – 2015 учебный год

                                                      Составитель: Кирюшина Наталья Анатольевна,

                                                                                        учитель начальных  классов

                                                                       высшая  квалификационная категория

         

                                                 

                                 

   

                                            пос. Королёвский  2014

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России»    Москва «Просвещение» 2011,

примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

                                     Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-  орфография и пунктуация;

-  развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

                     Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Основными формами и средствами контроля в 3 классе являются диктанты, тесты, контрольные списывания, словарные диктанты, контрольные работы. Из 170 учебных часов на проведение письменных контрольных работ выделено 10 часов, из них:

контрольный диктант – 4 часа;

контрольное тестирование – 2 часа;

контрольная  работа  – 4 часа.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

                                  Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                         Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

                               Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

                                                 Содержание курса

 

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

                                            Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

                                        Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

- сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); - непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

- запятая при обращении в предложениях;

- запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

                                     Тематическое планирование

№ п/п

                                  Название темы раздела

Количество часов

Язык и речь

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

Слово в языке и речи

19

Состав слова

16

Правописание частей слова

29

Части речи

76

       Имя существительное (30ч.)

Имя прилагательное (19ч)

Местоимение (5ч)

Глагол (21ч.)

Повторение

14

                              Итого

170


                                                                          Поурочно – тематическое планирование

п\п

№ раздела и темы урока п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

учащихся

Примечание

  1. Язык и речь -  (2 ч)

1

1.1

Наша речь и наш язык. Устная и письменная речь.

1

Осмысливать цели и задачи изучения предмета  «Русский язык».

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; анализировать речь людей; наблюдать за особенностями собственной  речи и оценивать ее»

2

1.2

Устная и письменная речь.

1

  1. Текст. Предложение. Словосочетание -  (14 ч)

3

2.1

Текст.Тема и основная мысль текста.

1

Объяснять   формулировку:   «Предложение   выражает   законченную мысль». Устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составлять предложения по данной схеме (модели) и записывать их. Анализировать таблицу и устанавливать: с какой интонацией можно произносить повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение;  когда и какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного предложения, вопросительного предложения, побудительного предложения; от чего зависит выбор знака препинания в повествовательном и побудительном предложениях. Формулировать обобщённый вывод по результатам анализа таблицы.  Продолжать высказывания, данные в учебнике. Применять полученные знания на практике: выделять предложений в сплошном тексте, определять тип предложения по цели высказывания; определять главную мысль текста; записывать текст с расстановкой знаков препинания в нём. Высказывать свои впечатления об осени.  Различать текст-описание и текст-повествование. » Составлять предложения из групп слов. Составлять тексты-описания и тексты-повествования с использованием данных слов, словосочетаний, предложений, рисунков. Определять тип текстов (текст-описание, текст-повествование). Устанавливать: предложения в тексте могут состоять из одного, двух и более слов. Использовать пословицу как заглавие к составленному или данному тексту. Толковать (объяснять) значение слов, пословиц.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

4

2.2

Типы текстов.

1

5

2.3

Предложение.Признаки предложения.

1

6

2.4

Р/р. Сочинение-описание по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

7

2.5

Виды предложений по цели высказывания.

1

8

2.6

Восклицательные и невосклицательные предложения. Обращение.

1

9

2.7

Р./Р. Составление рассказа по рисунку с использованием диалога, а в предложениях – обращения.

1

10

2.8

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

11

2.9

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

12

2.10

Простое и сложное предложения.

1

13

2.11

Словосочетание.

1

14

2.12

Связь слов в словосочетании.

1

15

   2.13              

Р/р.Сочинение-описание по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

 

16

2.14

Проверочная работа №1. по теме «Предложение"

1

  1. Слово в языке и речи – (19 ч)

