Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Тарасова Нина Николаевна

 

Формирование у учащихся умений
самостоятельно работать с текстом и контролировать себя

 

 

Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя

     Одним из важнейших требований современного обучения является вооружение учащихся умениями самостоятельно работать, учиться, способами действия, воспитание у них самостоятельности как черты личности.
     Многие умения, которые предлагаются программой, явля-ются общими и для художественных и для научно-познавательных произведений. Это умение ответить на вопросы, найти смысловые части текста, составить план, подробно и кратко пересказать текст. Указанные умения являются и рече-выми, так как с их помощью ученик овладевает приемами связного, логического рассказывания. Другие умения, такие, как умение нарисовать словесную картину к тексту, составить рассказ о герое, найти слова, характеризующие то или иное событие, персонаж, рисующие художественное описание, являются специфическими для работы с художественными произведениями.
     Каждое из названных выше формируется на основе уже ранее приобретенного, более простого умения.
     Так, умение составить план включает в себя такие частные умения, как определение смысловых частей текста, основного содержания каждой из них, основных мыслей. Определение главной мысли, в свою очередь, связано с различением основного и второстепенного в тексте. Чтобы составить план, необходимо в заголовках четко и кратко отразить основное содер-жание отрывка и показать свое отношение к нему.
     Подробный и сжатый пересказы также содержат умения, требующие большой мыслительной работы, знание текста и его языковых особенностей. Готовясь, например, к сжатому пересказу, следует выбирать из текста только главное, существенное и передать это существенное обобщенно, своими словами. Нельзя пропускать те смысловые вехи, без которых последую-щий пересказ станет непонятным. Все это требует осуществле-ния операций анализа, синтеза, обобщения.
     Умение составить план и кратко пересказать текст имеют много общего, но к краткому пересказу целесообразно переходить после того, как отработано первое умение.
     В практике школы учащиеся используют эти умения, но учитель не всегда показывает им способы действия, а если и показывает, то не доводит необходимые способы действия до самоанализа. Это приводит к тому, что в действительности ученики не самостоятельно выполняют предложенное задание, а с помощью учителя, им некогда проконтролировать свой ответ, к тому же у них нет определенных ориентиров правильного выполнения задания.
     Совместная работа ученика и учителя – это подготовительный этап к самостоятельной работе учащихся.
     В урок литературного чтения, наряду с работой над текстом, осуществляемой в процессе упражнений под руководством учителя, необходимо включать специальные обучающие задания для целенаправленного и сознательного формирования умений самостоятельно работать.
     Сначала обучающие задания займут относительно много времени на уроке, но в дальнейшем оно окупится за счет ак-тивной и рациональной работы детей, овладевших умениями в данном случае не путем проб и ошибок, а путем прямого, целенаправленного формирования умений.
     Этот путь возможен при использовании специально разработанных правил (указаний, пометок и др.), включающих определенные действия. Действия, названные в правилах, должны учитывать содержание той деятельности, которая необходима для самостоятельного выполнения задания по тексту. Правила состоят из достаточно простых конкретных действий, располо-женных в определенной последовательности. В процессе овладения умениями происходит укрупнение и слияние действий.
     Детальные правила постепенно сменяются такими, в которых указываются более обобщенные действия.
     Работа с применением правил более эффективна, так как вырабатывает у детей умение подходить к выполнению любого задания осмысленно, отыскивать новые методы работы, быть постоянно внимательными к процессу своей деятельности, планировать и рационализировать ее.
     Многие творческие процессы можно раскрывать детям, чтобы не заставлять их работать интуитивно, терять время там, где имеется ключ успешному решению вопроса. В то же время необходимо избегать навязывания правил, предлагать их в безоговорочной и готовой форме. Правило, или порядок работы, более близко детям, если они составляют его сначала вместе с учителем.
     Известно, что и в 1 классе учащиеся могут самостоятельно выполнять простейшие задания, например, выборочно читать. Однако учителю постоянно приходится диктовать учащемуся способы работы: «Прочитай эту часть рассказа», «Отметь начало и конец предложения, которое нужно выделить для ответа на вопрос», и т.д. При этом учитель и весь класс участвуют в ра-боте и во время ответа направляют и дополняют его ответ.
     Другое дело, если учитель, рассматривая с учениками последовательность работы над текстом, обращает их внимание на вопросы к тексту и предлагает им предварительно ознакомится с ними (если первичное ознакомление с текстом уже проведено). Такой подход делает последующее чтение текста более целенаправленными, так как отмечаются места, в которых можно найти тот или иной ответ.
     Прослеживая подробно порядок работы, учащиеся с помощью учителя составляют правило действия. Например, правило для выработки умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту может иметь такой вид.
     Задание: ответить на вопросы.
1. Прочитай вопросы.
2. Прочитай рассказ.
