Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема : "Однокоренные слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Тюльберова Анастасия Альбиновна

    Урок для 2 класса УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока – проекта по русскому языку

    по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

    Класс: 2 класс

    Учитель: Тюльберова А.А.

    УМК " Школа России"

    Предмет: русский язык

    Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

    Тема урока: Однокоренные слова

    Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

    1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

          - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

    -формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

    - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    - развитие умения работать с информацией;

    - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

    - развитие умения использовать различные способы поиска информации;

    - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

    - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

    - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

    - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

    - формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

    - формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

    3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    - развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    - освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

    - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

    - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

    Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

    - Инструкционные карты, информационные листы, листы  самооценки, заготовки для  эмоциональной оценки («волшебные линеечки» Г. Цукермана);

    - Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;

    - Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

    - Нетбуки для индивидуальной и парной работы;

    - Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

    Список используемой литературы:

    1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
    2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
    3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
    4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
    5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    6. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    7. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    8. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
    9. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
    10. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
    11. «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011

    Электронные источники информации:

    1. www.wikipedia.ru
    2. www.openclasse.ru
    3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
    4. www.1september.ru
    5. www.wiki.vladimir.i-edu.ru
    6. Единая коллекция ЦОР

                                                                                              


    Этап

    урока

    Время, мин

    Цель

    Содержание взаимодействия с учащимися

    Методы
    и приемы работы

    ФОУД*

     Деятельность учителя
     

     Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Организационный

     1
     

     Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
     

    Ну-ка, всё проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадь?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «пять»?

     –
     

     Ф
     

     Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
     

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
     

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

    Коммуникативные:

    - формирование  умения слушать и слышать.

    Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

    Словарно-орфографическая работа.
     

     7
     

    Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
     

     На доске написаны слова

     круж…во  

     ..рех   

    р… цепт  

     м… нета   

    н… деля   

    леб… дь
    – Какое задание можно предложить к этим словам? 
    (Вставить пропущенные буквы.)
    – Какие буквы нужно вставить в эти слова?
    – Как убедиться в том, что вы правы? 
    (Проверить написание этих слов по словарю.)
    – Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
    – Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
    (Написание нужно запомнить.)

    Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
     

     Ф
     

     Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
     

     Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

    Регулятивные:

     - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

    Познавательные:

    - постановка и решение проблемы;

    Личностные:

    - развитие познавательных интересов учебных мотивов;

    Коммуникативные:

    - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Минутка чистописания.
     

     5
     

    Выход на тему урока

     1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
    еоеоее     оееоее …
    2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 
    (Если их соединить, то получится слово.)
    – Какое это слово? Запишите его. 
    (Корень.)
    – Назовите грамматические признаки слова 
    корень.
    – Что такое 
    корень?
    – Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
    (Это слово многозначное.)

     Наблюдение.
     

     Ф
     

    Указывает объект наблюдения
     

    Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

    Регулятивные:

    - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

    Познавательные:

    - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

     Работа над темой.
     

     11
     

     Подведение детей к самостоятельному выводу 
     

     Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
    – Что мы называем корнем слова?
    -О чем  будем говорить сегодня на уроке?
     Запись на доске: 
    Белка, беленький, белить,
    Водяной, вода, водить,
    Лист, лиса, лисенок,
    Лось, лоскут, лосенок,
    Горный, горка, городок,
    Пес, песочный и песок.

    Где слова родные (однокоренные)?

     Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

     Ф, П
     

     Организует подводящий диалог, уточняет правило
     

    Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

    Регулятивные:

     - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

    - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

     Проверка понимания способа действия.
     

     Коллективное выполнение упражнения.
    – Назовите и выпишите однокоренные слова. 

    (Как-то много лет назад

    Посадили дивный сад

    Не был этот сад фруктовым

    Был он только словом.

    Это слово, слово – корень

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новым слов.

    Вот из сада вам рассада.

    Вот ещё посадки рядом.

    А вот садовод

    Иль садовник к нам идёт.

