Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Грачёва Екатерина Андреевна

 

Конспект урока по русскому языку.
 

Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

Цели деятельности учителя: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе обсуждения.

Личностные:  воспитывать любовь к искусству, бережное отношение к родине

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2014» стр. 128, презентация, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_rya.docx36.27 КБ
Office presentation icon sochinenie_po_kartine_rya.ppt691 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

Цели деятельности учителя: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе обсуждения.

Личностные:  воспитывать любовь к искусству, бережное отношение к родине

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2014» стр. 128, презентация, карточки.

Этап урока. Методы и приёмы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение.

Приветствовать учителя. Садиться на места.

 Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы, строят речевые высказывания.

2 мин

Сейчас я вам загадаю загадку, вам нужно будет её разгадать. На стене висит давно, 
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…(картина)

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о картине)

О какой картине, сегодня пойдет речь на нашем уроке, посмотрим на странице 128 в учебниках.

Ребята, а как вы считаете, что мы будем делать, проанализировав картину? (писать сочинение)

Молодцы, сегодня на уроке, мы действительно с вами напишем сочинение-отзыв о картине.

Отвечать на вопросы.

Делать выводы.

Регулятивные-

постановка учебной задачи.

Познавательные высказывать предположения;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

наглядный

5 мин

Ребята, назовите автора этой картины. (Василий Андреевич Тропинин) Может кто-нибудь из вас знает что-нибудь о нем?

Василий Андреевич Тропинин – художник, который пишет картины. Родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных (Крепостные – люди, которых использовали в качестве прислуги). Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин (по-другому можно сказать хозяин) отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там Василий Андреевич ходил на кружок по рисованию. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и однажды на выставке его картина была замечена самой императрицей. Он создавал не только портреты знаменитых людей, но и простых людей.

Ребята, посмотрите на экран, здесь представлены знаменитые работы художника. Что изображено на картинах? (На знаменитых картинах мы видим изображения детей.) Кто мне сможет сказать одним предложением, какие эмоции хотел передать автор этими картинами? ( Автор хотел отразить сложность судеб.)

Всю свою жизнь он изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями: швей, ремесленников, прачек, людей, которым было нелегко.

Участвовать в беседе,

Строить речевое высказывание.

Отвечать на вопросы.

Анализировать картины.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

наглядный

5 мин

Скажите, пожалуйста,  как называется картина, с которой нам сегодня предстоит работать? («Кружевница»)

Кто-нибудь из вас знает, кто такая кружевница? (мастерица, плетущая кружева)

А что же такое кружево? (узорчатое сетчатое изделие, сплетенное из ниток)

Портрет «Кружевница» создан Тропининым в пору расцвета его мастерства. Он отражал тепло и уют домашнего очага, дворянской усадьбы и добропорядочной  семьи.

Посмотрите на картину, кто знает, чем плетется кружево? (коклюшкой) Что такое коклюшка? (Коклюшка - палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев)

Ребята, посмотрите на экран. Краски холодных или тёплых тонов использует художник? Какие цвета преобладают?

(Колорит работ  Тропинина  мягкий, приглушённый – преобладают сероватые, красно-коричневые, зелёные тона)

Строить речевые высказывания.

Анализировать.

Строить речевые высказывания

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Давайте с вами немного отдохнем, для этого все встанем.

Физ. минутка

1 мин

(дежурные проводят разминку).

Делать разминку.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывания

Наглядный

Практический: Работа с карточкой

6 мин

Давайте рассмотрим картину.

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

(молодая девушка, которая занята кружевоплетением)

- Как можно по-другому назвать изображенную девушку?

(кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка)

Сейчас я вам раздам карточки, которые мы будем заполнять вместе, они вам пригодятся в дальнейшем, когда вы начнете писать сочинение. - На какие детали надо обратить своё внимание при описании девушки?

1. лицо (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки (изящные, обнажённые)

3. Пальцы (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы (иголки,  коклюшки, подушечка)

5. изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда(светлое платье, розовый платок)

- О чём говорит одежда девушки? (девушка простая, возможно крестьянка)

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?

( Простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость. Можно быть счастливым, получая удовольствие от труда. Кружевоплетение – искусство, через которое можно показать свое настроение, свою жизнь.)                               

- Ребята, а чем бы вы закончили описание картины? (своим мнением) спросить 1-2 чел.

  Участвовать в беседе, актуализировать знания.

Строить речевые высказывания.

Заполнять карточку.

Предполагать, строить речевые высказывания.