3. Найти в тексте ответ на каждый вопрос.
4. Проверить себя: закрыть книгу и ответить для себя на все вопросы.
Первичное чтение и анализ текста проводятся вместе с учите-лем до самостоятельной работы. Систематическое использова-ние указанного правила приводит к формированию у детей прочного и осознанного умения отвечать на вопрос.  Это наиболее простое умение, и в то же время именно с него начина-ется анализ содержания текста. Затем можно перейти к сле-дующему правилу, вырабатывающему умение составлять план текста.
     Для обучения детей этому умению целесообразно предло-жить им такое правило.
     Задание: составит план рассказа.
1. Перечитать весь рассказ.
2. Разделить рассказ на части, отметив начало и конец каждой части точкой или галочкой.
3. Перечитать первую часть, выделяя в ней главное (отметить важные места в тексте или выписать их в тетрадь).
4. Озаглавить эту часть.
5. Эту же работу выполнить при чтении следующих частей.
6. Проверить себя: прочитать план, просмотреть рассказ, убедиться в том, отражает ли план главное.
     Для обучения умению пересказывать (полно, кратко) можно использовать примерно такие правила.
     Задание: подготовить подробный пересказ небольшого рассказа.
1. Перечитай рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
2. Наметить его основные смысловые части (картины).
3. Подобрать заголовки к частям (своими словами или сло-вами из текста).
4. Пересказать весь рассказ по плану при закрытой книге.
5. Проверить себя по книге, бегло просмотрев рассказ.
     Задание: составить сжатый пересказ по плану.
1. Перечитать текст.
2. Составить план (определить части, выделить в них главные предложения, озаглавить их).
3. Рассказать о главном, о котором говорится в каждой части.
4. Пересказать рассказ сжато, используя план; отразить самое главное в каждой части.
5. Проверить, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главное.
     Сравнить подробный и сжатый пересказы (если они ранее были составлены).
     Каждое новое задание и порядок его выполнения целесообразно вводить через несколько уроков. В этом случае умения будут формироваться ступенчато: если первое умение уже почти сформировано, то последнее только еще вводится. отработка же их проходит параллельно, взаимосвязано, чтобы ни одно из них не было утрачено. Чередование заданий на уроках зависит от объема, характера текста и степени знакомства с ним.
     Для творческого подхода и продумывания логики выбора действий полезно вводить своеобразную дидактическую игру по карточкам. В игре используются проблемные ситуации. делается это так. Через 1-2 урока после введения соответствующего «порядка работы» детям раздаются карточки.
     В них предлагается деформированная последовательность действий по изучаемым видам заданий. Формулировка действий несколько изменена, чтобы главное внимание обращалось на смысл действий.
     Перед каждым пунктом надо обозначить цифрой последовательность выполнения названного действия и вычеркнуть ненужный, лишний для этого задания пункт или в карточке остав-лено место для вписывания первого и последнего действия.
Практической задачей этих сознательных упражнений является совершенствование результата действия. Для этого учащийся должен знать недостатки своей работы. Именно поэтому полезно постоянно анализировать работы, полученные в результате выполнения задания. Ученики должны получить необхо-димые критерии-требования к тем или иным результатам ра-боты по заданиям. Например, можно пояснить, что при кратком пересказе недостаточно сократить рассказ так, чтобы он был просто маленьким. Важно, чтобы вместе с сокращением он не утратил содержательность и логику, остался понятным, интересным и соответствовал плану.
     В процессе анализа плана обязательно отмечается логичность и стройность его, правильность и точность формулировок, отсутствие повторения, выбор главного в рассказе. Полез-но давать и образцы выполнения задания, демонстрировать лучшие работы. Постепенно у детей складывается представление о том, каких ошибок и как надо избегать. Это помогает им осуществлять самоконтроль.
     Можно систематически включать в анализ процесса работы детей, чтобы была ясна связь между ошибками в их работе и пропуском соответствующих действий, необходимых для качественного выполнения задания.
     Перед выполнением работы учитель может предложить ученикам спланировать предстоящую деятельность: «Расска-жите, как лучше работать над ответами на вопросы», «Скажите, как надо выполнять такое задание», «Давайте подумаем, как дома вы будете работать, чтобы подготовить подробный пересказ».
     Это дает учителю возможность руководить работой детей, следить за ее особенностями у каждого ученика и находить ошибки в выполнении того или иного задания как дома, так и в школе, т.е. делают процесс обучения управляемым. Подроб-ные правила, содержащие ряд последовательно отрабатываемых действий, могут быть составлены при формировании любого умения.
     В процессе формирования конкретных умений формируются и более общие умения – умения рациональной организации умственного труда, необходимо для активного участия в жизни.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_uchashchihsya_umeniy.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся умений

 самостоятельно работать с текстом и контролировать себя

Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя

     Одним из важнейших требований современного обучения является вооружение учащихся умениями самостоятельно работать, учиться, способами действия, воспитание у них самостоятельности как черты личности.