17

3.1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

Объяснять, по каким признакам (лексическим и грамматическим) можно определить имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выявлять среди данных слов имена существительные, имена прилагательные, глаголы и записывать их по группам. Различать имена существительные,  отвечающие  на вопрос   к т о? что? Различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Выявлять по вопросам   кто?   что? существительные в начальной форме. Выделять в тексте имена прилагательные. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопрос  какой?, какая?,   какое?,   какие? Выделять в предложении словосочетания имени существительного с именем прилагательным. Толковать (объяснять) значение устойчивых выражений (словосочетаний): добрый молодец,  боярин знатный,  купец богатый, гусли яровчатые — и выявлять речевые ситуации их применения. Устанавливать значение предлогов в предложении. Подбирать предлоги, подходящие по смыслу и записывать предложения с этими предлогами. Анализировать текст и устанавливать, что предлоги относятся к существительному; предлоги — самостоятельная часть речи; предлоги пишутся отдельно от других слов. Объяснять, в каком случае слово имеет прямое значение, в каком употребляется в переносном значении на примере прилагательного красный, которое обозначает цвет, а также имеет значение «красивый».  Выделять в группе слов синонимы. Составлять предложения из групп слов. Озаглавливать текст (выделять главную мысль текста). » Составлять продолжение текста по его началу. Анализировать звучащее слово: выделять в нём гласные и согласные звуки.

Анализировать звучащее слово: выделять в нём ударные и безударные гласные звуки. Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. Формулировать вывод по результатам сравнения. Объяснять формулировку: «Безударный гласный в корне слова проверяется ударением». Находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова (работать с отдельными словами, со словами в предложении и в тексте) Толковать (объяснять) значение пословиц, выражений. Составлять предложения по рисунку.

18

3.2

Синонимы и антонимы.

1

19

3.3

Омонимы.

1

20

3.4

Слово и словосочетание.

1

21

3.5

Фразеологизмы.

1

22

3.6

Р/р. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка»

1

23

3.7

Части речи и их  признаки. Имя существительное.

1

24

3.8

Р/р. Сочинение по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды».

1

 

25

3.9

Имя прилагательное. Глагол.

1

26

3.10

Местоимение.

27

3.11

Имя числительное.

1

28

3.12

Значение имен числительных в речи.

1

29

3.13

Проверочная работа № 2 по теме «Части речи».

28

3.12

Однокоренные слова.

1

29

3.13

Гласные звуки и буквы.

1

30

3.14

Согласные звуки и буквы.

1

31

3.15

Ударные и безударные гласные в корне

1

32

3.16

Парные согласные.

1

Анализировать звучащее слово: выделять в нём звонкие и глухие согласные,   парные  и  непарные  по звонкости-глухости  согласные звуки. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце и в середине слова перед другим согласным.  Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных перед гласным. Обсуждать и выбирать способ проверки обозначения на письме парных согласных. Сравнивать способы проверки парных согласных в конце и в середине слова перед другим согласным (работать по таблице).  Формулировать вывод по результатам наблюдений и уточнять вывод по учебнику. Применять на практике правила проверки правописания парных согласных в конце и в середине слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

33

3.17

Проверочный диктант № 3 по теме «Слово и его лексическое значение»

1

34

3.18

Р/р. Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану.

1

35

3.19

Разделительный Ь. Проект «Рассказ о слове»

1

  1. Состав слова -  (16 ч)

36

4.1

 Корень слова. Однокоренные слова.

1

Наблюдать за составом основы слов и устанавливать, из скольких частей может состоять основа слова. Объяснять по данной схеме состава слова, из скольких частей состоит его основа. Составлять самостоятельно схему (модель) основы слова.  Наблюдать и устанавливать, при помощи каких частей основы образованы новые однокоренные слова.

 Образовывать при помощи приставок и суффиксов однокоренные слова, разбирать эти слова по составу. Устанавливать: суффикс придаёт слову оттенок значения или образует слово с новым значением. Объяснять, как при помощи приставок и суффиксов образуются новые однокоренные слова. Сравнивать основы однокоренных слов, устанавливать общее и различное в составе основ однокоренных слов. Сравнивать основы разных форм одного и того же слова, устанавливать общее и различное в их составе. Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Разбирать слова по составу, соотносить состав основы слова и соответствующую ей схему (модель).

 Толковать (объяснять) значение слов, выражений. Составлять рассказ по рисунку. Редактировать текст: восстанавливать порядок следования предложений. Чётко и правильно произносить скороговорки. Работать и группе, и паре: подготавливать самостоятельно (или совместно в группе, паре) и обсуждать (в диалоге) возможные варианты выполнения заданий, обсуждать, какое значение даёт суффикс словам

37

4.2

Чередование согласных в корне.

