Конспект урока "Удвоенные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Орехова Оксана Валериевна

Конспект урока представлен по программе «Школа Росии».

На предыдущих уроках изучались согласные звуки; буквы, обозначающие согласные звуки; упражнялись в произношении согласных звуков и в правильном назывании букв, обозначающих согласные звуки. Данный урок является уроком изучения нового материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orehova_otkrytyy.docx105.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Удвоенные согласные.

Аннотация к уроку: 

Конспект урока представлен по программе «Школа Росии».

На предыдущих уроках изучались согласные звуки; буквы, обозначающие согласные звуки; упражнялись в произношении согласных звуков и в правильном назывании букв, обозначающих согласные звуки. Данный урок является уроком изучения нового материала.

Цели:

  • уточнить представление о словах с удвоенными согласными буквами и переносе их с одной строки на другую;
  • познакомить учащихся с новыми словами с удвоенными согласными.

Задачи урока.

  • Учебные: формировать умение слышать и обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
  • Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
  • Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование: карточки, на которых напечатаны слова с двойной согласной; мультимедийный проектор, опорные схемы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте.

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

 Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Настрой на работу.

Чистописание.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа. (проверяю наклон тетради, посадку).

-У вас на партах лежат конверты. Откройте их, пожалуйста.

- Что в них?

соба

жи

лы

ши

берё

ка

мы

на

во

за

коль

да

ван

цо

- Предположите,  какое задание вам предстоит выполнить?

- Правильно, вы должны соединить слоги, чтобы получились слова. Выполните это задание в парах.

- Давайте проверим,  какие слова вы составили.

Сейчас на минутке чистописания запишем их.

Скажите, с какой целью мы проводим чистописание?

Приготовьте листы  с  широкой полоской, в них мы будем записывать слова, которые у вас получились.

Первое слово прописывает учитель, комментируя написанное.

Первое слово «Собака», начинаю писать с красной строки и с заглавной буквы, так как это начало упражнения. Мысленно делю строчку на половину и начинаю писать в верхней части рабочей строки. Высота заглавной буквы должна быть немного выше середины строки, а  строчной буквы чуть ниже  середины строки. Со- гласная «о», ба- гласная «а», ка- гласная «а», ставлю запятую. Какая орфограмма в этом слове?

- Почему?

- Давайте запишем следующее слово. Назовите его.

Приглашаю ученика записать с комментированием следующее слово.

- Какая орфограмма в этом слове? Подчеркните её.

(Проверяемая безударная в корне. Как ее можно проверить?)

Записать последнее слово, но точку не ставить.

- Давайте подведем итог минутке чистописания. Какие умения мы отрабатывали?

Записывают число, классная работа.

Таблицы со слогами.

Из слогов собрать слова.

Работают в парах, соединяют слоги.

-Учимся правильно писать на листах  в широкую полоску,  соблюдая высоту строчных и заглавных букв.

Записывают за учителем в листах с широкой полоской.

-Непроверяемая гласная в корне слова.

- Её нельзя проверить это слово словарное, и букву «о» надо запомнить.

Называют следующее слово.

Ученик выходит к доске и записывает слово с комментированием.

Называет орфограмму , подчеркивает её.

Проверяем ударением. Кольцо-кольца, вода-воды.

-Отрабатывали написания букв, соблюдая высоту.

2. Актуализация знаний.

- Давайте повторим,  на какие известные нам орфограммы мы записали слова и составим кластер.

(на доску вывешиваю табличку «орфограммы»).

- Пожалуйста, прикрепи ее к доске.

- Приведите примеры (спрашиваю 2-3х учеников).

- Какую еще орфограмму мы встретили?  (Приведите примеры)

- С какой новой орфограммой мы встретились? Открываю последнюю табличку. 

- Проверяемая безударная в корне.

Ученик прикрепляет табличку «Проверяемая безударная гласная в корне»

Называют орфограмму, прикрепляют табличку с ее названием к доске.

Удвоенные согласные в корне слова.

3. Первичная работа по теме.

Удвоенные согласные – это тема нашего урока.

А какие цели мы должны перед собой поставить?

Чем эта орфограмма, отличается от известных нам?

-Хорошо. Скажите,  чем согласный звук отличается от гласного?

- Из чего состоит согласный звук?

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру   «Послушай и скажи». Я буду читать начало стихотворения, вы должны его закончить.

1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие) .

Давайте запишем слово с удвоенными согласным в тетрадь, подчеркнем орфограмму.

2) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

В чём сходство и различие слов бал и балл?
– Объясните их значение (бал— танцы, балл— оценка) .

- Давайте узнаем в толковом словаре значение слова «Балл» и «бал».