     Многие умения, которые предлагаются программой, являются общими и для художественных и для научно-познавательных произведений. Это умение ответить на вопросы, найти смысловые части текста, составить план, подробно и кратко пересказать текст. Указанные умения являются и речевыми, так как с их помощью ученик овладевает приемами связного, логического рассказывания. Другие умения, такие, как умение нарисовать словесную картину к тексту, составить рассказ о герое, найти слова, характеризующие то или иное событие, персонаж, рисующие художественное описание, являются специфическими для работы с художественными произведениями.

     Каждое из названных выше формируется на основе уже ранее приобретенного, более простого умения.

     Так, умение составить план включает в себя такие частные умения, как определение смысловых частей текста, основного содержания каждой из них, основных мыслей. Определение главной мысли, в свою очередь, связано с различением основного и второстепенного в тексте. Чтобы составить план, необходимо в заголовках четко и кратко отразить основное содержание отрывка и показать свое отношение к нему.

     Подробный и сжатый пересказы также содержат умения, требующие большой мыслительной работы, знание текста и его языковых особенностей. Готовясь, например, к сжатому пересказу, следует выбирать из текста только главное, существенное и передать это существенное обобщенно, своими словами. Нельзя пропускать те смысловые вехи, без которых последующий пересказ станет непонятным. Все это требует осуществления операций анализа, синтеза, обобщения.

     Умение составить план и кратко пересказать текст имеют много общего, но к краткому пересказу целесообразно переходить после того, как отработано первое умение.

     В практике школы учащиеся используют эти умения, но учитель не всегда показывает им способы действия, а если и показывает, то не доводит необходимые способы действия до самоанализа. Это приводит к тому, что в действительности ученики не самостоятельно выполняют предложенное задание, а с помощью учителя, им некогда проконтролировать свой ответ, к тому же у них нет определенных ориентиров правильного выполнения задания.

     Совместная работа ученика и учителя – это подготовительный этап к самостоятельной работе учащихся.

     В урок литературного чтения, наряду с работой над текстом, осуществляемой в процессе упражнений под руководством учителя, необходимо включать специальные обучающие задания для целенаправленного и сознательного формирования умений самостоятельно работать.

     Сначала обучающие задания займут относительно много времени на уроке, но в дальнейшем оно окупится за счет активной и рациональной работы детей, овладевших умениями в данном случае не путем проб и ошибок, а путем прямого, целенаправленного формирования умений.

     Этот путь возможен при использовании специально разработанных правил (указаний, пометок и др.), включающих определенные действия. Действия, названные в правилах, должны учитывать содержание той деятельности, которая необходима для самостоятельного выполнения задания по тексту. Правила состоят из достаточно простых конкретных действий, расположенных в определенной последовательности. В процессе овладения умениями происходит укрупнение и слияние действий.

     Детальные правила постепенно сменяются такими, в которых указываются более обобщенные действия.

     Работа с применением правил более эффективна, так как вырабатывает у детей умение подходить к выполнению любого задания осмысленно, отыскивать новые методы работы, быть постоянно внимательными к процессу своей деятельности, планировать и рационализировать ее.

     Многие творческие процессы можно раскрывать детям, чтобы не заставлять их работать интуитивно, терять время там, где имеется ключ успешному решению вопроса. В то же время необходимо избегать навязывания правил, предлагать их в безоговорочной и готовой форме. Правило, или порядок работы, более близко детям, если они составляют его сначала вместе с учителем.

     Известно, что и в 1 классе учащиеся могут самостоятельно выполнять простейшие задания, например, выборочно читать. Однако учителю постоянно приходится диктовать учащемуся способы работы: «Прочитай эту часть рассказа», «Отметь начало и конец предложения, которое нужно выделить для ответа на вопрос», и т.д. При этом учитель и весь класс участвуют в работе и во время ответа направляют и дополняют его ответ.

     Другое дело, если учитель, рассматривая с учениками последовательность работы над текстом, обращает их внимание на вопросы к тексту и предлагает им предварительно ознакомится с ними (если первичное ознакомление с текстом уже проведено). Такой подход делает последующее чтение текста более целенаправленными, так как отмечаются места, в которых можно найти тот или иной ответ.

     Прослеживая подробно порядок работы, учащиеся с помощью учителя составляют правило действия. Например, правило для выработки умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту может иметь такой вид.

     Задание: ответить на вопросы.

  1. Прочитай вопросы.
  2. Прочитай рассказ.
  3. Найти в тексте ответ на каждый вопрос.
  4. Проверить себя: закрыть книгу и ответить для себя на все вопросы.