1

38

4.3

Сложные слова.

1

39

4.4

Окончание.

1

40

4.5

Формы слова. Однокоренные слова.

1

41

4.6

Формы слова. Окончание.

1

42

4.7

Приставка.

1

43

4.8

Значения приставок.

1

44

4.9

Определение приставок.

1

45

4.10

Суффикс.

1

46

4.11

Значения суффиксов.

1

47

4.12

Р/р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе»

1

48

4.13

Основа слова.

1

Наблюдать, какая часть слова меняется при установлении связи слов в предложении по форме. Выделять эту часть. Сравнивать разные формы одного и того же слова и устанавливать, чем они различаются. Сравнивать разные формы одного и того же слова и выделять в них окончания. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Формулировать способ (алгоритм действия) нахождения окончания и основы слова. Формулировать вывод по результатам наблюдений с использованием терминов «основа», «окончание». Работать в паре: обсуждать (в диалоге) задание к упражнению, устанавливать, что надо знать (вспомнить) для успешного его выполнения, подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы. Объяснять формулировку: «Окончание служит для связи слов в предложении». Выделять окончание и основу слова. Составлять предложения из групп слов. Составлять по рисунку предложения с данными подлежащими. Составлять текст о  Москве,   вставляя  данное  слово  в  нужной форме. Анализировать текст «Родина» К. Ушинского, записывать его близко к тексту, объяснять смысл выделенных в тексте предложений

49

4.14

Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Проект «Семья слов»

1

50

4.15

Р/р. Изложение текста В.Бианки «Скворцы».

1

51

4.16

Проверочная работа № 4 по теме  «Состав слова»

1

  1. Правописание частей слова – (29 ч)

52

5.1

 Орфограммы в значимых частях слова.

1

Разбирать слова по составу. Анализировать и сравнивать основы однокоренных слов, находить в них общее и различное. Составлять схемы (модели) основ данных слов. Объяснять, при помощи каких частей основы (суффикс, приставка) образованы новые однокоренные слова. Разбирать слова по составу и формулировать новое правило переноса: при переносе слова нельзя отрывать от корня первую букву согласного звука. Различать однокоренные и неоднокоренные слова, в которых корни пишутся одинаково. Различать близкие по смыслу, но неоднокоренные слова.Наблюдать   за  однокоренными  словами   и  устанавливать,   что в корне слова могут быть чередующиеся согласные и беглые гласные (о, е). Разбирать по составу слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова. Использовать термины «беглые гласные», «чередующиеся согласные». Объяснять правописание и способ проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Применять на практике правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Находить в тексте слова, близкие по смыслу (синонимы).  Составлять предложения на заданную тему. Озаглавливать текст. Записывать выборочно текст. Чётко и правильно произносить скороговорки. Работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания; обсуждать и оценивать результат выполнения работы.  

53

5.2

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

54

5.3

Правописание безударных гласных.

1

55

5.4

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

1

56

5.5

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1

57

5.6

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов.

1

58

5.7

Написание глухих и звонких согласных в корне слов.

1

59

5.8

Упражнения в правописании глухих и звонких согласных в корне слов.

1

60

5.9

Р/р. Сочинение по серии картин «Серая Шейка».

1

61

5.10

Правописание парных глухих и звонких согласных.

1

62

5.11

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

Разбирать слова по составу, сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными.

 Произносить  и  слушать слова, устанавливать,  все ли согласные корня произносятся. Выводить алгоритм обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Формулировать способ подбора проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными. Использовать на практике подбор однокоренных слов как способ обнаружения непроизносимых согласных в корне слова и проверки их правописания. Использовать на практике правило правописания слов с непроизносимыми согласными. Толковать (объяснять) значение пословиц. Заменять словосочетания близкими по смыслу словосочетаниями.  Составлять предложения из групп слов. Составлять рассказ на заданную тему.  Озаглавливать текст. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.

63

5.12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

64

5.13

Правописание непроизносимых согласных.

1

65

5.14

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком.

1

66

5.15

Упражнения в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

67

5.16

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

68

5.17

Р/р. Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка».

1

69

5.18

Правописание приставок и суффиксов.