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Строить речевое высказывание в устной форме; Заполнять карточку.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывания

Наглядный

Практический: Составление плана сочинения

6 мин

Давайте составим план, по которому вы будете писать сочинение.

Ребята, сейчас я вам раздам еще одну карточку, куда вы запишите план написания сочинения. С чего бы вы начали писать в сочинении? (о художнике) Например. Спросить 1-2 чел. Записываем. После краткой информации о художнике, о чем бы вы рассказали? (об образе девушки) спросить 1-2 чел. Далее вам нужно описать цвета картины, т.е. в каком цвете изображена картина. И высказать свое личное мнение к картине.

  1. О художнике (Василий Андреевич Тропинин; художник – портретист;  портреты простых людей; женщина за рукоделием)
  2. Образ девушки
  • лицо: освещено, излучает тепло и умиротворение;
  • волосы: тёмно-каштановые;
  • брови: густые;
  • глаза: карие, выразительные; взгляд загадочный, весёлый, обращён на нас;
  • руки: обнажены; пальцы проворные, привыкли к труду; булавка, коклюшка;
  • стол: белая ткань;
  • труд: мастерство;
  • одежда: простое платье, косынка; крестьянская девушка
  1. Колорит картины (мягкий;  сероватые, охристые, зелёные)
  2. Моё отношение к картине

Краткое содержание каждого пункта, вы будете видеть на экране.

Участвовать в беседе.

Строить речевые высказывания.

Составлять план.

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Строить речевое высказывание в устной форме; Составлять план.

Решение частных задач

Практич.:

Написание сочинения

7 мин

Ребята, кто бы хотел сейчас устно составить сочинение? (спросить 2 чел.)

Теперь возьмите в руки ручку, откройте тетрадь. Запишите число. Восьмое декабря. Приступайте к написанию сочинения. Не забывайте проверять слова. После окончания работы еще раз прочитайте сочинение и проверьте его орфографически.

Писать сочинение

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

-Отложите ручки, у вас еще будет возможность дописать свои сочинения. …прочитай своё сочинение. Ребята, давайте проанализируем её(-го) сочинение.

- С творчеством какого художника познакомились?

- Какие его картины запомнились?

- В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста? (сходство с реальным, выразительность)

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

1 мин

- Чем вам больше всего запомнился урок?

- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

Характеристика

Лицо

Руки

Пальцы

Инструменты для работы

Изделие

Одежда

Характеристика

Лицо

Руки

Пальцы

Инструменты для работы

Изделие

Одежда

1.

О художнике

1.

О художнике

2.

Образ девушки

2.

Образ девушки

3.

Колорит картины

3.

Колорит картины

4.

Моё отношение к картине

4.

Моё отношение к картине

1.

О художнике

1.

О художнике

2.

Образ девушки

2.

Образ девушки

3.

Колорит картины

3.

Колорит картины

4.

Моё отношение к картине

4.

Моё отношение к картине

1.

О художнике

1.

О художнике

2.

Образ девушки

2.

Образ девушки

3.

Колорит картины

3.

Колорит картины

4.

Моё отношение к картине

4.

Моё отношение к картине

5экз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 декабря.

Слайд 2

Василий Андреевич Тропинин Художник, который пишет картины.

Слайд 5

О художнике (Василий Андреевич Тропинин; художник – портретист; портреты простых людей; женщина за рукоделием) Образ девушки (лицо: освещено, излучает тепло и умиротворение; волосы: тёмно-каштановые; брови: густые; глаза: карие, выразительные; взгляд загадочный, весёлый, обращён на нас; руки: обнажены; пальцы проворные, привыкли к труду; булавка, коклюшка; стол: белая ткань; труд: мастерство; одежда: простое платье, косынка; крестьянская девушка) Колорит картины (мягкий; сероватые, охристые, зелёные) Моё отношение к картине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Квадрат

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: КвадратЦели урока: познакомить со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Квадрат

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: КвадратЦели урока: закреплять геометрические умения в построении фигур, нахождении известных; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовы...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Проект Оригами

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: Проект «Оригами»Цели урока: уточнить и обобщить знания учащихся об изученных геометрических фигурах, учить применять полученные знания на практике; подготови...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Проверочная работа

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: Проверочная работа.Цели урока: проверить знания, умения, навыки учащихся по изученной теме; развивать логическое мышление и внимание.Планируемые результаты:П...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Что узнали. Чему научились

Тема урока: «Что узнали. Чему научились.» Цели урока:  Закрепить и углубить знания по пройденному материалуПланируемые результаты:Личностные - способность преодолевать трудности, ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Части речи

Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Части речиЦели урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2  класса в ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...