Первичное чтение и анализ текста проводятся вместе с учителем до самостоятельной работы. Систематическое использование указанного правила приводит к формированию у детей прочного и осознанного умения отвечать на вопрос.  Это наиболее простое умение, и в то же время именно с него начинается анализ содержания текста. Затем можно перейти к следующему правилу, вырабатывающему умение составлять план текста.

     Для обучения детей этому умению целесообразно предложить им такое правило.

     Задание: составит план рассказа.

  1. Перечитать весь рассказ.
  2. Разделить рассказ на части, отметив начало и конец каждой части точкой или галочкой.
  3. Перечитать первую часть, выделяя в ней главное (отметить важные места в тексте или выписать их в тетрадь).
  4. Озаглавить эту часть.
  5. Эту же работу выполнить при чтении следующих частей.
  6. Проверить себя: прочитать план, просмотреть рассказ, убедиться в том, отражает ли план главное.

     Для обучения умению пересказывать (полно, кратко) можно использовать примерно такие правила.

     Задание: подготовить подробный пересказ небольшого рассказа.

  1. Перечитай рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
  2. Наметить его основные смысловые части (картины).
  3. Подобрать заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
  4. Пересказать весь рассказ по плану при закрытой книге.
  5. Проверить себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

     Задание: составить сжатый пересказ по плану.

  1. Перечитать текст.
  2. Составить план (определить части, выделить в них главные предложения, озаглавить их).
  3. Рассказать о главном, о котором говорится в каждой части.
  4. Пересказать рассказ сжато, используя план; отразить самое главное в каждой части.
  5. Проверить, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главное.

     Сравнить подробный и сжатый пересказы (если они ранее были составлены).

     Каждое новое задание и порядок его выполнения целесообразно вводить через несколько уроков. В этом случае умения будут формироваться ступенчато: если первое умение уже почти сформировано, то последнее только еще вводится. отработка же их проходит параллельно, взаимосвязано, чтобы ни одно из них не было утрачено. Чередование заданий на уроках зависит от объема, характера текста и степени знакомства с ним.

     Для творческого подхода и продумывания логики выбора действий полезно вводить своеобразную дидактическую игру по карточкам. В игре используются проблемные ситуации. делается это так. Через 1-2 урока после введения соответствующего «порядка работы» детям раздаются карточки.

     В них предлагается деформированная последовательность действий по изучаемым видам заданий. Формулировка действий несколько изменена, чтобы главное внимание обращалось на смысл действий.

     Перед каждым пунктом надо обозначить цифрой последовательность выполнения названного действия и вычеркнуть ненужный, лишний для этого задания пункт или в карточке оставлено место для вписывания первого и последнего действия.

Практической задачей этих сознательных упражнений является совершенствование результата действия. Для этого учащийся должен знать недостатки своей работы. Именно поэтому полезно постоянно анализировать работы, полученные в результате выполнения задания. Ученики должны получить необходимые критерии-требования к тем или иным результатам работы по заданиям. Например, можно пояснить, что при кратком пересказе недостаточно сократить рассказ так, чтобы он был просто маленьким. Важно, чтобы вместе с сокращением он не утратил содержательность и логику, остался понятным, интересным и соответствовал плану.

     В процессе анализа плана обязательно отмечается логичность и стройность его, правильность и точность формулировок, отсутствие повторения, выбор главного в рассказе. Полезно давать и образцы выполнения задания, демонстрировать лучшие работы. Постепенно у детей складывается представление о том, каких ошибок и как надо избегать. Это помогает им осуществлять самоконтроль.

     Можно систематически включать в анализ процесса работы детей, чтобы была ясна связь между ошибками в их работе и пропуском соответствующих действий, необходимых для качественного выполнения задания.

     Перед выполнением работы учитель может предложить ученикам спланировать предстоящую деятельность: «Расскажите, как лучше работать над ответами на вопросы», «Скажите, как надо выполнять такое задание», «Давайте подумаем, как дома вы будете работать, чтобы подготовить подробный пересказ».

     Это дает учителю возможность руководить работой детей, следить за ее особенностями у каждого ученика и находить ошибки в выполнении того или иного задания как дома, так и в школе, т.е. делают процесс обучения управляемым. Подробные правила, содержащие ряд последовательно отрабатываемых действий, могут быть составлены при формировании любого умения.

     В процессе формирования конкретных умений формируются и более общие умения – умения рациональной организации умственного труда, необходимо для активного участия в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

«Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться....

Способы формирования у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность

Моя деятельность заключается в том, что всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, ...

Формирование у учащихся умений понимания текста путём использования диалоговой формы обучения.Мастер-класс

             Знакомство участников мастер – класса с опытом использования диалоговой формы обучения при решении текстовых задач....

Метапредметный подход к формировании у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет.

Презентация "Метапредметный подход к формировании у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет."""...

Метапредметный подход к формированию у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет

Метапредметный подход к формированию у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет...