Учебно-методический комплекс по русскому языку на тему: "Письменное изложение" 4 класс ПНШ (конспект+презентация)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Козлова Кристина Николаевна

Тема урока: «Письменное изложение»

Класс:4

Цель: Развитие речи; упражняться в написании слов с орфограммами под самодиктовку.

Планируемые результаты:

Предметные:

·         воспринимать текст на слух;

·         делить текст на части, озаглавливать части;

·         подробно пересказывать текст с опорой на план.

·         грамотно записать пересказ;

·          

Личностные:

·         понимать эмоции автора.

Оборудование: учебник Русский язык 4 класс 2 часть М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc64.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt948 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока. Методы и приемы

Хро-но-мет-раж, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Орг. момент

Словесный, наглядный.

6

-Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Кристина Николаевна. Сегодня я у вас проведу Урок русского языка.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Приветствовать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

2

Постановка темы урока.

Словесный.

2

-Тема, нашего урока «Письменное изложение»

-Скажите, что такое Изложение? (Письменный или устный пересказ чего-либо)

-Сегодня мы будем писать изложение по тексту Бориса Николаевича Сергуненкова. Послушайте его краткую биографию ( Борис Николаевич родился 8 ноября 1931 года в городе Хабаровск. Интерес к литературе, Борис Николаевич почувствовал рано: с 13 лет вел дневники, с 15-ти увлекся писанием стихов, в студенческие времена перешел к прозе — первая книга рассказов  была написана к середине 1950-х. Первый рассказ — «До-ре-ми» — опубликован в газете «Молодежь Алтая» в 1956. Первая повесть, сделавшая имя Сергуненкова широко известным,— «Лесные сторожа» — вышла в 1960 и многократно переиздавалась.)

Отвечать на вопросы.

Обобщать знания об авторе.

П: понимание информации

3

Знакомство с текстом изложения.

Практический.

3

-Теперь давайте познакомимся с текстом. Откройте учебник на странице 31, упражнение 8. Как называется текст? (куда лето прячется)

- Как вы думаете, о чём будет говориться в тексте? (о временах года)

- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем текст. (читают по абзацу, выборочно)

Читать текст.

Подобрать заголовок к тексту.

К: Умение выделять в тексте главное

4

Беседа по содержанию.

Словесный, наглядный.

Анализ текста

3

О чем рассказывается в тексте? (о временах года)

- О каких? (зима, лето)

- В этом тексте описываются времена года? (нет)

- Значит какой вид текста? (Повествование)

- А можно назвать этот текст сказкой? (да) Почему? (используется приём олицетворения) Докажите примерами из текста.

Анализировать текст.

Л: умение понимать нравственные идеи в тексте

5

Коллективное составление плана.

Словесный.

Практический.

Анализ текста.

5-7

-Сколько частей в этом тексте?  (5)

- А как вы узнали? (5абзацев)

В парах составьте план текста.

Прочитайте первую часть (ученик читает вслух)

Как вы ее назвали?  

Прочитайте вторую часть.

Как вы ее озаглавили?

Причитайте третью часть.

Как вы ее озаглавили? И т.д

Лучшие варианты названия частей текста выписываю на доску.

Физкультминутка

Выделять части текста.

Работать в парах.

Составлять план текста.

П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.

Р: умение выделить микротемы в тексте

6

Работа над частью.

Словесная. Практическая.

Анализ.

10

-Прочитайте первую часть текста. Почему зима обиделась? (когда-то было одно лето)

- Ребята, обратите внимание на написание слов: когда-то (пишется через дефис), до тех пор (пишется в три слова), а так же перед союзом «пока» стоит запятая. С какого слова начинается первый абзац? (когда-то)

-Перескажите первую часть своему соседу.  

-Прочитайте вторую часть текста.

Почему лету некуда было скрыться? (всё покрывалось льдом)

-Какие незнакомые слова вы увидели? (теснить - создавать тесноту; сковывать – лишать к.-л. действий).

-Обратите внимание на то, что в одном из предложений стоит тире (схема этого предложения), а также слово «опечалилось», в последнем предложении, выделено запятыми. С каких слов начинается второй абзац? (стала зима)

-Перескажите вторую часть соседу.

