Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»

            Тип урока: комбинированный;

Цель: - научить учеников писать правильно безударные окончания существительных в единственном числе.

Планируемые результаты

личностные:  - научатся применять правила и пользоваться особенными закономерностями;

-научатся  осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- научатся проверять свою работу и работу учащихся;

-научатся самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве ;

Предметные: - научатся правильно употреблять приставки раз- и рас-;

-научатся сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

-научатся изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

- научатся изменять прилагательные по числам, падежам, родам;

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 3 часть, тетрадь для самостоятельной работы, доска

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 1

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Валерия Сергеевна. Сегодня я буду проводить у вас урок русского языка.

-Приветствовать учителя.

-выполнять указания учителя.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

2.

Мотивационный

≈ 8

Ребята , вы на доске видите  слова :

Ра..бег, ра..кладушка, ра...свет, ра..двоение, ра..сказ.

Какая орфограмма в этих словах??

( приставка Раз, Рас)  Как вы будете рассуждать при выборе  согласной в приставке?( перед звонкой согласной пишем –З, а перед глухой согласной пишем –С).Каким правилом пользовались? (В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.)

На листочках, которые у вас лежат на парте запишите эти   слова в два столбика, в первый с приставкой  раз- , а во второй с приставкой рас-.

Теперь проверьте себя. Поднимите руку у кого все правильно? Кто ошибся?  в каких словах?

Кто вспомнил, какая тема у вас была на прошлых уроках?( Правописание приставок –Раз, -Рас) Правильно, сейчас откройте свои тетради ,запишите в них число, сегодня 23 января ,и классная работа.

Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу на закрепление темы. Я буду называть вам слова, а вы будете  распределять их по столбикам. Теперь разделите страницу тетради на два столбика , в первый столбик вы будете записывать слова с приставкой Раз- , а во второй слова с приставкой Рас-.

Слова : (приставка раз: разговаривает, разбег,  разглядывать, разболтать, разбавить.
приставка рас: рассказывает, раскинуть, растянуть, раскрасить, растолкать.)

Закончили! Теперь обменяйтесь тетрадями с  соседом по парте, для проверки работы. На экране вы видите слова , распределённые правильно . Теперь возьмите в руки ручку другого цвета. Возле каждого правильно распределенного слова  вы ставите плюсик, а если слово отнесено не в тот столбик, то возле этого слова вы ставите минус. После проверки подсчитываете  минусы и поставите оценку . На проверку дано 3 минуты. Можете приступать. Время вышло ,посмотрите на доску:

 без ошибок- «5»      

1-2 минуса «4»

3 минуса –«3»

Поставьте оценку за работу ,теперь обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку у кого 5, 4, 3?

- кто мне скажет, почему в слове рассказывает удвоенная с?(потому  что корень сказ, можно проверить ударением –скажет, и приставка рас-)

-какое правило вы увидели в словах разговаривает, разболтать, растянуть, растолкать?( безударные гласные в корне проверяемые и не проверяемые ударением)

-как проверить слова разговаривает, разболтать, растянуть, растолкать? (говор, непроверяемая гласная в корне, тянет, непроверяемая гласная в корне)

Отвечать на вопросы.

Вспоминать прошлую тему, правило, рассуждать

Выполнять задание.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события ,поступки.

3.

4.

Целеполагание Метод: создание проблемной ситуации.

Практич.: устное повторение темы через задания

Словес.: фронтальный опрос

Практич.: повторение правила.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Практический

Приём закрепления и сравнения.

Практич.: фронтал. проверка.

Практич.:

письм. упр.

Физ. минутка

≈ 10

= 1

Посмотрите на экран. Перед вами  двустишие («Плачет ива у дорожк…:

Потеряла я серёжки».)

Какая здесь орфограмма?(окончания в существительных)

Поставьте ударение в слове . Падает ли оно на окончание ?(нет) Значит какое у нас окончание?( безударное). Какого числа это слово?(единственного) Правильно! Кто сможет сформулировать тему нашего урока?( «Безударные окончания существительных в единственном числе»).