1

Разбирать слова по составу. Определять место безударной гласной орфограммы в слове (корень, приставка, суффикс). Наблюдать по таблице, анализировать и устанавливать: от чего зависит правописание суффиксов -ек или -ик в слове. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Строить алгоритм (способ) определения правописания безударных гласных в суффиксах -ек, -ик. Использовать правило правописания слов с безударными гласными в суффиксах -ек, -ик на практике. Озаглавливать текст. Писать изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом; озаглавливать текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи)

70

5.19

Суффиксы –ек, -ик.

1

71

5.20

Суффиксы –ок, -ёк.

1

72

5.21

Суффиксы –оньк, -еньк. Р/р. Изложение текста, воспринятого на слух.

1

73

5.22

Правописание приставок.

1

Разбирать слова по составу. Определять место безударного гласного в слове (корень, приставка, суффикс). Установить: гласные в приставках по-, под-, от-, о-, про-, до-: всегда ударные? всегда безударные? могут быть ударными и безударными? Устанавливать, как пишутся эти приставки с ударными, безударными гласными. Формулировать вывод о правописании этих приставок. Использовать правило правописания приставок по-, под-, от-, о-, про-, до- на практике. Разбирать по составу слова с приставками об-, от-, над-, под-, с-. Устанавливать расходится или не расходится произношение и обозначение на письме парных согласных в приставках об-, от-,  над-, ПОД-,  С-. Объяснять, являются ли парные согласные в приставках об-, от-, под-, над-, с- орфограммами. Формулировать правило правописания этих приставок. Использовать правило правописания приставок об-, от-, над-, под-, с- на практике. Обратить   особое   внимание:    в   словах   здесь,    здание,    здоровье «з» — часть корня. Толковать (объяснять) значение слова (через подбор синонимов, через контекст, в котором употреблено слово, по словарю), толковать значение пословиц. Озаглавливать текст. Использовать в качестве заглавия к тексту пословицы.  Определять тип текста. Записывать выборочно текст. Находить предложения в тексте, которые надо читать (произносить) с интонацией перечисления

74

5.23

Правописание приставок и предлогов.

1

75

5.24

Приставки и предлоги.

1

76

5.25

Правописание слов с разделительный твердым знаком (Ъ).

1

Произносить и слушать слова с разделительным твёрдым и мягким знаками. Устанавливать, в чём особенность их произнесения.  Наблюдать за составом слова и устанавливать, в какой части основы слова пишется разделительный мягкий знак (ь), а в какой — разделительный твёрдый (ъ) знак. Объяснять, почему твёрдый и мягкий знаки в словах бьёт, съезд называются разделительными. Устанавливать, когда в словах после приставки перед корнем пишется разделительный твёрдый знак. Формулировать самостоятельно правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком и уточнить его по учебнику.  Различать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками; использовать на практике правила их правописания. Толковать (объяснять) значение пословиц. Составлять рассказ, используя данные слова для справок. Писать изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом, озаглавливать текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи)

77

5.26

Правописание слов с Ь и Ъ.

1

78

5.27

Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М.Родионовой «Скворец-музыкант».

1

79

5.28

Разделительный Ъ.

1

80

5.29

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

1

  1. Части речи – (76 ч)

81

6.1

Части речи.

1

      Имя существительное – 30 ч

82

6.2

Имя существительное как часть речи.

1

Наблюдать,  устанавливать, что существительные могут называть предмет, явление природы, действие, признак. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Классифицировать существительные по их лексическому значению. Различать существительные по вопросам кто?  и что? Различать собственные и нарицательные имена существительные. Образовывать однокоренные существительные с заданными суффиксами. Работать в паре: анализировать задание и совместно выполнять упражнение, сравнивать текст учебника и записанный текст, обсуждать особенности записанного текста. Толковать (объяснять) значение слов через подбор синонимов. Толковать (объяснять) значение пословиц.  Подбирать к данным словам синонимы из текст. Выбирать существительные с определенным суффиксом и зависимости от контекста (речевой ситуации) и объяснять свой выбор. Обсуждать,    какие   существительные   больше   подходят   к   сказке (Иван Иванушка,  Марья Марьюшка), выбирать и записывать эти существительные

83

6.3

Начальная форма имени существительного.

1

84

6.4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

85

6.5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

86

6.6

Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Горностай».

