Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Зорина Алина Витальевна

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.

Задачи:

Образовательная – познакомить с приставкой как частью слова; научить находить в слове приставку, образовывать новые слова;

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять; внимания, памяти, мышления;

Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.

Формирование УУД:

Предметные – научиться находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок;

Метапредметные1) познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;

2) регулятивные: формулировать тему урока, цель; сравнивать свою работу с образцом; анализировать, делать выводы; оценивать уровень овладения тем или иным действием.

      Коммуникативные – работать в паре, сотрудничать с учителем и учащимися.

Оборудование и материалы:

- учебник: Н.А.Чуракова «Русский язык. 2 класс» - в трех частях, часть 3;

- раздаточный материал: карточки для работы в парах; карточки для дифференцированной работы;

Методы: проблемный, объяснительно – иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический.

Технологии: игровая, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): кластер, рефлексия.

Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка. 2 класс22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Как делаются слова» во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.

Задачи:

Образовательная – познакомить с приставкой как частью слова; научить находить в слове приставку, образовывать новые слова;

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять; внимания, памяти, мышления;

Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.

Формирование УУД:

Предметные – научиться находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок;

Метапредметные – 1) познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;

2) регулятивные: формулировать тему урока, цель; сравнивать свою работу с образцом; анализировать, делать выводы; оценивать уровень овладения тем или иным действием.

      Коммуникативные – работать в паре, сотрудничать с учителем и учащимися.

Оборудование и материалы:

- учебник: Н.А.Чуракова «Русский язык. 2 класс» - в трех частях, часть 3;

- раздаточный материал: карточки для работы в парах; карточки для дифференцированной работы;

Методы: проблемный, объяснительно – иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический.

Технологии: игровая, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): кластер, рефлексия.

Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнем урок тогда.

Какое у вас настроение? Желаю, чтобы оно таким и оставалось до конца урока. Начнем.

  1. Чистописание.

То я в клетку, то в линейку

Написать по мне сумей-ка

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … (тетрадь)

Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока и вид работы, подчеркните орфограммы.  

Вспомним как пишутся строчные буквы. Запишите в тетрадях следующие соединения: сс   со   са

  1. Актуализация опорных знаний.

Послушайте стихотворение. Подумайте, есть ли в нем родственные слова.

КАК  РАСТУТ  СЛОВА

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

 Гулять в саду словесном.  

                                    Е. Измайлов

Какие родственные слова вы услышали в стихотворении? Назовите.

(сад, садик, рассада, садовник, посадки) Что вы можете сказать об этих словах? (это родственные слова) Почему? (потому, что у них одинаковый корень). Молодцы. Запишем эти слова и выделим в них корень.

Какие еще известные вам части слова вы можете выделить в этих словах? (суффикс, окончание, основу) Выделите, пожалуйста.

Проверим. Все ли справились с заданием? (нет)

Как вы считаете, почему не смогли ? (потому, что мы не знаем как выделять часть слова перед корнем)

Значит нам предстоит это выяснить. Выскажите свои предположения по теме урока. (части слова).

  1. Постановка учебной задачи.

Какие возникли у вас вопросы при выполнении задания? (как называется часть слова, которая стоит перед корнем, для чего она нужна в словах, как обозначается).

Сформулируйте цель нашей работы на уроке сегодня.

(познакомиться с новой частью слова, научиться ее обозначать)

  1. Поиск решения учебной задачи.

А где мы сможем получить такую информацию? (в учебнике) Правильно. Откройте учебник (У3, с.60), найдите плакат летучей мыши. Прочитайте внимательно.

Как же называется эта часть слова? (приставка) Выделите приставки в наших словах.

Какие вопросы можно задать по новой теме? (Что такое приставка? Где она находится? Для чего она служит? Как обозначается?)

Молодцы. А теперь приступаем к практическим заданиям.

  1. Первичное закрепление.
  1. Сколько в списке слов, родственных слову бежать? 6 Можете выделить корень у этих слов? Назовите. А теперь назовите приставки при помощи которых образовались новые слова. –за, - до , - про, -у, -вы. Мы еще узнаем много других приставок. А сейчас давайте составим помогайку «Что такое приставка?»

Приставка – это __________ слова,

которая стоит ____________корнем.

С помощью приставки _____________________ новые слова.

  1. Физкультминутка

Вы, наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и все настало время

С за – зарядку завершать.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Я предлагаю вам работу в парах. Запишите одним словом ответ на вопрос. Выделите приставки.

На карточках:

Начал говорить - ________________________

Начал бежать - _________________________

Начал цвести - ____________________________

Закончил читать - __________________________

Закончил расти - ___________________________

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Фронтальная работа. У вас на столах есть карточки со звездочками. Прочитайте задание, выполните его самостоятельно. Кому трудно поднимите руку, но сначала попытайтесь выполнить сами.

Вставь приставки.  Запиши новые слова, выдели в них приставки.

…лить

…лить

…лить

…лить

…лить

Вставь подходящую по смыслу приставку, запиши словосочетания.

…лить чай в чашку,

…лить цветы,

…лить воду из ведра,

…лить сок из банки в кувшин.

Впиши в слова подходящие по смыслу приставки. Запиши текст. Выдели приставки.

___шла зима. Леса и поля ____крылись пушистым снегом. Трудно птицам в лесу.____летели они к людям. ____кормите птиц!

Проверка вслух.

  1. Итог урока.

Пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящен ответу на вопрос… (что такое приставка?)

На доске слова, которые помогут нам сделать вывод.

Прием «Кластер»

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значения

Имеет значение                   ПРИСТАВКА

Так что же такое приставка? Ответы детей.

  1. Рефлексия.

Урок полезен, все понятно.

А кому чуть-чуть не ясно?

Кому придется потрудиться?

Да, трудно все-таки учиться!

Оцените свою работу на уроке. Лесенка успеха.

                    Я могу…

           Мне еще трудно…

  Мне не понятно…

  1. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание. Дифференцированные карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....