Разработка урока по предмету "Русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_predmetu.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗРАБОТКА УРОКА ПО  ПРЕДМЕТУ « РУССКИЙ  ЯЗЫК »

ПО ТЕМЕ: КАК ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ УЗНАТЬ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?

Цель: учить распознавать спряжение глагола по неопределенной форме.

- развивать орфографическую зоркость, каллиграфически правильное письмо

- воспитывать интерес к новым знаниям,  повышать самооценку ребенка.

Ход урока

  1. Организационный момент. Минутка чистописания.

х х Х х х

Хозяйка сварила уху для Пахома.

- Подбор слов и предложений с буквой х.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие глаголы с «окошками» вы выписали?

– Почему вы не можете заполнить «окошки»?

– Как определяли у глагола неопределенную форму?

III. Работа по теме урока.

1. – На прошлом уроке вопрос о том, как по неопределенной форме определить спряжение, остался открытым. Посмотрите на запись на доске. Может, вы сами определите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие – к I спряжению?

– Проверьте свои предположения по записи в учебнике на с. 33.

– Итак, какие глаголы относятся ко II спряжению?

– Какие окончания вы будете писать у глаголов II спряжения?

– Какие глаголы относятся к I спряжению?

– Какие окончания у них вы будете писать?

– Откройте тетради там, где глаголы написаны с «окошками».

– На что оканчивается неопределенная форма?

– Если на -ИТЬ – это глагол II спряжения, поставь «+», если не на -ИТЬ – это глагол I спряжения, поставь «–».

– Обозначьте римской цифрой спряжение глагола и запишите соответственно окончание.

– Проделайте ту же работу, вставляя окончания во фразеологические обороты.

2. Упражнение 414.

– Какую орфографическую задачу вам нужно решить в неопределенной форме глагола?

– Куда за помощью можно обратиться?

– Прочитайте названия колонок в таблице.

– Что вы должны сделать, чтобы заполнить вторую колонку?

– Как определите спряжение глагола?

– Какие местоимения помогут образовать необходимые глагольные формы? Подпишите их.

– Какие окончания будут у этих форм глагола при I спряжении?

– А при II спряжении?

(Таблица заполняется коллективно с пояснением каждого действия.)

3. Упражнение 415.

– Перечислите по порядку все действия, которые необходимо выполнить, чтобы записать безударное личное окончание глагола. Опирайтесь на таблицу-подсказку на с. 34 задачника.

– Прочитайте комментарий к выполнению задания.

– Так как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?

(Таблицу заполняют, проговаривая каждое действие.)

Физминутка

Вот мы по лесу шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Опускаем их легко.

Упражненье повторяем

И дышать не забываем.

– Если услышите глагол, который оканчивается на -ИТЬ, – хлопайте в ладоши два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете два раза.

Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов на -ИТЬ будет названо.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

4. Игра «Будь внимателен».

– Из двух названных глаголов один будет первого спряжения. Докажите какой.

(Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.)

Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

5. – Запишите глаголы, укажите спряжение.

– Рядом с каждым глаголом укажите форму 2-го лица единственного и множественного числа.

– Какие местоимения помогут поставить глагол в заданную форму?

– Какие могут быть окончания в этих формах глагола?

Читать, решать, любить, спросить, успеть, купить, готовить, встретить, встречать, запрещать, помогать, спасать.

(Работа выполняется на доске и в тетрадях.)

6. Работа в парах. Проверка на интерактивной доске.

– Вставьте вместо точек безударные окончания глаголов. Устно объясните, укажите спряжение глаголов, выделите окончания.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала.

Коля кол.т. Толя пол.т.

Паша паш.т. Варя вар.т.

Света свет.т. Соня дремл.т.

Тоня тон.т.

Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- На основе полученных знаний заполните все недостающие фрагменты схемы.

 

– Если услышите глагол, который оканчивается на -ИТЬ, – хлопайте в ладоши два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете два раза.

Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов на -ИТЬ будет названо.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

Домашнее задание: упражнение 416.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Разработка урока по бурятскому языку. Интегрированный урок: Бурятский язык+окружающий мир

Разработка урока по бурятскому языку как государственному языку. Интегрированный урок...