Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс:

Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-

Цель урока: познакомить с написанием суффикса -ИЩ- имён существительных

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся правильно писать существительные с суффиксом –ищ-
  • Личностные: воспримут материал; объективно оценят свою работу на уроке

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 и 3 части, автор М.Л. Каленчук и др.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2

м

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Приветствовать учителя.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Мотивационный этап

Минутка чистописания

Актуализация знаний

 

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пишем каллиграфически правильно.

Слова. Не забываем подчеркивать орфограммы.  Январь, огурец, помидор, овощ, ужин, соловей, тарелка, животное, месяц, хороший, февраль, сирень, магазин.

Ребята, с чем вы познакомились на прошлом уроке?

Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы поняли тему. Найдите карточку и выполните ее в паре. Проверим.

Записывать число

Записывать словарные слова, выделять орфограмму

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

III

Постановка учебной задачи

Посмотрите, пожалуйста, и скажите, на какую часть слова похожи эти сочетания? ( Ответы: суффикс и окончание)

ИЩА ИЩЕ

-Запишем их в строчку как чистописание.

Ребята, а я такое обнаружила. Я открыла обратный словарь и увидела два столбика. В первом столбике были слова на –А, на ища, а во втором на –Е, на –ище.

А вы хотите посмотреть на эти слова? Откройте обратный словарь на стр 165, 167

Слова – то одинаковые – с суффиксом –ищ! Но одни слова оканчиваются на –а, а другие на е. Как вы думаете , почему?

Сейчас сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Поставьте цели на урок.

Определять цели и пути их достижения

Самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

IV

Решение учебной задачи

20 м

Итак, сейчас наша с вами задача узнать когда в суффиксе –ищ, пишется –а, а когда –е.

Для этого откройте обратный словарь на –а на ищ. Стр 165. Сейчас по цепочке прочтем эти слова, вы читаете слово и называете слово , которое дало жизнь и называете род. Например. (слайд)

Запишите к себе в тетрадь 3 примера в столбик. (слайд)

рыбища – рыба (ж. р.)

травища – трава (ж. р.

ручища – рука (ж. р.)

Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ? (жр) Какой вывод мы можем сделать?

Сейчас откройте обратный словарь на –Е на –ище. По цепочке читаем слово, называем слово от котрого образовалось и называем род этого слова. (слайд пример)

Скажите, какого рода большая часть слов, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ? (мр) А какого рода оставшиеся слова? ( ср)

Сейчас запишите к себе в тетрадь по 3 примера с мр и ср (слайд пример)

медведище – медведь (м. р.)

дождище – дождь (м. р.)

паучище – паук (м. р.)

чудище – чудо (с. р.)

днище – дно (с. р.)

 Какой вывод мы можем сделать?

А сейчас познакомимся с плакатом летучей мыши на стр 81. Его нужно дополнить, исходя из выводов, которые мы сделали.

У Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина», давайте послушаем. (чтение учителя)

А сейчас посмотрите на текст. Найдите слова с пропущенными буквами, что вы можете сказать? Какую букву напишем? А  сейчас найдите слова выделенные цветом. Посмотрите на образец. (слайд)

 №93.Из текста надо выписать все выделенные слова в начальной форме. Рядом с каждым словом надо написать слово, от основы которого оно образовано. Укажи род исходного слова.

Проверка. Самооценка.

-Миша написал такие окончания: папище, мамища.

Маша написала так: папища, мамища.

-С кем ты соглашаешься? (Высказывания детей). Кто из ребят лучше понял правило? (Миша).

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

Выполнять задание

Записывать слова работать у доски и в тетради

Выполнять самостоятельно работу

Проверять с учителем

 

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила.

Самостоятельная работа

 Итак, чтобы закрепить полученные знания на уроке, сейчас самостоятельно выполните задание 45 в тетради на печатной основе. Вам нужно ставить пропущенные буквы, выделить окончание в этих словах, а скобках написать слова, от основ которых они образованы. Указать род исходного слова. (взаимопроверка)

Отвечать на вопросы

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении задания

V

Рефлексия

2-3

мин

 Ребята, какие цели у нас с вами были?

Мы достигли этих целей?  С чем мы познакомились?

Что нового вы для себя узнали?

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!

Анализировать свою деятельность

Отвечать на вопросы

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....