Какова цель нашего урока? (писать  правильно безударные окончания существительных в единственном числе).

Ребята давайте теперь вспомним алгоритм как правильно написать безударное падежное окончание  существительного?(стр.7-8)

Кто мне назовет опорные слова?(1скл-земля,стена   2 скл- стол,конь       3 скл-степь) Ребята, какие вы знаете падежи?(И,Р,Д,В,Т,П)

А типы склонений?(1,2,3) .

Теперь откройте учебник страница 6. Вы видите таблицу . Эта таблица всегда вам поможет  в выборе правильного безударного окончания существительных: к ней нужно обращаться для уточнения написания букв окончаний и для самопроверки.

Вы умеете работать с этой таблицей? (да) .     Я сейчас задам вам несколько вопросов по ней, из чего и смогу сделать выводы умеете  ли вы работать по ней или нет.

Сейчас я вам покажу как легче по таблице запомнить окончания существительных.

Е-и в безударных окончаниях сущ.

          1              2               3

Р.п. -и             -                -и

Д.п. -е             -                -и

П.п. –е           -е                -и

1)Какие окончания у существительных 3 склонения в Р.п.,Д.п.  и П.п.? (-и).

2)какие окончания имеют существительные 1 склонения в П.п.?(-е)

Молодцы!

Давайте немного разомнемся. 

Встали все.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

 

 

Отвечать на вопросы. Формулировать тему урока. Знакомится с целью урока.

Повторяют за учителем.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Л: установка на ЗОЖ.

5.

6.

 

7.

8.

Первичное закрепление.

Практич.:

письм. упр.

Сам.работа по вариантам

Практич.: фронтал. Проверка

Прктич.: выборочное списывание,

анализ

Практич.: письм..упр., проверьте по образцу на доске.

Итог урока.

Практич.: выполнение самостоятельной работы в печатной тетради

Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы

Домашняя работа

≈15

≈ 7

= 2

=1

Откройте учебник  на странице 28. Найдите упражнение 24,  прочитайте. Сколько заданий к этому упражнению?(4)Сейчас я вам дам задание по вариантам и вы будете самостоятельно выполнять это задание. А   потом мы с вами проверим . Итак, 1 вариант выписывают в тетрадь слова с пропущенными окончаниями в существительных и выполняют задания ,данные в упражнении, а 2 вариант выписывают остальные слова  и тоже выполняют с ними задания, данные в учебнике.

Проверка: ( спрашиваю выполненные задания у первого варианта и у второго). (Голова- 1 скл.,ед.ч.,В.п., в подушку- 1скл.,ед.ч.,Р.п., крюшку -1 скл.,ед.ч., В.п.)Как проверить безударные гласные в корне?( подобрать проверочное слово , такое, чтобы на этот слог падало ударение) .

 Теперь на странице 28 -29найдите упражнение 25. Прочитайте задания. Сколько заданий к этому упражнению?(3)Нужно записать  текст, вставить нужные буквы,  не забывайте писать в скобках проверку  перед глаголами с безударными гласным в корне, над существительными в которых пропущено окончание укажите склонение и падеж. Даю вам на эту работу 7 минут. Можете приступать.

Теперь проверьте сами себя, сравните свою запись в тетради с доской. На доске:

Где очки у тети (1скл.,Р.п.) Вали(1скл.,Р.п.)?

У неё очки пропали!

Ищет бедная старушка

На подушке(1скл.,П.п.),

На кадушке(1скл.,П.п.),

В духовке(1 скл.,П.п.), в кладовке(1 скл.,П.п.),

В старом лукошке,

В миске(1 скл.,П.п.),у кошки (1скл.,Р.п.).

Искала в беседке (1скл.,П.п.),

Спросила у соседки (1 скл.,Р.п.).

А они на самом деле

У неё на лбу сидели.

