Метапредметный подход к формированию у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет
методическая разработка

Алиева Эльмира Наримановна

Метапредметный подход к формированию у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podhod.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД  1  Расскажем ребенку о свойствай мандарина- он сочный, шершавый, ароматный.  

СЛАЙД   2

Или дадим ему его потрогать, пощупать, понюхать, попробовать

СЛАЙД 3       Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду!

Покажи мне, и я запомню!

Дай мне попробовать, и я научусь!»

СЛАЙД  4    

Метапредметный подход

 СЛАЙД   5

 Тема « Метапредметный подход к формированию у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными произведениями, с данными в сети интернет.»

 СЛАЙД  6

Метапредметный подход

предполагает,  что ученик не только овладевает системой  знаний,  но осваивает универсальные  способы действий и с их   помощью сможет сам добывать  информацию о мире.

СЛАЙД  7

Выдающийся психолог  В. В. Давыдов сказал:

 « Школа должна в первую очередь учить детей мыслить

причем, всех детей, без всякого исключения,

несмотря на разное имущественное и социальное положение семей,

а также наследственных задатков детей.»

Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.

Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи,  работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе.  

Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

СЛАЙД 8

Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций :

- вовлечение обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

    - разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений

   - при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал

СЛАЙД 9

Цель нашей педагогической деятельности  - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром.

Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:

1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

2.  Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

3.  Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках?

СЛАЙД 10       УЧЕБНИКИ

Современные учебные комплекты полностью соответствует реализации ФГОС. Предметные линии обеспечены учебниками, где УУД  начинают формироваться с первых уроков. Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

        Материал учебников представлен по разделам. Каждый раздел начинается со специальной страницы, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.

        Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже имеющихся знаний.  При такой системе построения материала учебника постепенно формируются  умения  сначала  понимать    и принимать  познавательную  цель,  а  затем  и  самостоятельно  формулировать  

 учебную    задачу,  выстраивать план действия для её последующего решения.

         Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.

СЛАЙД 11   КНИГИ

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности  ученика

Не секрет, что дети забыли про книги. В мире цифровых технологий и у взрослых не всегда находится время на чтение художественной литературы. В ходе социологического опроса, проведенного гимназистами 6 класса, было выявлено:

 

73% родителей вообще не читают художественную литературу либо читают в определенный период (например, в отпуске), хотя на наличие библиотеки указали 60% учеников.  Ситуацию со  взрослыми легко решают аудиокниги, которые можно послушать в машине, автобусе, по дороге, чтобы каждую минутку тратить с пользой.     Для школьников следует рассмотреть другую позицию.

 Когда ребенок читает, он попадает в вымышленный мир литературы, истории, географии, но у книги есть хороший конкурент — компьютерная игра, где вымышленный мир более яркий, заманчивый со множествами эффектов. Вот в чем причина предпочтения компьютеру, а не книге…  Играя, ребенок видит, слышит героев, события, ему не надо домысливать, думать, а, читая книгу, он САМ представляет мир, что развивает воображение, мышление. Ребенок должен, соприкоснуться с энергетикой книги! У читающих детей отлично развита речь. А речь, как вы знаете, тесно связана с мышлением. Поэтому все таки — читать детям ОБЯЗАТЕЛЬНО!

  СЛАЙД 12  ПЯТИМИНУТКА ЧТЕНИЯ

   СЛАЙД 13   1 КЛАСС

СЛАЙД14    2 КЛАСС

 СЛАЙД 15    3 КЛАСС

СЛАЙД 16    ЧТЕНИЕ ЛЕТОМ: УДОВОЛЬСТВИЕ И РАДОСТЬ

СЛАЙД 17   ПРОЕКТЫ

 Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. Задания учебника и особенно рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. У детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

   

 Проектная деятельность – одно из средств развития активной жизненной позиции учащегося. Основной эффект метода проекта заключён в становлении и развитии способностей ребёнка самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни. Ведь самые ценные и прочные знания добиваются в ходе собственных творческих поисков. Это важно и актуально в наше время, потому что в основе проектной деятельности лежит, прежде всего, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно «конструировать» свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

СЛАЙД 18          СОЗДАНИЕ БУКЛЕТОВ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ; КНИЖКИ МАЛЫШКИ

СЛАЙД  19            ПРОЕКТ- НОВЫЙ СТИЛЬ БУКВ  

 СЛАЙД  20          ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА

СЛАЙД    21          СИНКВЕЙН      

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться и в России...

СЛАЙД 22   Синквейн- это стихотворение нерифмованное из 5 строк……..

СЛАЙД 23  ДЕД МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ

 СЛАЙД  24     МУЛЬТИМЕДИА – ЭТО СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

СЛАЙД  24   УЧИ. РУ- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ПЛАТФОРМА  

СЛАЙД 25  ВЫВОД

По утверждению американского писателя П. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Решение проблемы творческого развития дает возможность ребенку почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах.

Мир ребенка способен развиваться. Каждый ребенок может подняться на ступеньки . И наша цель, как учителя, создать условия для творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...

Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя

Формирование у учащихся уменийсамостоятельно работать с текстом и контролировать себя  Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя...

Способы формирования у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность

Моя деятельность заключается в том, что всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, ...

Памятка «Работа с литературными источниками»

Памятка «Работа с литературными источниками»...

Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....

Метапредметный подход к формировании у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет.

Презентация "Метапредметный подход к формировании у учащихся компетенции самостоятельной работы с литературными источниками и данными в сети интернет."""...

Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".

В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы...