Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений Система УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рузавина Марина Николаевна

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.

2. Развивать орфографическую  зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные  качества  учащихся.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, лепестки ромашки на доске, презентация к уроку, компьютер, учебник Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. « Русский язык», 3 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  

1, 2 и 3 склонений

Система УМК «Начальная школа XXI века»

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.

2. Развивать орфографическую  зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные  качества  учащихся.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, лепестки ромашки на доске, презентация к уроку, компьютер, учебник Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. « Русский язык», 3 класс

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Начинаю я урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика )

Начать урок я хотела бы с пословицы:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

-Как вы её понимаете?

Дети. Мы узнаём что-то новое. Вы знаете, что наши знания-это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и пользуемся. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

На столе сундучок-коробочка. Дети, как вы думаете что там? ( гипотезы)

  1. Чистописание.

- Прописываем буквы  л,  м , отрабатывая:  1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.

л м л м л м л м л м л м

ел  ем  ал  ам  лл  мм

март  апрель  май

 - Какой праздник отмечает наша страна в мае?

- Сколько лет прошло со дня победы? (Несколько слов об этом светлом празднике.)

V .   Постановка проблемы.

- Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать  (слайд 4.), но у нее возникли  затруднения. Что-то она знала как правильно написать ,а в чем-то сомневалась.

Дорогому  дедушк… Ван…

От любимой внучкНаст… .

- Какие орфограммы Настя написала правильно?

- Какие орфограммы она пропустила?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?

2. Постановка задач урока.

 Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.

1 слайд. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.

Это первый урок по данной теме? (нет)

 Попробуйте определить учебные задачи урока.

 Давайте сравним их с задачами, которые поставила я.

2 слайд. Задачи:

 1. Повторить необходимые знания для углубления навыков по названной теме.

 2. Закрепить и углубить навыки правописания падежных окончаний имён существительных.

4.  Комментированное письмо

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

-Дать полную характеристику этого предложения.

-Разобрать по членам предложения.

- Указать падеж.

5.  Разминка.

-А сейчас давайте вспомним опорные знания по данной теме. Я предлагаю для этого провести разминку. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.

(дети выходят по одному к доске)

Вопросы:

  1. Что называется именем существительным?
  2. Как изменяется имя существительное?
  3. Что значит просклонять имя существительное?
  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?

6.  Повторение алгоритма.

– Теперь  повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний  имён существительных. Есть желающие ответить?

Обобщение после ответов учащихся:

3 слайд.  Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

  1. По опорным словам:

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон, колесо

3 склонение – рожь

  4 слайд.  2. По таблице окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

П.п.

6. Работа в группах. 

1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

Откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

Задания (разного уровня сложности):

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка),

2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., отрезал для юбк..., увидал мыш.., шёл рощ..й, поспела малин…

3 группа.  Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк..,  сердце дочер..,  вдоль дорог…,  на окошк..,  в лагер… , к сирен…

4  группа. Из данных слов составьте и запишите два предложения так: в первом выделенное имя существительное употребить в именительном падеже; во втором –в винительном падеже.

Кремль , туристы, стоит, осматривали, Красной площади, на

5 группа. Из слов каждой  строчки составить и записать предложение так, чтобы получилась пословица. Указать склонение и падеж существительных с безударными падежными окончаниями.

золото, из, добывают, земли, знания, а, из, книги

солнышке, при, а, тепло, при, добро, матери

6 группа. Составить и записать словосочетания с данными словами и подходящими по смыслу предлогами, определить падежные окончания имён существительных, указать падеж и склонение.

Рассказать (бабушка),  подъехать  (площадь), выехать (деревня), смеяться (радость),сорвать (яблоня), выбежал (роща), лежать (постель)

2) Проверка (с помощью слайдов 5, 6, 7).

Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)

V. Физкультурная пауза. Я буду называть существительное. (Слайд  8) Если оно

относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему

– прыгаете на месте.

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

VI. Продолжение работы в группах.

1)  Слайд 9.    2 задание (7 минут). Дано предложение:

На верхушк… старой сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Спишите, вставив окончания, и объясните их.

2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.

3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения.

2) Проверка с помощью слайдов 10, 11, 12.

3) Определите, кто сегодня был лучшим в вашей группе.

VII. Самоконтроль. Тест.

1) – Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать  каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».

Тест.

  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из  песни

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой О.

Д – пшениц..й

Ж – зайц..м

Э – куриц..й

М – нож..м

  1. Найти слово  с пропущенной буквой И.

О – гусен..ца

Л – брат..ц

Х – пал..ц

Б – стар..ц

  1. Найти  слово с раздельным написанием.

П – (на)певать

Ц – (у)летать

Г – (на)берегу

Ю – (не)жный

  1. Найти слово, где в приставке пишется О.

Т – н..летать

У – п..бежать

Ш – з..крыть

Ф – н..дрезать

2) Проверка. 

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.

Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:

Слайд 13. 

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

VIII. Итог урока.

– Вспомним, какие задачи ставились на уроке. (Слайд 14 с задачами урока)

– Достиг ли наш урок желаемых результатов?    

IX. Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу. И сейчас, чтобы оценить свою работу, прошу каждого заполнить карточку, лежащую в конверте №3.

Отчёт учени___ _____ (фамилия, имя) о работе на уроке русского языка _____ (дата)

Я работал(а) с _____________________________ настроением.

Я __ доволен собой.

Я испытываю затруднения, когда (в чём) _________________________________.

Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.

(Несколько человек зачитывают свои ответы )

– Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (Этим детям можно поставить  «5»)

Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает «4»,

а те, кто работал мало и допустил много ошибок - «3».

X. Домашнее задание.  

 Дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных в рабочей печатной тетради: рабочая тетрадь стр. 25 №6.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  3кл. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник (в двух частях)

2.  2-4кл. Романова В.Ю. Русский язык. Оценка достижений планируемых результатов. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»

Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является  учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  ...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".

Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема:  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...