Урок на тему "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казакова Людмила Николаевна

Урок на тему "Алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_19.02.2014g.docx77.79 КБ

Предварительный просмотр:

          Современная жизнь предъявляет сегодня человеку особые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать новые требования, урок должен стать новым, современным, поэтому не случайно сегодня мы будем говорить о том, что «Современный урок - это основа эффективного и качественного образования» Слайд 1   

Существуют разные типы уроков. Всё зависит от того, какой критерий мы берём за основу типологии урока.      

Типологию уроков можно составлять:

  • через постановку цели деятельности;
  • через планирования своих действий по реализации поставленной цели;
  • через саму деятельность;
  • через рефлексию полученных результатов.

Рассмотрим типологию уроков (по А.К. Дусавицкому).    Слайд 2

I. За основу он берёт деятельность учащихся. Главная задача: сформировать у учащихся  то или иное учебное действие.

В зависимости от этого, Дусавицкий определяет следующие типы уроков:

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразование модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

II. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию. Их можно разделить на четыре группы:    Слайд 3

  1. Уроки «открытия» нового знания 

(деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия;

образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).

  1. Уроки рефлексии 

(деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.);

образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.).

  1. Уроки общеметодологической направленности

(деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов; образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий).

  1. Уроки развивающего контроля 

(деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции;

образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Для построения современного урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся: Слайд 4

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученикам.
  2. Учитель систематически обучает учащихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень познавательной активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит учащихся работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Всё это создает необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать и систематизировать учебный материал, ориентироваться в нестандартной ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.

         

Не менее важным  условием обеспечения качества современного урока является использование методов и приемов организации образовательной деятельности обучающихся. Напомню, что Слайд 5

Метод – это последовательность целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и учащихся, направленных на достижение поставленной цели.

Прием – это конкретный способ деятельности по достижению поставленной задачи

         Выбранные учителем методы обучения и приемы организации образовательной деятельности призваны обеспечить организацию деятельности учащихся по достижению целей и задач урока. Главный критерий оптимальности выбора метода – это его результативность.

           Методы, обеспечивающие активную учебную деятельность учащихся и, следовательно, наиболее полно отвечающие требованиям ФГОС, имеют следующую классификацию:

Слайд 6

Все методы подразделяются на 4 группы: по способам….., где основным способом в соответствии с требованиями ФГОС являются  практические методы. По способам….

Классификация методов обучения

                                                                                                                                                 

 

 

                                                     

                                                                                                                 

   

                                                                                                                                                 

       

Выбранные учителем методы обучения должны соответствовать требованиям:

  • научности;
  • доступности;
  • результативности;
  • эффективности.

Учитель выбирает методы и приемы в зависимости от целей и задач учебного занятия, его содержания, специфики работы с конкретными обучающимися. Учитель должен знать, что важным критерием правильности выбора метода, приема обучения является качественное достижение конечного запланированного результата урока.

Но чтобы увидеть учебный материал урока целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности, учителю необходимо уметь конструировать урок, в условиях введения новых образовательных стандартов уметь отображать дидактическую структуру урока через технологическую карту……..

Самоанализ урока.

Еще одним условием повышения качества  и эффективности образовательного процесса является ежедневная рефлексивная деятельность учителя, то есть самоанализ урока. Существует много вариантов самоанализов урока. Сегодня мы предлагаем вам примерную схему самоанализа, исходя из опыта вашей работы в школе и исходя из требований новых Стандартов:   Слайд …

  1. Какие цели были поставлены? (Соответствуют ли они содержанию образовательной программы? Понятны ли школьникам, достижимы ли, диагностируемые ли?)
  2. Какие особенности класса учитывались при подготовке и проведении урока? (Уровень подготовки, тип класса, уровень мотивации, психологический климат и др.)
  3. Как осуществлялась мотивация обучающихся на процесс и результат урока?
  4. Какие приемы организации образовательной деятельности учащихся использовались с учетом имеющихся средств обучения и особенностей класса для достижения каждой задачи урока? (Как определялась эффективность их применения?)
  5. Как осуществлялась диагностика достижения образовательного результата (на каждом этапе урока или в целом по уроку)?
  6. Достигнуты ли цели урока? (Как это определялось? Что обеспечило эффективность образовательной деятельности? Какие задачи не выполнены? Почему?)
  7. Что следует изменить в процессе подготовки и проведения последующих уроков для достижения качества результата образовательной деятельности?

Рефлексивная деятельность является одной из ключевых профессиональных компетентностей современного учителя, способствует обеспечению качества управления образовательным процессом и, следовательно, является условием достижения высокого образовательного результата.

Таким образом, использование новой типологии уроков, современных методов, приемов обучения, знание критериев результативности урока, умение производить самоанализ урока способствуют повышению качества и эффективности образования по следующим показателям:    Слайд …

  • придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у учащихся;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития учащихся, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

                     

Тема: Технологическая карта урока 

I . Вступительное слово. Теоретическая часть.

Я расскажу вам о том, что такое технологическая карта урока, о её задачах, о её сущности и этапах её составления.

Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных

производств.

Технологическая карта урока – современная форма планирования  педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет: 

- организовать эффективный учебный процесс,

 - обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС,

- существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается:

- в использовании инновационной технологии работы с информацией,

- описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

При составлении технологической карты выделяют 4 этапа:

 

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

 

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

 

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

 

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Для того, чтобы правильно составить технологическую карту урока, давайте посмотрим, что в ней должно отражаться.

Таблица технологической  карты урока делится на три части: ход урока, деятельность учителя, деятельность учащихся.

Колонка «Ход урока» даёт  описание всех этапов урока.

Колонка «Деятельность учителя» включает описание работы учителя на уроке.

Колонка «Деятельность учащихся» предполагает описание действий ученика и способов деятельности (предполагаемого результата).

Когда вы формулируете действия учителя или учащегося, вы пишите глаголы в настоящем времени и отвечаете на вопрос : Что делает?

Когда вы формулируете  способы деятельности  учащихся, вы пишите глаголы в неопределённой форме и отвечаете на вопрос : Что делать? Как делать?

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Колонка «Деятельность учащихся» поделена на 3 части: познавательную, коммуникативную, регулятивную деятельность учащихся.

При составлении технологической карты урока, учитель должен владеть знаниями об универсальных учебных действиях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Один из вариантов составления технологической карты урока

По вертикали:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
  3. Установка познавательной задачи.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Закрепление знаний.
  7. Самопроверка знаний.
  8. Итог.
  9. Домашнее задание.

По горизонтали:

  1. Задачи каждого этапа.
  2. Методы.
  3. Формы.
  4. Виды деятельности учащихся.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся на уроке

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Определяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создаёт эмоциональный настрой на…

Формулирует задание …

Напоминает обучающимся, как …

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Диктует.

Даёт: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей…

Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся (постановка целей и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о …

Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчёркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Выявляют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчёркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о …

Высказывают своё мнение.

Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...