1

87

6.7

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

88

6.8

Правописание имен собственных.

Проект «Тайна имени»

1

89

6.9

Число имён существительных.

1

Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам, всегда ли существительные изменяются по числам. Наблюдать, анализировать и устанавливать, какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного.  Формулировать вывод по результатам наблюдений.  Составлять алгоритм действий для определения рода имён существительных. Классифицировать существительные по родам. Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Определять род и число имён существительных. Толковать (объяснять) значение слов и устойчивых фразеологических выражений. Составлять рассказ по серии картинок. Определять тип теста. Работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

90

6.10

Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р/р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

1

91

6.11

Имена существительные общего рода.

1

92

6.12

Род имён существительных.

1

93

6.13

Род имён существительных.

1

94

6.14

Ь на конце имён существительных после шипящих.

1

95

6.15

Ь на конце имён существительных после шипящих.

1

96

6.16

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картинок.

1

97

6.17

Проверочный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

1

98

6.18

Падеж имен существительных. Изменение имён существительных по падежам.

1

Наблюдать и устанавливать, от чего зависит изменение окончаний одного и того же существительного в разных словосочетаниях.  Наблюдать (анализировать) за одушевлёнными и неодушевлёнными существительными и устанавливать, по каким вопросам изменяются одушевлённые существительные, по каким — неодушевлённые существительные. Анализировать таблицу падежей и падежных вопросов к существительным. Формулировать вывод по результатам наблюдений: как определить падеж существительного. Определять падеж существительных с помощью вопросов.  Склонять данные существительные. Устанавливать самостоятельно, в каком падеже перед существительными не встречается предлог, в каком падеже существительные всегда употребляются с предлогом. Наблюдать за существительными в форме именительного и винительного падежей и самостоятельно устанавливать, как различать данные падежи имён существительных, которые отвечают на один и тот же вопрос ч т о? и имеют одинаковое окончание. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Толковать (объяснять) значение пословиц. » Составлять предложения по рисунку. Разбирать  существительное  как части  речи   (морфологический разбор)

99

6.19

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

100

6.20

Именительный падеж.

1

101

6.21

Родительный падеж.

1

102

6.22

Дательный падеж.

1

103

6.23

Винительный падеж.

1

104

6.24

Творительный падеж.

1

105

6.25

Предложный падеж.

1

106

6.26

Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга».

1

107

6.27

Косвенные падежи.

1

108

6.28

Упражнение в склонении имен существительных.

1

109

6.29

Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Зимняя» страничка».

1

110

6.30

Р/р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

111

6.31

Проверочный диктант № 7 по теме «Склонение имен существительных»

1

Имя прилагательное – 19 ч

112

6.32

 Имя прилагательное как часть речи.

1

Выделять имена прилагательные в тексте. Сравнивать и различать имена прилагательные и существительные, называющие признаки. Анализировать, сравнивать тексты с прилагательными и без них и характеризовать роль прилагательных в нашей речи. Выделять    словосочетания    прилагательных    с    существительными в предложении. Разбирать прилагательные по составу. Уточнять, какое значение придает суффикс -еньк-  прилагательным. Анализировать текст А.Н.Толстого о русском  языке.  Объяснять, какие прилагательные использовал писатель, чтобы показать яркость, меткость, красоту, богатство и задушевность русского языка. Сравнивать «строгие» тексты и эмоционально-окрашенные. Объяснять, какой из текстов выразительнее и точнее и почему. Работать в паре: договариваться об организации работы, обсуждать (в диалоге) выполненную работу

113

6.33

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

114

6.34

Сложные имена прилагательные.

1

115

6.35

Текст – описание.

Р/р. Сочинение –описание растения в научном стиле.

1

116

6.36

Р/р. Сопоставление текста и репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

117

6.37

Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.

