Конспект урока на тему "Определение глагола как части речи." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_glagola_kak_chasti_rechi._shkola_2100_3klass.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016 г

Тема: Определение глагола как части речи

 Цели:

 – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

 – Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

Предметные:  развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,

Приемы: беседа, диалог,

 2

минут

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

10мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа». 

Беседа.

– Как называются слова, о которых можно спросить:

что это? кто это? (Имена существительные.)

какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)

– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)

– Приведите примеры названных частей речи.

По рядам: один ученик называет слово, ученик с другого ряда отвечает, какая это часть речи, и т.д.

Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.

1. Мотивирующее введение в тему урока.

На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Зачем глаголы нужны в речи?

Учитель фиксирует вопросы на доске.

2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

– Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.)

– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Формулируют тему и цели урока.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение частных зада

Практическая работа

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа,  диалог, упражнение.

15 мин

1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.

а) Упр. 344 (устно).

– Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются?

– Что называют слова, которые добавились во 2-й части?

– Как они называются? (Глаголы.)

– Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

б) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием.

– Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

– По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.

в) Упр. 346.

– Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?

Связные ответы детей.

2. Обобщение наблюдений

Сравните со своими выводами.  Ключевые слова: глаголы.

После упр. 344: оживляют картину, обозначают действия предметов.

После упр. 345: многообразие глаголов, частота употребления в речи.

Упр. 346 (устно): старославянские слова «слово», «речь» важны при построении предложений, для передачи сообщения.

3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

Упр. 347.

– Что общего у слов в каждой группе?

– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)

– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...

– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)

4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105).

5. Работа с определением (с. 105).

– Прочитайте текст про себя.

– Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)

– Приведите свои примеры глаголов.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Физ. мин.

2мин

Закрепление знаний

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

13мин

Работа в учебнике.

1. Слуховой диктант.

– Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.

– Сколько глаголов? (7.)

2. Задание № 1, тема 10 в рабочей тетради.

– Как вы нашли глагол?

3. Словесное рисование.

– Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.

Какой он?                          

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Методы: словесный,

Приемы: беседа,

2 мин

– Что такое глагол?

– Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.)

Отвечают на вопросы, анализируют, проводят самооценивание.

Рефлексия

Методы: словесный,

Приемы: диалог,

1мин

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания.

Домашнее задание

1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.

2. Нарисовать портрет Глагола.

Записывают домашнее задание.