Каким словом можно проверить не проверяемую гласную в слове спросила?(спрос) , а в слове сидели?(сидя). Поднимите руку у кого все правильно? Кто ошибся? В каких случаях пишется –и? (в Р.п. 1 скл., и в Р.п. Д.п. П.п.-3 скл.)Докажите ,что в слове тёти окончание будет –и?(1 скл.,Р.п.-опорное слово –земля-земли)Кто сможет заменить выделенные местоимения на существительные ,вместо которых они стоят?

( А очки на самом деле

У тети Вали на лбу сидели.)

Молодцы!

Для того ,чтобы  закрепить полученные знания. Вы выполните самостоятельную работу. Откройте тетрадь для самостоятельных работ. На странице 10 вы выполняете упражнение 10. (Кто –то из учеников читает задание. )Всем все понятно? Приступаем. Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали.

1)Какова была цель урока?( писать  правильно безуд.оконч.в сущ.)

Достигли ли мы этой цели?

3)Что поможет не ошибаться?( таблица и опорные слова)

Дома вам нужно будет еще раз повторить алгоритм нахождения безударных окончаний существительных, повторить табличку, опорные слова. И  на странице 30 выполнить 26 упражнение .

Мы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. Можете идти.

Работать с учебником.

Отвечать на вопросы, оценивать свою работу.

Самопроверка по образцу.

Работать в тетради

Отвечать на вопросы

П: извлечение из текста необходимой информации.

Осознанное построение речевого высказывания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

К: понимать точку зрения другого

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Л: самооценка на основе критерия успешности.

Л: самооценка на основе критерия успешности.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события ,поступки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валерия Сергеевна

Слайд 2

Ра..бег , ра..кладушка, ра..свет, ра..двоение, ра..сказ

Слайд 3

Раз- Рас-

Слайд 4

Раз- -Разбег -Раздвоение Рас- -Раскладушка -Рассвет -рассказ

Слайд 5

«Правописание приставок Раз-, Рас-»

Слайд 6

«Правописание приставок Раз-, Рас-»

Слайд 7

Раз- - разговаривает -разбег -разглядывать -разболтать -разбавить Рас- - рассказывает -раскинуть -растянуть -раскрасить -растолкать

Слайд 8

0 «-» - 5 1-2 «-» -4 3 «-» -3

Слайд 9

«Плачет ива у дорожк…: Потеряла я серёжки».

Слайд 10

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе».

Слайд 11

Цель : писать правильно безударные окончания существительных .

Слайд 12

-Е- И в безударных окончаниях существительных 1 2 3 Р.п. -и - -и Д.п. -е - -и П.п. -е -е -и

Слайд 13

Где очки у тет и (1скл.,Р.п.) Вал и (1скл.,Р.п.)? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк е (1скл.,П.п.), На кадушк е (1скл.,П.п.), В духовк е (1 скл.,П.п.), в кладовк е (1 скл.,П.п.), В старом лукошке, В миск е (1 скл.,П.п.),у кошк и (1скл.,Р.п.). Искала в беседк е (1скл.,П.п.), Спросила у соседк и (1 скл.,Р.п.). А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 14

А они на самом деле У неё на лбу сидели.

Слайд 15

А очки на самом деле У тёти Вали на лбу сидели.

Слайд 16

1)Какова была цель урока? 2)Достигли ли мы этой цели? 3)Что поможет не ошибаться?

Слайд 17

Домашнее задание 1)Повторить таблицу, алгоритм и опорные слова, 2)стр.30 упражнение № 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

4 класс. Учебно-методический комплект по русскому языку по теме: "Повторение. Имя существительное" (конспект + презентация)

Тема: Повторение. Имя существительноеКласс: 4Тип урока: комбинированный.Цель: закрепить общие понятия об имени существительном, умение определять род, склонение.Планируемые результаты:Предметные:- усо...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Род имён существительных" 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация на тему: "Род имён существительных" 3 класс. ПНШ...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...