-Прочитайте третью часть. Куда лето спряталось? (в почки деревьев)

Обратите внимание на запятые в этой части. С каких слов начинается третий абзац? (тут позвали лето почки)

Перескажите третью часть.

- Прочитайте четвёртую часть текста. Почему набухли и распустились почки? (ушла зима)

- Ребята, обратите внимание на то, что во вторим предложении есть запятая. Почему? (две основы в предложении).С какого слова начинается эта часть? (ушла)

-Перескажите эту часть своему соседу.

-Прочитайте последнюю часть текста. Куда с тех пор лето от зимы прячется? (в почки деревьев)

- Обратите внимание «с тех пор» пишется в три слова, а так же обратите внимание на знаки препинания в первом предложении, здесь есть тире, после слова «раскрылись» и запятая перед словом «выкатилось».

-Перескажите эту часть своему соседу.

Перескажите полностью текст (1 ученик)

Давайте проанализируем пересказ по анализу (на слайде) :

  1. Соответствует ли пересказ плану.
  2. Был ли он полным.
  3. Правильно ли построены предложения

Читать части текста.

Анализировать. Выявлять известные  орфограммы..

Пересказывать.

Анализировать начало каждой части.

Пересказывать весь текст.

Анализировать пересказ одноклассника по плану.

П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.

Умение высказывать  свою версию на основе работы с учебным материалом.

7

Письмо изложения. Редактирование текста.

Практический.

10

1 минуту прочитайте текста про себя, старайтесь запомнить как можно больше.

Учебники закрываем, записываем в тетрадь свой рассказ, опираясь на план, трудные слова (на доске).

 

Ребята, проверьте свой пересказ по алгоритму (на доске) :

  1. Соответствует ли пересказ плану.
  2. Полный ли он.
  3. Правильно ли построены предложения.
  4. Проверь известные орфограммы, трудные слова.

Читать текст про себя, запоминая его.

Записать в тетрадь, опираясь на составленный план

Проверить работу согласно алгоритму.

К: умение логично и связанно передавать информацию.

Р: умение использовать приемы сжатия; умение сохранять основную мысль

Л: Умение уважать авторскую позиции и адекватно ее передавать.  

8

Итог.

Словесный

Анализ

6

Давайте прочитаем несколько пересказов и проверим, соответствует ли он плану.        

Анализировать работу одноклассников.

П: Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.


Тема урока: «Письменное изложение»

Класс:4

Цель: Развитие речи; упражняться в написании слов с орфограммами под самодиктовку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • воспринимать текст на слух;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно пересказывать текст с опорой на план.
  • грамотно записать пересказ;

Личностные:

  • понимать эмоции автора.

Оборудование: учебник Русский язык 4 класс 2 часть М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская; презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как зима на лето обиделась. Некуда лету от зимы скрыться. Как лето в почки деревьев скрылось. Наступление весны Куда с тех пор лето от зимы прячется. Когда-то, до тех пор. Теснить, сковывать. С тех пор.

Слайд 3

Алгоритм проверки Соответствует ли пересказ плану. Полный ли он. Правильно ли построены. Проверь известные орфограммы, трудные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку по теме "Письменное изложение "Кошка и ёж"" по УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс

Проведение урока с использованием презентации по теме "Письменное изложение" по материалам упр.30 ("Кошка и ёж"), размещенного в учебнике "Русский язык", 3 класс, 2 часть по УМК "Перспективная н...

Учебно-методический комплект к уроку английского языка на тему: "Parts of the body" (конспект+презентация) - 3 класс

Цель урока: Формирование лексического навыкаЗадачи:            Практические:1.      отработать звук [h];2.      вторично...

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр" (конспект+презентация)

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр"...

Учебно-методический комплекс по математике на тему:"Перестановка слагаемых" 1 класс ПНШ (конспект+презентация)

Тема урока «Перестановка слагаемых» Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Рассмотреть разрядный принцип десятичной записи чисел на примере чисел второго десятка; совершенствовать умени...

Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России"

Учебно- методические материалы к уроку русского языка по теме "Приставки и их значение", 3 класс, УМК "Школа России" разработаны для работы в малых группах....

Учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы" Программа Эльконина, Давыдова

Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы". Надеюсь, что данный материал будет ...