Игры на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Игры на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah_russkogo_yazyka.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на уроках русского языка

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь ввиду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направлению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Основные виды игр, которые используются в начальной школе на уроках русского языка, определены в методической литературе. Это загадки, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды.

Шарада - это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар+ус, фа+соль). Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово.

Первое слово над чайником тает,

Второе – у папы растет над губой.

А целое – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой. (Парус)

Первое – нота,

Второе – то же.

А в целом –

На горох похоже. (Фасоль)

Начало – нота,

Потом – оленя украшенье.

А вместе – место

Оживленного движенья. (Дорога)

Предлог стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (Задача)

Анаграмма – это игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово (кот-ток, соль-лось).

Под тенью у меня

Вы летом отдыхаете,

Но коль согласные

Местами поменяете,

Превращусь в один момент

Я в столярный инструмент. (липа-пила)

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во сне увидишь что угодно. (нос-сон)

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу колесу.

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.  (насос - сосна)

Как зонт, могу прикрывать я многих

И в летний зной,и в непогоду.

Но поменяй местами слоги –

Я превращусь в период года. (навес-сосна)

В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля-капля, карта-парта, сорт-борт-торт).

С Г- ее на винт накрутят,

С Л – конечно, лает,

С М – одежда,но не греет,

С З – от волка убегает.

(гайка – лайка – майка - зайка)

С буквой Г – я по небу лечу,

С буквой В –детишек лечу. (грач-врач)

С Г – я выше облаков,

С Н – прячу я в себе зверьков. (гора-нора)

С глухим шипящим – кругл, как мяч,

Со звонким – как огонь, горячий. (Шар - жар)

С Л – я слезы вытираю,

С Ж – я по лесу летаю. (лук - жук)

С Ы – мы мчим вас что есть мочи,

С У – мы ноги вам промочим. (лыжи-лужи)

Логогрифы – в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран - экран).

Его откроешь – и вода

Из него польется.

Добавишь Э – тогда

В кинотеатре найдется. (кран-экран)

На голове барана и быка

Ты можешь их найти.

А ноту лишь добавишь –

По ней сумеем мы пройти. (рога-дорога)

С буквой Р-подземный житель,

Без нее – мышей любитель (крот-кот)

Мы взрослых и детей

В часы досуга развлекаем.

Но если нам прибавить Т,

Мы всех ужасно напугаем. (игры-тигры)

Омограф  - загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращусь в конфету. (Ирис- ирИс)

Ставь на первом ударенье –

Будет зданье, без сомненья,

А поставь ты на втором –

Сохранит оно твой дом. (зАмок- замОк)

Омоним –загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.

Я журчу, журчу, журчу,

Глядь – и я в замке торчу. (ключ)

Первые все мы в игре набираем,

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам все улучшают,

Летом от солнца глаза защищают. (очки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

Презентация "Игра на уроках русского языка"

Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

игры на уроках русского языка

Учителям начальнах классов...

"Карусель" Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.

"Мы играем не потому, что бываем детьми,но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть." К.Гросс. Я считаю, что  игра всегда была и будет одним из самым эффективных приёмов обу...