Учебно - методический комплект по русскому языку на тему "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc92.5 КБ
Файл imya_sushchestvitelnoe.pptx723.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Имя существительное»

Цели деятельности учителя: ввести понятие «имя существительное»; показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными; определить тематические группы, в которые могут входить имена существительные; обогатить речь детей словами – названиями предметов.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся распознавать имена существительные;
  • различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, имена собственные и имена нарицательные;
  • употреблять при записи имен собственных заглавную букву;
  • определять число имен существительных.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • Русский язык: 2 класс: Климанова Н.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2013 год; проектор; компьютер;  презентация; доска; тетрадь.


Этап урока

Метод и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

≈ 3

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Мотивационный

Практич.: словарно – орфографическая работа

Практич.: замена словосочетания на одно слово

≈ 5

≈ 2

Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа. Посмотрите на рисунки фруктов, запишите их названия. (абрикос, апельсин, мандарин, яблоко.) 

Это новые слова для нас, поэтому нам нужно провести словарную работу. Посмотрите, как они пишутся. Поставьте ударение. Выделите непроверяемую безударную гласную в корне слова.

К какой части речи относятся записанные слова? (слова – предметы.)

Что обозначают все эти слова? (предметы.)

Что общего у этих рисунков? В какую тематическую группу они входят? (фрукты.)

Молодцы, ребята!

А мы идем с вами дальше. Сейчас один желающий выйдет к доске и будет работать самостоятельно, а остальные будут работать у себя в тетрадях. Задание будет следующим. Вам нужно заменить словосочетание одним словом так, чтобы в нем были буквосочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Первое словосочетание мы разберем вместе, например: запишите в тетрадь название птицы, чтобы в нём были буквосочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Название какой птицы мы с вами запишем? (Чайка.) Подчеркните орфограмму. Далее мы будем работать с вами по такому же принципу.

  •  Непроходимый лес. (Чаща.)
  •  Предмет посуды. (Чайник или чашка.)
  •  Волшебное явление. (Чудо.)
  •  Головка капусты из плотно прилегающих друг к другу листьев. (Кочан.)
  •  Трава с кислым вкусом (Щавель.)
  •  Речной хищник (Щука.)

Ребята, давайте проверим, что у нас получилось.

У кого получилось по – другому?

Выполнять словарно – орфографическую работу.

Отвечать на вопросы, повторять ранее изученный материал.

Заменить словосочетание на одно слово.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и её решение.

Практич.: чтение и нахождение необходимых слов.

Слов.: ответы на вопросы, определение темы урока.

≈ 7

Прочитайте слова, записанные на доске. Найдите среди них слова, отвечающие на вопросы кто? что?  Докажите правильность выбора, используя выводы из прошлого урока. (Завод, заводить, заводской, ученик, учить, ученый (кот), юг, южный, встреча, встречать, встречный.) 

(Учитель стирает лишние слова.)

Что обозначают оставшиеся слова? (предмет.)

Какие общие свойства они имеют? (отвечают на вопросы кто? что?.)

Определите тему урока. (слова – предметы.)

Попробуем сформулировать цель урока. (Познакомиться со словами  - предметами и узнать, как их называют в русском языке.)

Верно. Сегодня мы поговорим о словах – предметах и о том, какое общее название они имеют, а также познакомимся со словами – предметами, и узнаем, как их называют в русском языке.

Читать и находить необходимые слова. Аргументировать свой выбор.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять тему урока, цель.

П:; дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

4.

Решение частных задач

Практич.: работа по теме урока.

Словес.: чтение, ответы на вопросы, слово учителя.

Практич.: запись ответов на вопросы.

Словес.: формулировка цели урока.

Практич.: работа с правилом.

Физминутка

Практич.: чтение задания.

Практич.: выполнение задания.

Практич.: словарная работа.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: закрепление правила.

Практич.: чтение задания, чтение стихотворения.

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: запись имен существительных в терадь.

≈ 25

Изучение нового материала.

Упражнение 99.

Ребята, откройте учебник на странице 76. Прочитайте задание под номером 99 про себя.

Что нужно сделать? (Прочитать текст.)

Кто хочет прочитать текст?  

А теперь прочтем задание после текста.

Что нужно сделать? (Записать слова, которые служат ответами на вопросы.)

Прочитаем эти вопросы и ответим на них.

Кто поехал на дачу? (Алеша, папа.)

Что росло в саду? (Яблони, груши.)

Теперь запишите ответы на вопросы у себя в тетрадях. Кто поехал на дачу, будем записывать в первый столбик, а что росло в саду, во второй.

Ребята, что объединяет эти слова? (Они обозначают слова – предметы.)

Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах. Как вы думаете почему? (Будем изучать подробнее слова обозначающие предмет.)

Ребята, а какие слова называются именами существительными?  

Попробуйте сами сформулировать правило о том, что такое имя существительное по плану, который вы видите на экране.

Прочитаем сообщение от профессора Самоварова на странице 76.

Давайте сравним наше правило и правило в учебнике. Что дополняет?

Из скольких частей состоит это правило? (Из трех.)

Прочитайте первую часть правила (В русском языке слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? что? называют именами существительными.)

Какие слова называют именами существительными? (Которые обозначают предмет.)

На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?.)

Хорошо, ребята!

Прочитайте вторую часть правила. (Существительные, которые отвечают на вопросы Кто? и обозначают людей и животных, называют одушевленными.)

Какие имена существительные называют одушевленными? Приведите примеры. (Которые отвечают на вопрос Кто?, обозначают людей и животных.)