Запишем слово балл, подчеркнем орфограмму.

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? 

- А как же мы узнаем, как правильно писать слова с удвоенными согласными?

-Является ли написание удвоенных согласных в слове орфограммой?

Почему?

- Сравним сделанный нами вывод с сообщением «Мудрой совы» в учебнике на стр.117.

- Правильный ли мы вывод сделали по поводу удвоенных согласных?

Давайте еще раз его повторим.

Давайте откроем орфографический словарь в нашем учебнике на стр.136-137.

Найдите и назовите слова с удвоенными согласными.

(вывожу их на экран).

- Какое словарное слово мы еще не изучали?

- Что означает это слово?

- Где мы можем узнать точное  лексическое значение этого слова?

Прошу хорошо читающего ученика прочитать значение слова.

Запишем это слово в лист с широкой полоской. Су- гласная «у», ббо-гласная «о», удвоенная б, та- гласная «а». И поставим точку.

Придумайте предложение со слово суббота.

(Выбираю подходящее). Давайте запишем его в тетрадь, … запишет на доске с комментированием.

Подчеркнем грамматическую основу предложения, что называется грамматическая основа предложения?

Что такое подлежащее?

Найдите подлежащее в нашем предложении и подчеркните его.

Что такое сказуемое?

Найдите и подчеркните сказуемое.

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. Орфограмма – слово греческого происхождения,

-Учиться писать слова с удвоенными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте.

Все орфограммы с гласными буквами, а эта орфограмма с согласными.

-При произнесении гласного звука струя воздуха не встречает препятствие, а при произнесении согласного звука встречает.

- Согласный звук состоит из шума и голоса или только шума.

Ссора.

В слове сор пишем одну букву С, в слове ссора две буквы СС.

В слове бал- танцы пишется одна буква Л, в слове балл- оценкам две буквы Л.

Читает подготовленный ученик.

Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать.

Проверим по орфографическому словарю.

Да, является.

Потому что их написание надо запомнить или проверить по словарю.

Открывают учебник на стр. 117, ученик читает правило.

Да, правильный.

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма, написание которой надо запомнить или проверить по словарю.

Класс, Россия, русский, суббота.

Со словом Суббота.

Ответы детей.

В толковом словаре.

Записывают слово в лист с широкой полоской.

Предложения детей.

Записывают в тетрадь.

Подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто ?или что?, и подчеркивается одной чертой.

Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает ? и т.д., и подчеркивается двумя чертами.

4. Физминутка.

5. Работа по теме урока.

Выполняем задание учебника.

Откройте учебник на стр. 117 и найдите упражнение 189.

Прочитайте задание.

Объясните значение слов.

Я предлагаю вам выбрать любые 3 слова и записать его столько раз,  сколько есть способов для его переноса с одной строки на другую, пользуясь образцом. Но прежде чем вы приступите к выполнению этого задания, давайте вспомним правила переноса.

Вывожу их на экран.

Вспомним правила переноса:

  1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
  2. Одну букву не переносят  и не оставляют на строке.
  3. Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной буквы.
  4. Буквы й,ь не отделяют от стоящей перед ними буквы.
  5. При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Давайте проверим,  как вы справились с этим заданием? (проверяю 2-3х учеников).

Открывают учебник, находят упражнение.

Хорошо читающий ученик читает задание.

Объясняют значение слов.

Читают по одному правилу.

Выполняют задание.

6.Закрепление.

Самостоятельно вы хорошо справились с этим заданием, теперь поработаем в группах.

Вспомним правила поведения в группе.(вывожу на экран)

Правила поведения.

  • В группе должен быть ответственный.
  • Один говорит, другой слушает.
  •  Своё несогласие высказывай вежливо.
  • Если не понял, переспроси.

У каждой группы свое задание. Группа работает по памятке.

  1. Внимательно прочитайте текст.  
  2. Найдите слова в тексте, в которых нужно вставить орфограмму чтобы правильно написать слово.
  3. Найдите это слово в словаре.
  4. Вставьте орфограмму.
  5. В тексте найдите слова с удвоенными согласными указанными в таблице.
  6. Заполните таблицу.

1 текст.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает ко(л/лл)екцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда гру(п/пп)а ребят. Кирилл - хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Римма ходит в бассейн. А Вова увлекается бу(л/лл)очками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный а(п/пп)етит!

-пп-

-лл-

2 текст.

  1. Внимательно прочитайте текст.  
  2. Найдите слова в тексте, в которых нужно вставить орфограмму чтобы правильно написать слово.
  3. Найдите это слово в словаре.
  4. Вставьте орфограмму.
  5. В тексте найдите слова с удвоенными согласными указанными в таблице.
  6. Заполните таблицу.