1

Наблюдать, анализировать и устанавливать: изменяются ли прилагательные по числам; что изменяется в прилагательном при изменении числа (формы числа прилагательного). Различать существительные, называющие признак, и прилагательные, называющие признаки предметов. Наблюдать, анализировать и устанавливать: от чего зависят род и число прилагательного в предложении (в словосочетании). Формулировать вывод по результатам наблюдений. Объяснять в процессе наблюдений и анализа, почему окончания прилагательных в единственном числе называются родовыми. Применять полученные знания на практике: определять род и число имени прилагательного; разбирать прилагательные по составу; составлять словосочетания прилагательных с существительными; подбирать прилагательные, близкие и противоположные по значению. Толковать (объяснять) значение пословиц, значение слова по словарю. » Составлять предложения из групп слов и словосочетаний. Сравнивать тексты, разные по эмоциональной окраске

118

6.38

Изменение имён прилагательных по родам.

1

119

6.39

Родовые окончания имен прилагательных

1

120

6.40

Упражнения в изменении имён прилагательных по родам.

1

121

6.41

Изменение имён прилагательных по числам.

1

122

6.42

Р/р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

1

123

6.43

Падеж имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам.

1

Составлять словосочетания прилагательных с существительными в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяется прилагательное в словосочетании с существительным при изменении падежа существительного. Применять полученные знания на практике: склонять имена прилагательные; определять род, число и падеж прилагательного в предложении. Устанавливать, можно ли проверять правописание падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных. Продолжать высказывания, данные в учебнике. » Использовать в практической деятельности способ проверки правописания падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных. Разбирать имя прилагательное как часть речи (морфологический разбор). Озаглавливать текст. Анализировать текст-описание. Работать в паре: предлагать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы

124

6.44

Склонение имен прилагательных.

1

125

6.45

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

126

6.46

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

127

6.47

Обобщение о роде и числе имени прилагательного.

1

128

6.48

Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины Ф.Ф.Серова «Девочка с персиками»

1

129

6.49

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

130

6.50

Контрольный  диктант №8 по теме «Имя прилагательное»

1

Местоимение – 5 ч

131

6.51

Местоимение. Личные местоимения.

1

Различать личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа в предложении (в тексте). Наблюдать за личными местоимениями и устанавливать, изменяются ли они по числам. Формулировать вывод по результатам наблюдений: «Личные местоимения по числам не изменяются»

Наблюдать и устанавливать, может ли глагол не только называть действие предмета, но и указывать на лицо, которое совершает это действие. Определять форму лица и числа глагола по личному местоимению, с которым он сочетается (может сочетаться). Определять время, лицо и число глагола. Использовать термины: «настоящее время», «будущее время», «прошедшее время». Толковать (объяснять) значение пословиц. Составлять предложения (тексты) на заданную тему с использованием глаголов

132

6.52

Лицо и число личных местоимений.

1

133

6.53

Изменение местоимений 3 лица по родам.

1

134

6.54

Роль местоимений в предложении. Р/р. Составление письма

1

 

135

6.55

Проверочная работа №9 по теме «Местоимение»

1

Глагол – 21 ч

136

6.56

 Глагол как часть речи.

1

Выделять глаголы в предложении (в тексте), ставить к ним вопросы и определять их лексическое значение. Наблюдать и различать глаголы, называющие действие предмета, и существительные, называющие действие. Объяснять, как различать глаголы и существительные, называющие действие. Наблюдать за лексическим значением глаголов и устанавливать, что глаголы могут называть состояние предмета и изменение признака предмета. Наблюдать за глаголами, называющими изменение признака предмета. Объяснять, как различать прилагательные и глаголы, называющие изменение признака предмета. Выделять в предложении (в тексте) и записывать глаголы, обозначающие действия предмета и изменение признака предмета. Различать глаголы, отвечающие на вопросы что   делать?  что сделать? Использовать термин «неопределённая форма глагола».Изменять данную форму глаголов на неопределённую форму. Распознавать в предложении (в тексте) глаголы в неопределённой форме. Дифференцировать глаголы в неопределённой форме, отвечающие на вопросы что   делать?   или  что   сделать? Использовать на практике правило правописания глаголов с не. Выделять в тексте слова, на которые падает логическое ударение. Толковать (объяснять) значение пословиц. Составлять текст, который можно закончить одной из пословиц (работать в паре). Озаглавливать текст. Использовать глаголы-синонимы при работе с текстом

137

6.57

Образование глаголов из слов других частей речи.

1

138

6.58

Употребление глаголов в речи.

1

139

6.59

Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам

1

140

6.60

Формы глагола. Неопределённая форма глагола.

