Учебно - методический комплект по русскому языку на тему "Изложение. Олени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc66 КБ
Файл razvivite_rechi.pptx163.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Конспект урока по развитию речи

Тема:  «Изложение. Олени».

Цели деятельности учителя: формирование навыка письменной речи.

Планируемые результаты:

предметные:

  • развивать умение писать изложение по коллективно составленному плану;

  • развивать умение раскрывать тему и основную мысль текста; развивать орфографической зоркости;

  •  обогащение словарного запаса учащихся.

личностные:

  • воспитание любви к природе.

Оборудование: презентация, рабочие тетради, сборник текстов для изложений 2 – 4 классы. Голубь В. Т. с. 127 – 128.

Тип урока: комбинированный.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

≈ 1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок развития речи. Можете присаживаться!

Приветствовать учителя

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

2

Мотивационный

Словесный: ответы на вопросы, слово учителя

≈ 2

Итак, в жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь.

Сегодня мы будем учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем изложение.

Ребята, а знаете ли вы, что такое изложение? (устный или письменный пересказ текста)

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

П.: строят речевое высказывание.

3

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Беседа

Словесный: ответы на вопросы

Практический: анализ текста  

Практический: чтение и озаглавливание теста

Практический: устное грам.упражнение

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение письменного задания

Итог урока. Рефлексия.

≈ 7

≈ 10

≈ 5

Ребята, а как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (Написание изложения)

Верно, сегодня нашей целью  с вами будет написание изложения. Это изложение будет про оленей.

Ребята, а вы знаете, что едят олени? (ягоды, грибы, мох, соль) Олени едят еще и соль. А знаете ли вы, почему они ее едят? (Соль – это необходимый строительный материал для каждой клетки, поэтому ни один организм не может обходиться совсем без соли. Многие животные не могут выдержать бессолевой диеты, как, например, травоядные, которые постоянно ощущают нехватку соли и ищут ее повсюду. 

Послушайте текст внимательно. После прочтения я задам вам несколько вопросов.

   Из кустов осторожно вышел олень. Никита протянул оленю руку. На ладони мальчика лежала соль. Рогач оглядел нас. За оленем вышла стройня олениха. Тут выбежал и оленёнок. Он лизнул ладонь Никиты. Папаша с мамашей заволновались. Но соль манила. Вскоре семейство облизывало ладонь Никиты.

  Я оглядел местность. Шумно с ёлки на ёлку перелетела птица. По узкой тропинке ползли муравьи. Вдруг из кустов появился ещё один олень с короткими рожками. Я долго кормил его солью.

Первичный анализ текста.

О ком  говорится  в тексте? (Об оленях)

Что предложил оленю Никита? (Соль)

Как вы понимаете выражение, соль манила? (Подберите синонимы. Притягивала, привлекала) Почему?

Почему автор называет оленя рогач? (Потому что олень имеет крупные рога)

Почему заволновались олени? (Потому что они заволновались за своего оленёнка)

Что происходило вокруг? (Вокруг летали птицы, ползли муравьи)

Кого еще кормил автор? (Автор кормил еще одного оленя с короткими рожками)

Как можем озаглавить текст? («Олени», «Семья оленей) Почему именно так озаглавим текст?

Какой характер имеет данный текст: повествование, рассуждение или описание? (Повествование) Докажите?

На доске вы видите слова, я их выписала из текста. Давайте прочитаем каждое слово, назовем все орфограммы, трудные места для написания и найдем проверочное слово.

  • Осторо́жно, рога́ч, семе́йство.
    Мани́ла, огляде́л, заволнова́лись. (Подберите синонимы к словам. Манила (привлекала, притягивала), оглядел (осмотрел), заволновались (забеспокоились, запереживали).

Сейчас я вам еще раз прочитаю текст, чтобы  вы лучше запомнили его. Послушайте, внимательно, пробуя разделить на части текст.

Как вы считаете, на сколько частей можно разделить данный текст? (на четыре части)

Итак, составим план.

Я буду читать вам изложение, а вы, посчитав, то, что можно выделить первую часть из текста хлопните в ладоши. По такому же принципу мы будем работать и с остальными частями. (Из кустов осторожно вышел олень. Никита протянул оленю руку. На ладони мальчика лежала соль.)

О чем говорится в этой части? Как вы думаете, почему олень вышел к автору? (Олень вышел к автору, потому что у него была соль. Это их любимое лакомство) 

Как  мы можем озаглавить эту часть? (Соль на ладони)

Я прочитаю вам вторую часть. (Рогач оглядел нас. За оленем вышла стройня олениха. Тут выбежал и оленёнок. Он лизнул ладонь Никиты. Папаша с мамашей заволновались. Но соль манила. Вскоре семейство облизывало ладонь Никиты.)

Главная мысль этой части?

Как можно озаглавить эту часть? (Оленье семейство.)

Прочитаю вам  третью часть. (Я оглядел местность. Шумно с ёлки на ёлку перелетела птица. По узкой тропинке ползли муравьи.)

О чем говорится в этой части?

Как озаглавим третью часть? (Лесная местность)

Прочитаю вам четвёртую часть. (Вдруг из кустов появился ещё один олень с короткими рожками. Я долго кормил его солью.) О чём говорится в этой части?

Как мы можем озаглавить четвертую часть? (Ещё один олень)

Ребята, что у нас получилось? (План)

Давайте вспомним, как правильно пишется изложение.

1) Сидеть нужно правильно, положив тетрадь наискосок.

2) Записать дату (посередине).  

3) Заголовок текста пишем под датой (посередине).

4) Каждую часть текста записываем с красной строки.

5) После точки, новое предложение начинается с большой буквы.

Ребята, теперь приступайте к написанию изложения.

Прочитайте свою работу. Получился ли у вас текст? Всё ли в нём вам понятно? 

Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

  • Чем мы занимались на уроке? (Писали изложение)
  • О чем говорится в изложении? (Об оленях)
  • Сколько всего частей имеет изложение? (4 части)
  • В чем испытывали затруднения?

 Молодцы, ребята. Надеюсь,  вы все справились с заданием и написали изложение хорошо. Спасибо за урок!

Слушать текст, отвечать на вопросы учителя

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Работать со словами. Выполнять задание

Строить грамматическое рассуждение

Пересказывать текст

Воспроизводить текст в соответствии с заданием

Контролировать правильность записи.

Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

К: формулируют ответы и выводы.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П.: строить сообщения в устной и письменной форме.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

О ком говорится в тексте? (Об оленях) Что предложил оленю Никита? (Соль) Как вы понимаете выражение соль манила? (Притягивала, привлекала) Почему автор называет оленя рогач? (Олень имеет крупные рога) Почему заволновались олени? (Заволновались за оленёнка) Что происходило вокруг? (Вокруг летали птицы, ползали муравьи) Кого еще кормил автор? (Автор кормил оленя с маленькими рожками)

Слайд 3

О ст о р о́ жн о Р о га́ ч С е ме́йств о

Слайд 4

Мани́ла Огляде́л З аволнова́лись (привлекала, притягивала) (осмотрел) (забеспокоились, запереживали )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...