Верно.

Прочитайте третью часть правила. (Существительные, которые отвечают на вопрос Что? и обозначают не живые предметы, называют неодушевленными.)

Какие имена существительные называют неодушевленными? Приведите примеры. (Которые отвечают на вопрос Что?, обозначают не живые предметы.)

Кто может рассказать все правило? (2 – 3 чел.)

Кто дополнит правило?

Вы, наверное, устали? А теперь все дружно встали! Проведем физминутку. Молодцы, можете садиться.

Первичное закрепление.

Упражнение.

Ребята, найдите номер 100. Прочитайте задание про себя.

Кто может прочитать задание слух? (Выпишите неодушевленные имена существительные. На какой вопрос они отвечают?.)

На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? (Что?.)

Один ученик выходит к доске.

Прочитаем все стихотворение.

Прочитаем по строчкам.

«Мне нужны такие вещи». Есть ли здесь имя существительное?  Назовите его. (Вещи.)

Какой вопрос можно задать к этому существительному? (Что?.)

Будем ли записывать его? (Да.)

Запишите в тетрадь, поставьте ударение. (вЕщи.)

Прочитаем вторую строчку: «Молоток, тиски и клещи». Какие имена существительные можно выписать? (Молоток, тиски, клещи.)

Какой вопрос зададим? (Что?)

Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Третья строчка. «И напильник, и ножовка».

Есть ли в этой строке имена существительные? Какие? (Напильник, ножовка.)

На какой вопрос отвечают? (Что?)

Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Четвертая строка. «А всего нужней сноровка.» Есть ли в этой строке существительные? Назовите их. (Сноровка.)

Задайте вопрос. (Что?)

Запишите.

Давайте еще раз повторим, какие имена существительные называют неодушевленными? (Такие имена, которые отвечают на вопрос Что? и обозначают не живые предметы.)

Какое новое слово с непроверяемым написанием нам встретилось? (Молоток.) Это новое словарное слово.

 Произнесите слово сначала орфоэпически (Малаток.) А затем орфографически по слогам. (Мо – ло – ток.)

Прочитаем с ударением это слово. (Молото’к.)

Назовите не проверяемую ударением букву безударного звука. (О в первом слоге и во втором.)

Подчеркните эту букву в записанном слове.

Ребята, какие слова называют именами существительными? На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?.)

 (Отвечающие на вопрос Что? и обозначающие не живые предметы.)

Упражнение

Найдите упражнение 101 на странице 77. Прочитайте задание. (Один ученик к доске.)

Прочитаем все стихотворение.

Прочитаем первую строчку. «Весною в нынешнем году». Назовите имя существительное (Весна, год.)

Нужно ли записывать это слово? Почему? (Нет, оно отвечает на вопрос Что?.)

Прочитаем вторую строчку. «В зоологическом саду». Есть ли в этой строчке имя существительное? Назовите. (Саду.)

Какой вопрос можно задать к этому слову? (Что?.)

Нужно ли записывать? Почему? (Нет, нам нужно записать слова, которые отвечают на вопрос Кто?.)

Третья строка. «Олень и лев, барсук и рысь». Назовите имена существительные. (Олень, лев, барсук, рысь.)

На какой вопрос они отвечают? (Кто?.)

Запишите слова в тетрадь.

Четвертая строка. «И медвежата родились».

Какие слова запишем в тетрадь? (Медвежата.) Почему? (Это имя существительное, отвечающее на вопрос Кто?.)

Так какие же слова называют одушевленными? (Те слова, которые отвечают на вопрос Кто? и обозначают людей и животных.)

Читать и обсуждать задание.

Записать ответы на вопросы.

Работать с правилом.

Выполнять упражнения.

Читать задание к упражнению.

Выполнять задание.

Работать с новым словарным словом.

Отвечать на вопросы. Закреплять правило.

Закреплять правило.

Читать задание к упражнению.

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Записать имена существительные в тетрадь.

П.:Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал. Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: осмысляют учебный материал. Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П.: Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П.: Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

5.

Итог урока. Рефлексия.

Словесн.: обобщение изученного.

 

≈3

  • Как называется часть речи, с которой мы сегодня познакомились? (Имя существительное.)
  • Какие общие свойства имеют имена существительные? (Обозначают предмет.)
  • Какие бывают существительные? (Одушевленные, неодушевленные.)
  • Какая была цель урока? Мы достигли ее?
  • Кто может полностью рассказать все правило? (2 – 3 чел.)

Обобщать, подводить итоги.

П: рефлексия способов и условий действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А бр и ко́с А п е льси́н М а нд а ри́н Я́бл о ко

Слайд 2

Завод, заводить, заводской, ученик, ученый (кот), юг, южный, встреча, встречать, встречный.

Слайд 3

Завод, ученик, юг, встреча.

Слайд 4

План Слова, которые отвечают на вопросы ......? и .......? и обозначают …….. , называются ……………… .

Слайд 5

Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? и обозначают предмет , называются именами существительными.

Слайд 6

Тема: имя существительное Цель: познакомиться со словами - предметами и узнать, как их называют в русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс  (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)...

4 класс. Учебно-методический комплект по русскому языку по теме: "Повторение. Имя существительное" (конспект + презентация)

Тема: Повторение. Имя существительноеКласс: 4Тип урока: комбинированный.Цель: закрепить общие понятия об имени существительном, умение определять род, склонение.Планируемые результаты:Предметные:- усо...

Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Имя существительное" 2 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языкуТема "Имя существительное"  Цели деятельности учителя: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. Планируемые резуль...