В нашем кла(с/сс)е все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает (к/кк)оллекцию марок. Алла любит отгадывать кро(c/сс)ворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл – хо(к/кк)еист. Инна играет в настольный теннис. Римма ходит в ба(с/сс)ейн. А Вова увлекается булочками и творожной ма(c/сс)ой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

-сс-

-кк-

3 текст.

  1. Внимательно прочитайте текст.  
  2. Найдите слова в тексте, в которых нужно вставить орфограмму чтобы правильно написать слово.
  3. Найдите это слово в словаре.
  4. Вставьте орфограмму.
  5. В тексте найдите слова с удвоенными согласными указанными в таблице.
  6. Заполните таблицу.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл – хо(к/к)еист. Инна играет в настольный те(н/нн)ис. Римма ходит в бассейн. А Вова увлекается булочками и творожной массой с и(з/зз)юмом. У него всегда отличный аппетит!

-нн-

-кк-

-мм-

4 текст.

  1. Внимательно прочитайте текст.  
  2. Найдите слова в тексте, в которых нужно вставить орфограмму чтобы правильно написать слово.
  3. Найдите это слово в словаре.
  4. Вставьте орфограмму.
  5. В тексте найдите слова с удвоенными согласными указанными в таблице.
  6. Заполните таблицу.

Я учусь во втором кла(c/сс)е. У нас дружный ко(л/лл)ектив. Мы проводим интересные утренники. В субботу мы ходим в ба(с/сс)ейн. Мы любим спорт. Мальчики  любят хоккей, девочки  играют в теннис. Поэтому не болеем гриппом.

-сс-

-лл-

5 текст.

  1. Внимательно прочитайте текст.  
  2. Найдите слова в тексте, в которых нужно вставить орфограмму чтобы правильно написать слово.
  3. Найдите это слово в словаре.
  4. Вставьте орфограмму.
  5. В тексте найдите слова с удвоенными согласными указанными в таблице.
  6. Заполните таблицу.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. Мы проводим интересные утрен/нники. В суб/бботу мы ходим в бассейн. Мы любим спорт. Мальчики  любят хоккей, девочки  играют в тен/ннис. Поэтому не болеем гриппом.

-нн-

-бб-

6 текст.

  1. Внимательно прочитайте текст.  
  2. Найдите слова в тексте, в которых нужно вставить орфограмму чтобы правильно написать слово.
  3. Найдите это слово в словаре.
  4. Вставьте орфограмму.
  5. В тексте найдите слова с удвоенными согласными указанными в таблице.
  6. Заполните таблицу.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. Мы проводим интересные утренники. В субботу мы ходим в бассейн. Мы любим спорт. Мальчики  любят хок/ккей, девочки  играют в теннис. Поэтому не болеем грип/ппом.

-кк-

-пп-

Давайте проверим, как вы справились с эти заданием.

(вывожу тексты на экран, чтобы другие группы могли проверить)

После каждого правильного ответа на доску прикрепляю снежинку.

Молодцы, все группы хорошо справились с этим заданием.

А хотите узнать,  кто мне помог сделать эти снежинки? Посмотрите на экран и скажите,  как зовут ребят?(вывожу на экран)

А какие еще имена с удвоенными согласными вы знаете?

Читает хорошо читающий ученик.

Один представитель группы читает текст и называет слова с удвоенными согласными.

7. Итог урока

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня работали?

- Почему удвоенные согласные в слове являются орфограммой?

– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?

http://festival.1september.ru/articles/511852/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/511852/img2.gif

На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. А кто может назвать слова с удвоенными согласными, которые вы помните, как их правильно писать?

– А теперь посмотрите на доску и скажите, кто посадил волшебную клумбу?

Удвоенные согласные в слове.

Потому что написание слов с удвоенными согласными надо запомнить или проверить по словарю.

8. Домашнее задание.

у. с. 117 правило, с.118 упр. 190


Использованная литература :

  1. Русский язык . 2 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,
  2. Грушников П.А. Орфографический словарик: Учеб.пособие для учащихся нач.шк. – М.: Просещение.
  3. Гвинджилия О.В. Словарные слова, рабочая тетрадь : 2 класс
  4. Стронская И.М. Толковый словарик русского языка для младших школьников

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...

Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».

Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...

Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".

Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....

Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Образовательные задачи данного урока: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита "Ф",  "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...

Конспект урока "Согласный звук Ш. Буква Ш"

Конспект урока по обучению грамоте....

Конспект урока "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Урок чтения. Изучение нового материала....

Конспект урока "Согласный звук [ш], буквы Ш, ш"

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласный звук [ш], буквы Ш, ш"...