    Очень – очень интересно

    Погулять в саду словесном !
    – Почему вы так считаете?
    – К какой части речи относится каждое слово?
    – Выделите корень в словах.
    – Что заметили?
    – От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

    - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

     Доказатель-ство
     

     Ф
     

     Дает образец короткого доказательства
     

     Объясняют написания слов, делают выводы.
     

    Познавательные:

    - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

    Регулятивные:

    - составление плана и последовательности действий.

     Первичное закрепление нового материала
     

     7
     

     Развитие умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова, 
     

        На листах    Игра  «Выбери пару». (Приложение 1)
    Соединить пары однокоренных слов.
    – Какими частями речи являются эти слова? (работа на нетбуках с использованием локальной сети)
     

    Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке
     

     Г, П, И
     

     Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
     

    По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

    Регулятивные:

     - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

    - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

    Познавательные:

    - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

    Личностные:

    - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

    - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

     Выявление однокоренных слов
     

    Испугались медвежонка

    Ёж с ежихой и ежонком,

    Чиж с чижихой и чижонком,

    Стриж с стрижихой и

    стрижонком.

    Разбежались кто куда,

    Приведи-ка их сюда!

     Работа с учебником (№85, стр 53)
     

     Г, П
     

     Помещает слова 
    на доску
     

     Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы

    Регулятивные:

     - умение адекватно воспринимать оценки;

    Познавательные:

    - построение логической цепи рассуждений;

    Личностные:

    - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

    Коммуникативные:

    - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

    - владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

    Психофизическая тренировка

    1

    Релаксация

    Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

    Работа в парах

    П

    Организация психофизической тренировки

    Выполняют упражнение для релаксации

    Коммуникативные:

    - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

    Гимнастика для глаз.

    1

    Снятие усталости с глаз

    Мульдимедийная презентация

    Просмотр презентации

    Ф

    Организует выполнение гимнастики для глаз

    Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

     Самопроверка
     

     3
     

     Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

    У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

    Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

     Игра «Редактор»,  Диктовка, самопровер-

    ка, самооценка
     

     И,
     Г,

     Диктует слова
     

     Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
    на доске, ставят констатирующую оценку

    Коммуникативные:

     - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

    Познавательные:

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные:

    - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    - умение выделить нравственный аспект поведения;

    - готовность к сотрудничеству и дружбе;

    Регулятивные:

    - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

     Подведение итогов
     

     2
     

     Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

     Игра «Суета».

    Больной, больница, большой.

    Путь, дорога, путник.

    Вода, река, водяной.

    Часовщик, час, часть.

    Работа с использованием локальной сети.


     

     Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»
     

     Ф,П, Г
     

     Задает вопросы 
    о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
    на следующие уроки
     

    Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
     

    Регулятивные:

     - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

    - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

    Личностные:

    - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

    Коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

    Этап разъяснения домашнего задания

    1

    Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    - Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.

    Л…ска, л…сонька, л…са!

    Ты в каких живешь лесах?

    Л…сий хвост замел следы.

    Где л…сичка? Видел ты?

    Работа с учебником №90, стр 55

    Ф,И

    Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

    Записывают задание на дом, задают вопросы

    Регулятивные:

     - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

    Познавательные:

    - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

    - самостоятельное формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    Коммуникативные:

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - умение слушать и вступать в диалог;

    Заключительный этап и рефлексия.

    КОД (контрольно-оценночная деятельность)

    1

    Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

    Урок наш окончен

    И выполнен план.

    Спасибо, ребята,

    Огромное вам,

    За то, что упорно,

    Усердно трудились!

    И знания ваши

    Нам всем пригодились!

    Работа с листом самооценки,

    и «Волшебными линеечками»

    Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

    Рефлексия, КОД

    Ф

    Обеспечивает положитель

    ную реакцию учащихся на уроки русского языка

    Получают позитивный настрой от урока

    Регулятивные:

     - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

    - осуществлять итоговый контроль

    Личностные:

    - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

    - проявлять активность в деятельности.

    * ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

    Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

    Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

    Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.

    Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....

    Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение".

    Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение"....