"Корень. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Морозова Людмила Людвиковна

Конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_odnokorennye_slova.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Оргмомент

- Добрый день, ребята!

- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Давайте повернемся и поздороваемся.

- Сегодня у нас в гостях – учителя из другой школы.

 - А еще к нам  на урок заглянул необычный гость.

- Кто он? Попробуем угадать.

Летит без крыльев и поет

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

- Молодцы!

2. Минутка чистописания

А) Пальчиковая гимнастика

- Давайте, покажем как двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию

Ветер по лесу гулял (волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной

Вот с березки – золотой. (загибаем пальчики на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на осинку. (укладываем руки на парту)

- Отлично, размялись.

Б) Чистописание на листочке

- Подготовьте наши листочки для читсописания.

 - Как вы думаете, написание какой буквы будем повторять? (Вв)

- Вспомним написание. Все внимание на экран.

- А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите.

Вв  //  Вв  //

-Давайте пригласим  ветер заглянуть  в  наши   листочки и, посмотреть, как красиво ребята пишут буквы.

- На следующей строке запишите слова :

ветер ветряная безветренный

- Придумайте  предложение с любым из слов. (Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.

 Ветер по морю гуляет.

- Молодцы.

В) Запись даты в тетрадь

- Отложили листочки. Запишем число и классная работа.

Я тетрадь свою открою

И, как надо, положу.

И от вас сейчас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Итак, записываем

Двадцать второе октября.

Классная работа.

- Проверьте написание опасных мест. Отметьте орфограммы.

3. Словарная работа.

- А теперь ветер отправляется в свое путешествие, а мы вместе с ним.

 - Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь с большой буквы через запятую. Загадки на экране.

Карандаш, орех, черный, пшеница, ученик, пальто.

- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)

- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:

1 слово – 1 буква,

2 слово – 1 буква

3-ье слово  - 3 буква

4 слово – 3 буква

5 слово – 4 буква

6 слово – 4 буква.

- Какое слово получилось? КОРЕНЬ

- Послушайте сказку о встрече двух корней.

Встретились однажды корень куста и корень слова. 
        - Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
        - А я тоже корень, - отвечает другой.
        - Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?
        - А я живу в словах, - ответил второй. 
        - Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый корень. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет?
        - Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. 
        Услышали их разговор люди и говорят:
        - Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, от которой все они произошли.

- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)

4. Работа по теме урока.

- Вспомните слова, которые записали в минутке чистописания.

- Прочитайте эти слова.(ветер ветряная безветренная)

- Что общего в этих словах? (общая часть)

- Как называется это часть? (корень)

- Как называются такие слова? (однокоренные)

- Давайте проверим наши ответы. Все внимание на экран.

5. Физминутка

- Ветерок очень хочет поиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы приседаете.

 Лес-лесной, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка, хлеб-батон.

-Ветерку очень понравилось.

6.  Продолжение работы

- Ветерок продолжает свой путь. Он решил заглянуть на лесную полянку и поиграть со зверями, но перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.

 На лесной полянке

Летом, спозаранку

Собрался лесной народ –

Все водили хоровод.

Перепуталась родня,

Не поймут, где, чья семья.

Долго велся разговор,

Разгорелся даже спор!

Тут сова на ветку села,

Всем молчать она велела

И сказала: «Я, друзья,

Расскажу, где, чья семья.

Еж, ежонок и ежиха,

Слон, слоненок и слониха,

Лис, лисенок и лисица,

Гусь гусенок, гусеница»

Молодец, сова, умна,

Но ошиблась и она.

Догадайтесь же, друзья,

Чья не встретилась семья?

- Вспомним семьи зверей и запишем. Выделим корень.

-Какую семью мы не записали?

-Почему? Ведь у них есть общая часть?

- Значит мало однокоренным словам иметь общую часть?

- Что еще должно быть общее? (Значение)

- Давайте запишем правильную семью гусей и выделим корень. (Гусь, гусенок, гусыня)

- Запишем еще 2 семьи и выделим корень. Семья тигра (тигр, тигренок, тигрица). Семья  оленя (олень, оленено, олениха)

- Итак,  какие два признака мы выделили для однокоренных слов? (общая часть и зачение).

- Наш ветерок продолжает свой путь и  отправляется дальше.

На доске записаны слова и часть  доски разбита на три колонки сущ прил глагол

- Перед вами слова.

- Сформулируйте задание. (Найти однокоренные слова).

- Давайте найдем первую семью слов. (Соль, солить, соленый)

-А теперь распределите слова по столбикам (по частям речи).

- Так будем работать с каждой семьей слов у доски и в тетрадке.

- Молодцы.

7. Рефлексия

- В самом начале урока я вспомнила строки из сказки А.С. Пушкина. Кто запомнил? (Ветер по морю гулял и кораблик подгонял.)

-Вот и сейчас ветер пригнал для вас кораблик.

- Найдите однокоренные слова и каждую пару раскрасьте своим цветом.

8. Домашнее задание

Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание.

9. Итог

- На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим.

Что понравилось…

Было интересно…

- Ребята, я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали.

Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс

Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

Корень. Однокоренные слова.

Данный урок рекомендуется для учащихся 2 класса. На нем дается понятие однокоренные слова и их общая часть корень. Также дети знакомятся с понятием "чередование согласных"...

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"

Предмет:  Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...