1

141

6.61

Употребление глаголов в неопределённой форме.

1

142

6.62

Изменение глаголов по числам.

1

Наблюдать и устанавливать, изменяются ли глаголы по числам. Различать формы числа данных глаголов. Применять полученные знания на практике: определять форму числа глагола, изменять глаголы по числам. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Озаглавливать текст. Работать в паре: объяснять значение пословиц, обсуждать составленные варианты текста, выполнять упражнение письменно, проверять работу друг у друга, обсуждать и оценивать результаты выполнения работы

143

6.63

Р/р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

1

144

6.64

Времена глагола.

1

Наблюдать и устанавливать, может ли глагол не только называть действие предмета, но и обозначать время действия предмета — настоящее, будущее, прошедшее. Находить глаголы в предложении (в тексте) и устанавливать, какое время действия они обозначают. Наблюдать и устанавливать, изменяются ли глаголы по временам. Устанавливать, все ли глаголы имеют три формы времени. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Распознавать простое и сложное будущее время. Определять время глагола. Изменять глаголы по временам. Использовать в предложении (в тексте) глаголы в форме настоящего, будущего и прошедшего времени. Толковать значение образных выражений с описанием речевой ситуации, в которой они используются (могут использоваться). Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст

145

6.65

Изменение глаголов по временам.

1

146

6.66

Изменение глаголов по временам.

1

147

6.67

Упражнение в изменении глаголов по временам.

1

148

6.68

Р/р. Выборочное подробное изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось».

1

149

6.69

Род глаголов в прошедшем времени.

1

150

6.70

Р/р. Составление предложений и текста. Родовые окончания глаголов.

1

151

6.71

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Сравнивать и различать правописание одинаково звучащих (и пишущихся) предлогов и приставок. Наблюдать за глаголами и устанавливать: не с глаголами пишется раздельно. Формулировать правило правописания не с глаголами. Объяснять, почему глаголы ненавидеть, негодовать, нездоровиться пишутся с не слитно. Толковать (объяснять) значение пословиц, устойчивых фразеологических выражений. Находить в предложениях слова, близкие по смыслу (синонимы).  Составлять по рисункам предложения и тексты. Использовать на практике правило правописания не с глаголами. Работать в паре: рассматривать рисунки, обсуждать тему текста, составлять по рисункам свои предложения, обсуждать и выбирать наиболее удачные предложения и составлять из них текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».

152

6.72

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

153

6.73

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

154

6.74

Проверочная работа №10 по теме «Глагол»

1

155

6.75

Итоговый контрольный диктант  № 11.

1

156

6.76

Р/р. «Конференция» на тему «Части речи в русском языке».

1

  1. Повторение – 14 ч.

157

7.1

Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи».

1

158

7.2

Р/р. Изложение по тексту В.Сухомлинского «Бой в лесу».

1

159

7.3

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

1

160

7.4

Итоговое контрольное тестирование № 12 за курс 3 класса.

1

161

7.5

Работа над ошибками. Слово. Словосочетание. Предложение.

1

162

7.6

Повторение о составе слова. Разбор слов по составу.

1

163

7.7

Комплексная контрольная работа.

1

164

7.8

Р/р. Изложение по тексту из газеты

1

165

7.9

Повторение о главных и второстепенных членах предложения

1

 

166

7.10

Повторение о звуках и буквах. Алфавит.

1

 

167

7.11

Повторение  изученных орфограмм

1

 

168

7.12

Виды предложений

1

 

169

7.13

Однородные члены предложения

1

 

170

7.14

Знаки препинания

1

 

Итого

170


                                                       Материально-техническое обеспечение учебного курса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

1. . В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, учебник,  3 класс. М.: Просвещение, 2012.

2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык 3 класс. М.: Просвещение, 2012.

        3. Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку,     Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2013.

        4. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011..

5. В.А.Синякова «Контрольно-измерительные материалы» Москва.:ВАКО 2013

6.В.Н.Канакина Г.С.Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2012

7.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

       9. Примерные программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г

(Стандарты второго поколения)

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.

Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.

                                                                                   Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку(в том числе и в цифровой форме).

Технические средство обучения

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

                                                                                                      Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные  образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

CD-R  Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной.

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.


                                                                                 Лист внесения изменений




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...